Статья «Тестовые методики как средство оценки уровня обученности математике»
Статья «Тестовые методики как средство оценки уровня обученности математике»
Моя методическая тема: «Тестовые методики как средство оценки уровня обученности математике и информатике» По данной теме я работаю первый год. Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Она естественно вписывается в современные педагогические концепции, позволяет более рационально использовать время занятий, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с обучающимися; позволяет определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы. Тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всей группы и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому занятию, дисциплинирует их.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья «Тестовые методики как средство оценки уровня обученности математике»»
2
Моя методическая тема: «Тестовые методики как средство оценки уровня обученности математике и информатике»
По данной теме я работаю первый год.
Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Она естественно вписывается в современные педагогические концепции, позволяет более рационально использовать время занятий, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с обучающимися; позволяет определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы.
Тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всей группы и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому занятию, дисциплинирует их.
Термин "тест" определяется как система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая объективно оценить структуру и качественно, измерить уровень подготовленности учащихся.
Тестовая форма проверки и оценки знаний учащихся в последнее время получила наибольшее распространение. Ее оперативность и четкость позволяют проверить знания учащихся по объемному содержанию образования.
При разработке контрольных (тестовых) работ необходимо учесть следующее:
1) В содержание контрольных (тестовых) работ следует включать наиболее значимые задания по изучаемому материалу;
2) Для теста разрабатывается не менее двух вариантов тестовых заданий одинаковой сложности;
4) К каждому варианту заданий прилагаются эталоны правильных ответов;
5) Контрольные (тестовые) работы должны выполнять не менее 50% учащихся группы;
6) Повторно одни и те же тестовые работы учащиеся не выполняют;
7) Время на выполнение контрольных (тестовых) работ распределяется с учетом их сложности и объема.
Основные требования к заданиям тестов:
1) принадлежать к одной теме или дисциплине;
2) быть взаимосвязанными между собой (должна соблюдаться последовательность в терминологии);
3) являться взаимно дополняемыми и упорядоченными либо по трудности, либо по логике;
4) форма теста должна быть единообразной, унифицированной, привычной, удобной;
5) термины, понятия, используемые в тестах должны быть общеизвестны, соответствовать требованиям учебной программы и строго соответствовать первоисточникам;
6) последовательность тестовых заданий определяется по принципу: от более простого к сложному;
7) задания должны быть краткими. Прочитав задание, учащийся должен сразу определить, знает ли он ответ. Если ответ он не знает, то дополнительное время не поможет. Идеально, когда учащийся сразу отвечает на задание. Надо стремиться к тому, чтобы на обдумывание одного задания затрачивалось не более двух минут.
Тесты делятся на два вида: тесты на припоминание и дополнение; избирательные тесты.
Избирательные тестыделятся на альтернативные, перекрестного выбора и множественного выбора. Избирательный тест, например, состоит из задания и нескольких вариантов ответа, среди которых помимо правильного и полного, есть правильные, но неполные, а также неправильные ответы.
В заданиях, построенных на основе избирательного теста, не менее важна и система предлагаемых ответов. Нужно включать в нее устойчивые, типичные ошибки учащихся, а правильные ответы располагать на различных местах.
Альтернативный тест - это задание, при выполнении которого студент из двух или более предложенных ему ответов должен выбрать один (по его мнению, правильный). Применение тестов первого уровня целесообразно для промежуточного контроля знаний учащихся в рамках чтения одного определенного раздела учебной дисциплины.
Осуществляя отбор и составление средств контроля знаний и умений учащихся, преподавателю, прежде всего, следует иметь ввиду, что содержание задания должно соответствовать цели контроля. Задания следует составлять таким образом, чтобы была возможность с их помощью получить максимум информации об объекте контроля.
Тесты на припоминание и дополнение (подстановку) представляют собой задания учащимся заполнить пропуски в предложенном им связном тексте.
По оформлению тесты воспроизведения информации подразделяются на:
тесты на «подстановку»;
конструктивные тесты.
Тесты на «подстановку» могут иметь в задании разнообразные виды информации – словесный текст или формулу, чертеж (схему) или график, в которых пропущены составляющие (существенная часть слова или буквы, условные обозначения, линии или изображения элементов схем).
Получив задание, обучающийся должен воспроизвести в памяти и заполнить пропущенные места («пропуски»), а также выполнить другие указания, содержащиеся в задании.
Таким образом, тесты второго уровня целесообразно использовать при промежуточном контроле знаний обучающихся по основным разделам курсов, без знания которых общее понимание дисциплины либо затруднено или вообще невозможно.
Задания закрытой формы наиболее технологичны. Именно они представляют для нас наибольший интерес, с точки зрения составления, обработки и анализа результатов и применения обратной связи. Мы ограничиваем область значений ответов, создавая облегченные условия для анализа результатов.
Следует следить, чтобы учащиеся не ощущали дискомфорт при прохождении теста, т.к. в этом случае результаты опроса будут искажены. Тесты с закрытой формой тестовых заданий могут содержать два или больше варианта ответов.
Задания с двумя вариантами ответов предназначены для экспресс-диагностики. За 15-20 минут можно предъявить учащемуся 50-70 заданий. Несмотря на высокую вероятность угадывания правильного ответа (50%), задания такого типа наиболее технологичны, а за счет большого количества заданий, можно в явной форме определить, знает ученик тему, или нет. Однако варианты ответов должны быть содержательного плана, а не по принципу «Да – нет».
Представленные тесты позволяют провести углублённую диагностику в связи с тем, что имеют от трёх до десяти вариантов ответа и требуют от учащегося значительного анализа знаний по данной теме. Задания с большим числом вариантов ответов имеют меньшую вероятность угадывания, хотя оптимально использовать 4-5 вариантов ответа.
В заданиях с закрытой формой большое внимание уделяется дистракторам (рассеивателям внимания) – неправильным ответам в заданиях. Те ошибки, которые встречаются у учащихся чаще всего – наиболее правдоподобные дистракторы. В классической теории тестов сформулирован ряд требований к дистракторам, причем некоторые из этих требований считаются категоричными и требуют строжайшего выполнения.
Тесты на припоминание и дополнение (подстановку). Учащемуся предлагается закончить начатое предложение, что требует, воспроизведение в памяти значительного объёма учебного материала и данные вопросы будут являться, тестами второго уровня.
Конструктивный тест. Задания конструктивных тестов не содержат ни намеков, ни подсказок. Они требуют от учащегося самостоятельного конструирования ответа (решения): воспроизвести формулировку, дать характеристику, написать формулу, выполнить чертеж или график.
В представленных тестах необходимо описать технологию выполнения работ по техническому обслуживанию воздушного судна и произвести расшифровку марки сплава. Такие вопросы являются тестами третьего уровня.
Тесты третьего уровня при ответе на вопрос требуют применения усвоенных умений и навыков в новых условиях, в неизученной ситуации, в практической деятельности. Тесты третьего уровня можно принять в качестве заданий на практических занятиях или при итоговом контроле за весь пройденный курс, хотя создать такой текст весьма сложно.