kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Поможем учиться успешно!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учение – для детей дело нелёгкое. Некоторые оступаются, теряют темп, отстают. Как помочь таким ученикам? Как пробудить в ребёнке желание преодолевать трудности? Какие есть для этого возможности у учителей и родителей? Говоря о неуспеваемости, мы будем иметь в виду те случаи, когда ребенок не занимается в полную силу и не дотягивает не только до требова¬ний государственной программы, но и до самого себя, до своих возможностей. Школьные неуспехи — это очень больно!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Поможем учиться успешно!" »

Поможем учиться успешно

Разинова Татьяна Леонидовна,

учитель математики МБОУ «ООШ № 17»,

г. Старый Оскол Белгородской области

Нововведения или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов.

С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий, мы - учителя, всё более осваиваем функции консультантов, советчиков, воспитателей. Это требует от нас специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность педагога к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

Учение – для детей дело нелёгкое. Некоторые оступаются, теряют темп, отстают. Как помочь таким ученикам? Как пробудить в ребёнке желание преодолевать трудности? Какие есть для этого возможности у учителей и родителей?

Хроническую неуспеваемость любой степени тяжести лучше всего лечить так же, как и хронические болезни: устра­няя их причину. А причины неуспе­ваемости бывают самые разнообразные: обширные пробелы в знаниях, возник­шие из-за долгих пропусков занятий, или исход­ная неготовность к школьному обу­чению, или ослабленность, быстрая утомляемость ребенка, или индивиду­альные особенности внимания, памяти, мышления, речи, воображения, харак­тера, эмоционального склада ребенка, не способствующие легкому и успеш­ному усвоению учебного материала. Каждый отстающий в учении ребе­нок «болеет» неуспеваемостью на свой лад, но «болеют» практически все: случаи защищенности от любых школь­ных трудностей так же редки, как случаи абсолютного здоровья. Сплош­ные двойки по многим предметам тоже относительно редки. Но вечные сла­бенькие тройки не менее распростране­ны и не менее опасны, чем постоян­ные ангины.

Итак, говоря о неуспеваемости, мы будем иметь в виду те случаи, когда ребенок не занимается в полную силу и не дотягивает не только до требова­ний государственной программы, но и до самого себя, до своих возможностей. Школьные неуспехи — это очень больно!

Все формы неуспеваемости излечимы. Однако устранение причины неуспеваемости, то есть радикальное исцеление, почти всегда протекает долго и небез­болезненно. А пока маленький человек силится справиться со своей бедой, но еще не совладал с ней (например, уси­ленно работает в логопедической груп­пе, но еще не преодолел дефект речи и «не тянет» по чтению и письму), он остается — в глазах учителей, одноклассников, даже родителей — слабым, плохим, отстающим, последним на лестнице учебной успеваемости.

А за школьной оценкой стоит не только количество ошибок в контроль­ной работе и даже не только личное отношение учительницы или эмоции ро­дителей, также довольно часто измеря­емые, к сожалению, пятибалльной шка­лой, но гораздо более значимая для школьника общественная оценка его личности, труда и жизненных перспек­тив. В глазах старшеклассников поло­жение неуспевающего близко к поло­жению неудачника в жизни. Для ма­ленького школьника плохой ученик — это почти то же самое, что плохой человек: «Я с ним не дружу: он двоеч­ник!». И надо обладать особым муже­ством, чтобы, принадлежа к малопо­чтенной «касте неуспевающих», не сда­ваться, сохранить веру в себя, на­дежду на ус- пех — все, что необхо­димо для борьбы с собственной сла­бостью.

В сущности это — отчаянная си­туация, и непонятно, как же всё-таки выдерживают эти отстающие. Как удает­ся им сохранить чувство собственного достоинства среди постоянных напоми­наний о слабостях и недостатках, в постоянном сравнении с теми, кто лучше решает задачи, быстрее читает и только на этом основании считается вообще более достойным человеком?

