Учение – для детей дело нелёгкое. Некоторые оступаются, теряют темп, отстают. Как помочь таким ученикам? Как пробудить в ребёнке желание преодолевать трудности? Какие есть для этого возможности у учителей и родителей? Говоря о неуспеваемости, мы будем иметь в виду те случаи, когда ребенок не занимается в полную силу и не дотягивает не только до требова¬ний государственной программы, но и до самого себя, до своих возможностей. Школьные неуспехи — это очень больно!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Поможем учиться успешно!" »
Поможем учиться успешно
Разинова Татьяна Леонидовна,
учитель математики МБОУ «ООШ № 17»,
г. Старый Оскол Белгородской области
Нововведения или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов.
С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий, мы - учителя, всё более осваиваем функции консультантов, советчиков, воспитателей. Это требует от нас специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность педагога к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.
Учение – для детей дело нелёгкое. Некоторые оступаются, теряют темп, отстают. Как помочь таким ученикам? Как пробудить в ребёнке желание преодолевать трудности? Какие есть для этого возможности у учителей и родителей?
Хроническую неуспеваемость любой степени тяжести лучше всего лечить так же, как и хронические болезни: устраняя их причину. А причины неуспеваемости бывают самые разнообразные: обширные пробелы в знаниях, возникшие из-за долгих пропусков занятий, или исходная неготовность к школьному обучению, или ослабленность, быстрая утомляемость ребенка, или индивидуальные особенности внимания, памяти, мышления, речи, воображения, характера, эмоционального склада ребенка, не способствующие легкому и успешному усвоению учебного материала. Каждый отстающий в учении ребенок «болеет» неуспеваемостью на свой лад, но «болеют» практически все: случаи защищенности от любых школьных трудностей так же редки, как случаи абсолютного здоровья. Сплошные двойки по многим предметам тоже относительно редки. Но вечные слабенькие тройки не менее распространены и не менее опасны, чем постоянные ангины.
Итак, говоря о неуспеваемости, мы будем иметь в виду те случаи, когда ребенок не занимается в полную силу и не дотягивает не только до требований государственной программы, но и до самого себя, до своих возможностей. Школьные неуспехи — это очень больно!
Все формы неуспеваемости излечимы. Однако устранение причины неуспеваемости, то есть радикальное исцеление, почти всегда протекает долго и небезболезненно. А пока маленький человек силится справиться со своей бедой, но еще не совладал с ней (например, усиленно работает в логопедической группе, но еще не преодолел дефект речи и «не тянет» по чтению и письму), он остается — в глазах учителей, одноклассников, даже родителей — слабым, плохим, отстающим, последним на лестнице учебной успеваемости.
А за школьной оценкой стоит не только количество ошибок в контрольной работе и даже не только личное отношение учительницы или эмоции родителей, также довольно часто измеряемые, к сожалению, пятибалльной шкалой, но гораздо более значимая для школьника общественная оценка его личности, труда и жизненных перспектив. В глазах старшеклассников положение неуспевающего близко к положению неудачника в жизни. Для маленького школьника плохой ученик — это почти то же самое, что плохой человек: «Я с ним не дружу: он двоечник!». И надо обладать особым мужеством, чтобы, принадлежа к малопочтенной «касте неуспевающих», не сдаваться, сохранить веру в себя, надежду на ус- пех — все, что необходимо для борьбы с собственной слабостью.
В сущности это — отчаянная ситуация, и непонятно, как же всё-таки выдерживают эти отстающие. Как удается им сохранить чувство собственного достоинства среди постоянных напоминаний о слабостях и недостатках, в постоянном сравнении с теми, кто лучше решает задачи, быстрее читает и только на этом основании считается вообще более достойным человеком?
Однако не все слабые ученики махнули рукой не учебу и предались веселой жизни улицы, не все прикрывают маской цинизма и безразличия свое израненное самолюбие, не все уходят в ложь, безволие, отчаяние. Многие еще продолжают сражаться с собственным незнанием, неумением, неспособностью. Конечно, не в одиночку. Конечно, бок о бок с учителями и родителями. И все же — наедине со своей болью, ибо наши обычные методы борьбы с неуспеваемостью подобны лечению без обезболивания.
Как сделать для ребенка менее болезненным избавление от неуспеваемости? Если обычная педагогическая терапия неуспеваемости стремится к ликвидации незнания, к учебному успеху, то при этом необходима и психотерапия неуспеваемости, направленная на преодоление эмоциональной травмы, на обезболивание неудач, на изменение отношения ребенка к создавшейся в школе ситуации, к своим возможностям и перспективам. Но прежде чем говорить о приемах обезболивания школьных неудач задумаемся о причинах школьных страданий детей, получающих не самые лучшие отметки. Ясно, что ребенок переживает свои неуспехи совсем не так, как его родители. Он не ужасается своей невнимательности или бедной речи. Откуда ему знать, какими должны быть речь и внимание. Его мучит другое.
Для взрослых отличные школьные успехи детей, учение без неуспеваемости — это мечта, а для ребенка, только что севшего за парту,— естественность, норма школьной жизни. Он ждет и уверен, что получит пятерку.
Ни один ребенок не приходит в школу, чтобы быть двоечником. Запасы старательности у всех ребят разные, но уверяю вас, что в первые дни учения каждый пятиклашка выкладывает все свои (не его вина, если скудные) запасы прилежания и с готовностью, доверчиво следует за учителем в любую область знаний, веря, что все будет ОТЛИЧНО.
Все дети хоть за что-нибудь могут быть удостоены этой высшей школьной награды — пятерки. Но доброта, щедрость, остроумие, любопытство, даже желание учиться не оцениваются по пятибалльной системе, а вот, скажем, красивый почерк — да. И этих восхитительных фантазеров, правдолюбцев, ласковых, усердных, желающих научиться всему на свете, мы изо дня в день критикуем закривые буквы, за то, что «считают ворон» на уроке. Критикуем, забывая, как рано может замкнуться порочный круг неуспехов и неполадок: двойка (тройка, четверка — все, что обманывает ожидания учеников, всегда рассчитывающих на«отличную» школьную жизнь) неизбежно вызывает эмоциональное неблагополучие.
Ни у кого из нас нет прибора для измерения того, сколько эмоциональных ударов какой-то определенный ребенок выдержит, ана каком надломится его вера в себя, какой силы должно быть огорчение, чтобы ученик начал избегать занятий, грозящих новыми огорчениями. Мы не можем предугадать эмоциональный эффект отметки, но мы обязаны ясно понимать и все время помнить, что отметка — это небезобидный инструмент воздействия на ребенка. И каждый взрослый должен в отношениях с детьми соблюдать Правила техники оценочной безопасности.
Не бей лежачего. Двойка (а для кого-то и тройка, четверка) — достаточное наказание для ребенка, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.
Оценку своих знаний ребенок уже получил, от учителя и от родителей он ждет спокойной помощи (а как часто получает новые и уже несправедливые огорчения!).
Некоторые педагоги и родители предлагают вообще отказаться от оценки ученических работ. Они считают, что надо только исправлять и разбирать ошибки, не высказывая при этом ни одобрения, ни порицания. Но надо ли специально доказывать, что похвалы детям необходимы, равно как и указания на ошибки, недочеты, неточности. «Похвала» и «указание на ошибки» — это не антонимы. Похвала адресована самому ребенку: «Молодец! Ты научился решать задачи в два действия!». Критикуют же не самого человека, аего работу: «Такие задачи надо решать не в одно действие, а в два». Иными словами, хвалить надо исполнителя, а критиковать — только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать как можно более безразлично— вот один из основных принципов психотерапии неуспеваемости.
Школьная оценка не учитывает того, что ребенок стал чуть 6олее знающим и умелым. В самом деле, и за десять, и за пять ошибок в контрольной работе ученик все равно получает двойку. Но нужно показать ребенку его продвижение вперед, приободрить, внушить веру в свои силы. Пятерки и двойки сравнивают всех и единственного в своем роде Петю Сидорова на общих основаниях, тогда как педагогическая наука рекомендует оценивать каждого ребенка по его собственным достижениям. Но этому-то и мешает отметка: «Сидоров, ты сегодня гораздо лучше написал контрольную работу: уже не 16 ошибок, а 8. Но тройку пока поставить не имею права». Вот тебе и «лучше», если в оценке не видна разница между плохой и вдвое (!) более грамотной работой.
Из этого примера вы уже сами вывели следующий принцип психотерапии неуспеваемости: ваша оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его вчерашними неуспехами, а не только с государственными нормами оценивания и тем более — не суспехами соседского Толика. Даже самый малый успех ребенка — это реальный успех, зримая победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам. Учитель ругает ученика за некрасивый почерк. Но это несправедливо, учитель просто жесток, если забыл, какой путь проделал ученик от ни на что не похожих букв-уродцев в первых тетрадях до нынешнего не идеального, но вполне разборчивого почерка. Заметим попутно, что прежде его тетради пестрели ошибками, а теперь решение стало почти грамотным. Надо помнить, что ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей и неуспехов!Достоинства у ребенкаесть сейчас(а не возникнут благодаря систематическим занятиям), и это должно быть отражено воценке. Почему мы замечаем прежде всего теневые стороны детского поведения, недостатки, неумения, незнания? Ведь наши «не сделал», «не стараешься», «не учишь» порождают эхо: «не хочу», «не могу», «не надо мне этого!». Похвала, высокая оценка — это своеобразная точка опоры, без которой немыслимо перевернуть мир неуспеваемости. Не скупитесь на похвалу! Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Надовыделять из потока неудач крошечный «островок» успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
А чтобы найти «островок» успеха, невозможно оценивать всю работу целиком: и внешний вид, и грамотность записи, и правильность подсчетов, и умение решать задачи такого типа. Ход решения правильный, но есть ошибка в делении — тройка. Ответ верный, но три орфографические ошибки в записи вопросов к задаче — тройка. Все решено правильно, но сколько исправлений, мазни — тройка. Учитель не имеет права нарушать государственные нормы оценивания.