Однако не все слабые ученики махну­ли рукой не учебу и предались весе­лой жизни улицы, не все прикрывают маской цинизма и безразличия свое израненное самолюбие, не все уходят в ложь, безволие, отчаяние. Многие еще продолжают сражаться с собст­венным незнанием, неумением, неспо­собностью. Конечно, не в одиночку. Конечно, бок о бок с учителями и родителями. И все же — наедине со своей болью, ибо наши обычные ме­тоды борьбы с неуспеваемостью по­добны лечению без обезболивания.

Как сделать для ребенка менее бо­лезненным избавление от неуспевае­мости? Если обычная педагогическая терапия неуспеваемости стремится к ликвидации незнания, к учебному успе­ху, то при этом необходима и психо­терапия неуспеваемости, направленная на преодоление эмоциональной травмы, на обезболивание неудач, на изменение отношения ребенка к создавшейся в школе ситуации, к своим возможностям и перспективам. Но прежде чем говорить о приемах обезболивания школьных неудач задумаемся о причи­нах школьных страданий детей, получающих не самые лучшие отметки. Ясно, что ребенок переживает свои неуспе­хи совсем не так, как его родители. Он не ужасается своей невниматель­ности или бедной речи. Откуда ему знать, какими должны быть речь и внимание. Его мучит другое.

Для взрослых отличные школьные успе­хи детей, учение без неуспеваемости — это мечта, а для ребенка, только что севшего за парту,— естественность, норма школьной жизни. Он ждет и уве­рен, что получит пятерку.

Ни один ребенок не приходит в шко­лу, чтобы быть двоечником. Запасы ста­рательности у всех ребят разные, но уве­ряю вас, что в первые дни учения каждый пятиклашка выкладывает все свои (не его вина, если скудные) за­пасы прилежания и с готовностью, до­верчиво следует за учителем в любую область знаний, веря, что все будет ОТЛИЧНО.

Все дети хоть за что-нибудь могут быть удостоены этой высшей школьной награды — пятерки. Но доброта, щед­рость, остроумие, любопытство, даже желание учиться не оцениваются по пятибалльной системе, а вот, скажем, красивый почерк — да. И этих восхи­тительных фантазеров, правдолюбцев, ласковых, усердных, желающих научить­ся всему на свете, мы изо дня в день критикуем за кривые буквы, за то, что «считают ворон» на уроке. Критикуем, забывая, как рано может замкнуться порочный круг неуспехов и неполадок: двойка (тройка, четверка — все, что обманывает ожидания учеников, всегда рассчитывающих на «отличную» школьную жизнь) неизбеж­но вызывает эмоциональное неблаго­получие.

Ни у кого из нас нет прибора для измерения того, сколько эмоциональ­ных ударов какой-то определенный ребенок выдержит, а на каком надло­мится его вера в себя, какой силы должно быть огорчение, чтобы ученик начал избегать занятий, грозящих новы­ми огорчениями. Мы не можем предуга­дать эмоциональный эффект отметки, но мы обязаны ясно понимать и все время помнить, что отметка — это не­безобидный инструмент воздействия на ребенка. И каждый взрослый должен в отношениях с детьми соблюдать Правила техники оценочной безопасности.

Не бей лежачего. Двойка (а для кого-то и тройка, четверка) — достаточное на­казание для ребенка, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.

Оценку своих знаний ребенок уже по­лучил, от учителя и от родителей он ждет спо­койной помощи (а как часто получает новые и уже несправедливые огорче­ния!).

Некоторые педагоги и родители пред­лагают вообще отказаться от оценки ученических работ. Они считают, что надо только исправлять и разбирать ошибки, не высказывая при этом ни одобрения, ни порицания. Но надо ли специально доказывать, что похвалы де­тям необходимы, равно как и указа­ния на ошибки, недочеты, неточности. «Похвала» и «указание на ошибки» — это не ан­тонимы. Похвала адресована самому ре­бенку: «Молодец! Ты научился решать задачи в два действия!». Критикуют же не самого человека, а его работу: «Такие задачи надо решать не в одно действие, а в два». Иными словами, хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать как можно более безразлично — вот один из основ­ных принципов психотерапии неуспевае­мости.