Итак, отметку необходимо дифференцировать. Скорость решения примера еще невысокая, но ответ верный! А еще лучше — в обратном порядке. Вместо «Решал медленно» сказать: «Решил три примера! Осталось всего 5!» И нет у ребенка ни ощущения полной неудачи, ни иллюзии полного успеха. Все справедливо, и возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу узнать».
Но как достичь этого «хочу»? В этом поможет еще один принцип психотерапии неуспеваемости: ставьте перед ребенком достижимые цели,и он ихпопытается достичь.
Следует помнить, что всякая психотерапия неуспеваемости — это лишь обезболивание, а не лечение основного недуга, и параллельно должна обязательно вестись кропотливая, долгая терапевтическая работа, направленная на ликвидацию причин неуспеваемости. Однако любая учебная работа будет недостаточно эффективна без ободряющей, оптимистичной системы отношений с ребенком.
Одной психотерапии неуспеваемости достаточно, чтобы избавить ребенка от тех школьных трудностей, которые обусловлены прежде всего неверием в свои силы: «У меня не получается. Не стоит и пробовать» (часть за этим унынием стоит самолюбивое: «Я не буду первым !») или недоверием к школе, к учителю: «Там меня не любят, ко мне придираются». В этих случаях совершенно необходимо (в остальных — желательно) учить ребенка самостоятельно оценивать свою работу, сделать его соучастником оценки. Умение себя оценивать является необходимым компонентом умения учиться — главного средства преодоления учебных трудностей. Самооценке надо учить, адля этого тоже подходят изложенные здесь принципы безболезненного оценивания. Самооценка ребенка, воспитанного на этих принципах, поможет ему спокойнее (но не безразличнее) пережить долго еще тянущийся хвост нежелательных отметок. Если ученик сам может различить в тройке, поставленной учителем, четыре за грамотность и два за почерк; если ребенка научили радоваться тому, что сегодня он решил на один пример больше, чем вчера(хотя снова получил двойку); если он умеет сам отличать отношение учительницы к нему лично («Ты мой незаменимый помощник в классе!») от ее же рукой поставленных двоек; если он сам все это может, то он почти гарантирован от стыда и боли человека, не успевающего за своими друзьями.
Обучение самооценке нужно начинать с того, как дифференцировать оценку. Психологи свидетельствуют, что для ребенка совершенно естественно получить за одну работу много разных отметок, ведь он приложил много разных усилий: заставил себя сесть за стол, вспоминал, выводил буквы, не думал о футболе, размышлял о правилах... Но как оценить грамотность, если учитель помог найти шесть ошибок? Ученик спросил : «Четыре ошибки — это очень много или не очень?» А учитель предлагает простую арифметику: в задании 10 примеров на умножение, ты ошибся вчетырёх, а 6 решил правильно. «Так я не самый без грамотный ?! Я уже что-то могу ?!»
Ради этого «я могу» и стоит постараться освоить общедоступные принципы психотерапии неуспеваемости, принципы действенной, врачующей любви, но любви именно к этому, сегодняшнему ребенку, а не к тому, каким мы мечтаем его видеть («но он не старается»). Он таким может стать, но еще не завтра. А сегодня ему очень трудно, и в наших силах помочь ему не надорваться в борьбе с учебными трудностями.
Литература:
Безруких М., Ефимова С.”Почему учиться трудно?” М., 1995.
Давыдов В. В., Маркова А. К. “Развитие мышления в школьном возрасте” //Принцип развития в психологии. М., 1978.
“Жизнь ребёнка и его успехи в школе” //н/шк 1996.№ 4.
Менчинская Н.А. «Психологические проблемы неуспеваемости» - М.: Педагогика, 1981.
Мурачковский Н.И. «Как предупредить неуспеваемость школьников» - М.: Педагогика, 1977.
Цетлин В.С. «Неуспеваемость школьников и ее предупреждение» - М.: Педагогика, 1977.
Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития./Под ред. З.И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. М.,1996.