Школьная оценка не учитыва­ет того, что ребенок стал чуть 6олее знающим и умелым. В самом деле, и за десять, и за пять ошибок в контрольной работе ученик все равно получает двойку. Но нужно показать ребенку его продвижение вперед, приободрить, внушить веру в свои силы. Пятерки и двойки сравнивают всех и единственного в своем роде Петю Сидорова на общих основаниях, тогда как педагогическая наука рекомендует оценивать каждого ребенка по его соб­ственным достижениям. Но этому-то и мешает отметка: «Сидоров, ты сегодня гораздо лучше написал контрольную работу: уже не 16 ошибок, а 8. Но тройку пока поста­вить не имею права». Вот тебе и «луч­ше», если в оценке не видна разница между плохой и вдвое (!) более грамот­ной работой.

Из этого примера вы уже сами вы­вели следующий принцип психотерапии неуспеваемости: ваша оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его вчерашними неуспехами, а не толь­ко с государственными нормами оценивания и тем более — не с успехами соседского Толика. Даже самый малый успех ребенка — это реальный успех, зримая победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам. Учитель ругает ученика за некрасивый почерк. Но это несправед­ливо, учитель просто жесток, если забыл, какой путь проделал ученик от ни на что не похожих букв-уродцев в первых тетрадях до нынешнего не иде­ального, но вполне разборчивого по­черка. Заметим попутно, что прежде его тетради пестрели ошибками, а те­перь решение стало почти грамотным. Надо помнить, что ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей и неуспехов! Достоинства у ребенка есть сейчас (а не возникнут благодаря системати­ческим занятиям), и это должно быть отражено в оценке. Почему мы за­мечаем прежде всего теневые стороны детского поведения, недостатки, не­умения, незнания? Ведь наши «не сде­лал», «не стараешься», «не учишь» по­рождают эхо: «не хочу», «не могу», «не надо мне этого!». Похвала, высокая оценка — это своеобразная точка опоры, без которой немыслимо перевернуть мир неуспеваемости. Не скупитесь на похвалу! Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Надо выделять из потока неудач крошечный «островок» успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

А чтобы найти «островок» успеха, не­возможно оценивать всю работу цели­ком: и внешний вид, и грамотность за­писи, и правильность подсчетов, и уме­ние решать задачи такого типа. Ход ре­шения правильный, но есть ошибка в де­лении — тройка. Ответ верный, но три орфографические ошибки в записи воп­росов к задаче — тройка. Все решено правильно, но сколько исправлений, мазни — тройка. Учитель не имеет права нарушать государственные нормы оценивания.

Итак, отметку необходимо диффе­ренцировать. Скорость решения примера еще невы­сокая, но ответ верный! А еще лучше — в обратном порядке. Вместо «Решал медленно» сказать: «Решил три примера! Осталось все­го 5!» И нет у ребенка ни ощущения полной неудачи, ни иллюзии полного успеха. Все справедливо, и возникает самая де­ловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу узнать».

Но как достичь этого «хочу»? В этом поможет еще один принцип психоте­рапии неуспеваемости: ставьте перед ре­бенком достижимые цели, и он их по­пытается достичь.

Следует помнить, что всякая психотерапия неуспеваемости — это лишь обезболивание, а не лечение основного недуга, и параллельно должна обязательно вестись кропотливая, долгая терапевтическая работа, направленная на ликвидацию причин неуспеваемости. Однако любая учебная работа будет не­достаточно эффективна без ободряю­щей, оптимистичной системы отноше­ний с ребенком.

Одной психотерапии неуспеваемости достаточно, чтобы избавить ребенка от тех школьных трудностей, которые обу­словлены прежде всего неверием в свои силы: «У меня не получается. Не стоит и пробовать» (часть за этим унынием стоит самолюбивое: «Я не буду первым !») или недоверием к школе, к учителю: «Там меня не любят, ко мне придираются». В этих случаях совершен­но необходимо (в остальных — жела­тельно) учить ребенка самостоятельно оценивать свою работу, сделать его соучастником оценки. Умение себя оце­нивать является необходимым компо­нентом умения учиться — главного средства преодоления учебных труд­ностей. Самооценке надо учить, а для этого тоже подходят изложенные здесь принципы безболезненного оценивания. Самооценка ребенка, воспитанного на этих принципах, поможет ему спокойнее (но не безразличнее) пережить долго еще тянущийся хвост нежелательных отметок. Если ученик сам может раз­личить в тройке, поставленной учите­лем, четыре за грамотность и два за почерк; если ребенка научили радовать­ся тому, что сегодня он решил на один пример больше, чем вчера (хотя снова получил двойку); если он умеет сам отличать отношение учительницы к не­му лично («Ты мой незаменимый по­мощник в классе!») от ее же рукой поставленных двоек; если он сам все это может, то он почти гарантирован от стыда и боли человека, не успевающего за своими друзьями.

Обучение самооценке нужно начинать с того, как дифференцировать оценку. Психологи свидетельствуют, что для ребенка совершенно естественно полу­чить за одну работу много разных от­меток, ведь он приложил много разных усилий: заставил себя сесть за стол, вспоминал, выводил буквы, не думал о футболе, размышлял о правилах... Но как оценить грамотность, если учитель помог найти шесть ошибок? Ученик спросил : «Четыре ошибки — это очень много или не очень?» А учитель предлагает простую арифметику: в задании 10 примеров на умножение, ты ошибся в четырёх, а 6 решил правильно. «Так я не самый без грамотный ?! Я уже что-то могу ?!»

Ради этого «я могу» и стоит поста­раться освоить общедоступные принци­пы психотерапии неуспеваемости, прин­ципы действенной, врачующей любви, но любви именно к этому, сегодняш­нему ребенку, а не к тому, каким мы мечтаем его видеть («но он не стара­ется»). Он таким может стать, но еще не завтра. А сегодня ему очень трудно, и в наших силах помочь ему не надор­ваться в борьбе с учебными трудно­стями.

Литература:

  1. Безруких М., Ефимова С.”Почему учиться трудно?” М., 1995.

  2. Давыдов В. В., Маркова А. К. “Развитие мышления в школьном возрасте” //Принцип развития в психологии. М., 1978.

  3. “Жизнь ребёнка и его успехи в школе” //н/шк 1996.№ 4.

  4. Менчинская Н.А. «Психологические проблемы неуспеваемости» - М.: Педагогика, 1981.

  5. Мурачковский Н.И. «Как предупредить неуспеваемость школьников» - М.: Педагогика, 1977.

  6. Цетлин В.С. «Неуспеваемость школьников и ее предупреждение» - М.: Педагогика, 1977.

  7. Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития./Под ред. З.И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. М.,1996.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья "Поможем учиться успешно!"

Автор: Разинова Татьяна Леонидовна

Дата: 09.01.2015

Номер свидетельства: 152308

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока по математики .Тема: «Табличное умножение и деление чисел»"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekturokapomatiematikitiematablichnoieumnozhieniieidielieniiechisiel"
    ["file_id"] => string(6) "310367"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459005743"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Статья на тему "Оптимальное вхождение учителей начальных классов и младших школьников в ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(106) "stat-ia-na-tiemu-optimal-noie-vkhozhdieniie-uchitieliei-nachal-nykh-klassov-i-mladshikh-shkol-nikov-v-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "240784"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445107763"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Информация для родителей. Как учить буквы с ребенком?"
    ["seo_title"] => string(54) "informatsiia_dlia_roditelei_kak_uchit_bukvy_s_rebenkom"
    ["file_id"] => string(6) "482613"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1540827626"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Разработка классного часа    «Первый раз – в первый класс» "
    ["seo_title"] => string(55) "razrabotka-klassnogho-chasa-piervyi-raz-v-piervyi-klass"
    ["file_id"] => string(6) "192089"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427397704"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(24) "Казахстан 2050 "
    ["seo_title"] => string(17) "kazakhstan-2050-1"
    ["file_id"] => string(6) "221290"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435164519"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства