Статья "Использование проблемного метода обучения при объяснении нового материала"
Статья "Использование проблемного метода обучения при объяснении нового материала"
В обучении активную роль играют учебные проблемы. Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формулировка проблем, подведение учащихся к проблеме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование проблемного метода обучения при объяснении нового материала"»
Использование проблемного метода обучения при объяснении нового материала.
В обучении активную роль играют учебные проблемы. Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формулировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача – направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.
Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников.
Проблемное обучение не сводится к тренировке учащихся в умственных действиях. Цель активизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы поднять уровень усвоения ими понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном порядке, а системе умственных действий для решения нестереотипных задач.
Это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенного и новое применение прежних знаний. Новому применению прежних знаний не могут научить ни книга, ни учитель – это ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию.
Суть активизации учения школьника посредством проблемного обучения заключается не в обычной умственной активности и мыслительных операциях по решению стереотипных школьных задач – она состоит в активизации его мышления путем создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса, в моделировании умственных процессов.
Цель проблемного обучения - усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей.
Методом проблемного обучения считается совокупность действий учителя по созданию проблемных ситуаций и формулировке задач, которые вызывают оптимальную познавательную активность всех учащихся класса.
Система задач (проблем), рассматриваемая на уроке, строится с учетом индивидуальных особенностей учащихся класса, включая их способности, общее развитие, наклонности, интересы, эмоциональное состояние, опыт, знания.
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснения содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно – познавательную деятельность так, что на основе анализов фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и сообщения, формируют ( с помощью учителя ) определения понятий, правила, теоремы, законы или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации.
В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.
В чем особенности умственной деятельности ученика при проблемном усвоении знаний?
Психология выделяет два основных вида мыслительной
деятельности человека:
репродуктивную и продуктивную (творческую).
Репродуктивной считается деятельность по образу, по алгоритму. Учитель объяснил суть нового понятия – ученику надо суметь так же объяснить ее самому. Прочитал в учебнике, увидел на экране – надо пересказать содержание, выделив в нем основное и второстепенное (в противном случае деятельность будет просто исполнительной).
Учитель показал, как действовать, - ученику надо сделать так же, т. е. скопировать его действия. Получил задания – выполнил его по алгоритму.
Продуктивная деятельность отличается от репродуктивной тем, что ученик самостоятельно применяет известные знания в новой ситуации или в известной ситуации находит новые для себя знания, новые правила действий. При этом не исключается и его действия по образу, по готовому алгоритму. Деятельность ученика характеризуется рассуждением, размышлением , самостоятельным поиском способа умственного действия.
Познавательная деятельность учащихся может считаться самостоятельной лишь в том случае, если они в возникающей ситуации самостоятельно проходят все или основные этапы мыслительного процесса, которые требуют активного умственного поиска.
В активизации познавательной деятельности учащихся вопросы имеют едва не первостепенное значение. При объяснении нового материала учитель умелой постановкой вопросов создает противоречивые ситуации, которые обостряют у учащихся сознание необходимости найти ответ, снимающий противоречие.
Проблема может быть поставлена перед учащимися при помощи соответствующего вопроса, в процессе решения некоторого задания, упражнения, задачи, практической или лабораторной работы.
Например, при введении понятия системы координат учащимся даю задание: укажите примеры из жизни, когда расположение множества предметов или состояния вещества описывается множеством чисел. Учащиеся называют шкалу термометра, шкалы других измерительных предметов, обозначения клеток шахматной доски, запись мест в театральных билетах, географическую систему координат и др. Затем ставлю вопрос: как на плоскости можно определить положение точки? Множества точек? Учащимся остается лишь обобщить рассмотренные примеры и выделить аналогии.
Удивление учащихся может вызвать оригинальное решение задачи или упражнения, невероятный результат, очень быстрое решение «сложной» задачи.
Например, при изучении числовых последовательностей учащихся можно удивить таким заданием:
Имеем последовательность чисел 5,9,13….Каким будет 2000-й член этой последовательности?
Работая в 5 классе со слабой математической подготовкой, проводила практические работы. Практические работы имеют заметную роль в слабом классе. Такие дети запоминают только то, над чем потрудились их руки. Если ученик что-то рисовал, чертил, закрашивал, вырезал, то это само по себе станет опорой для его памяти.
Практическая работа по теме «Дроби».
1.Начертить квадрат занимающий 4 клетки тетради. Разделите его двумя разными способами пополам. Закрасить 1/2 часть квадрата, 1/4 часть квадрата.
2.Начертить 2 прямоугольника размером 10×6 клеток. Первый разделить на 10 частей и закрасить 4/10 части прямоугольника, второй на 5 частей и закрасить 2/5 части. Можно ли утверждать, закрашенные части равны?
3.Начертить отрезок длиной 3 см. Обвести карандашом 2/3 отрезка.
Проблемный вопрос содержит еще не раскрытую учащимся проблему, область неизвестного, новые знания, для добывания которых необходимо какое-то интеллектуальное действие.
Но вопрос не должен быть очень сложным, должен соответствовать возрасту и изучаемому материалу.
На уроке геометрии в 8 классе на тему « Трапеция» предложила учащимся задачу: « В трапеции АВСD (ВС//АD) проведена средняя линия МN . Основание ВС =8 см, АD=14 см , АВ= 5см , СD=9см . Вычислить периметр трапеции МВСN».
Решая задачу, учащиеся легко находят боковые стороны новой трапеции; однако основание им известно, а найти длину другого, которое является средней линией трапеции, не могут (недостаточно знаний и терпения).
Возникает противоречие между потребностью в решении задачи и недостаточностью прежних знаний.
Важно научить ребенка работать с книгой самостоятельно, вырабатывая имения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенных идей. На протяжении всего времени обучения ученику необходимо уметь работать с книгой.
В 5- 6 классах систематически развиваю у детей умения читать и понимать текст, не пропускать непонятные слова, выделять в тексте новое для себя, находить главное и опорные слова, заучивать основные теоретические положения, воспроизводить элементы рассуждений, доказательств. Эта работа служит необходимой базой для успешного изучения курсов алгебры и геометрии.
В 7-9 классах учащиеся уже могут составлять план прочитанного, конспект учебной статьи (развернутый или опорный конспект), схему, таблицу, могут самостоятельно сформулировать выводы.
Например, при изучении в 9-м классе темы «Свойства функции» учащиеся составляют следующую таблицу:
функция
область определения
область значения
нули функции
возрастание\
убывание
промежутки знакопостоянства
y=kx+b
R
R
x=-b/k
k0 возрастает
кубывает
yx€(-∞;-b/k)
y0, x€(-b/k; +∞)
y0, x€(-∞;-b/k )
yx€(-b/k;+∞ )
Y=k/x
x€ (-∞;0)U
(0;+∞)
x€(-∞ ;0)
U(0;+∞ )
не существует
к0 убывает
квозрастает
y0 x0; y
y0; y0 x
Y=x
R
R
x=0
x€(-∞ ;0)
убывает
x€(0;+∞)
возрастает
y≥0, x€(-∞;+∞)
Y=x
R
R
x=0
x€(-∞; +∞)
возрастает
y0 при x0
yx
В дальнейшем эту таблицу можно дополнить квадратичной функцией; внести дополнительную колонку «Четные, нечетные функции».
Изучая тему «График функции у= ах + n и у= а(х-m) , предлагаю учащимся в одной системе координат построить 3 графика функций:
а)у = 2х ,б)у = 2х+2 ,в) у =2х-2.
а)у =2х , б)у =2(х-2), в)у =2(х+2).
Затем прошу сделать выводы о том, как построить график функции
у =ах+ n,(у=а(х-m) ).
Задания такого рода развивают у учащихся умение самостоятельно формулировать выводы.
При изучении нового материала применяю ряд приемов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся: часто использую проблемные ситуации, например, при изучении темы “Сумма п-первых членов арифметической прогрессии”.
После того, как учащиеся хорошо научились работать с формулой n-го члена, с определением арифметической прогрессии, предлагаю для арифметической прогрессии ( an) : 1; 6; 11; 16 …
найти сумму первых 3-х, 5, 10 членов? Вместе делаем вывод, нужно вывести формулу. Формулу выводим фронтально, но в работу стараюсь привлекать всех учащихся класса: использую различные формы работы с книгой.
Например, объяснив новый материал, прошу изучить пункт учебника и найти в пункте то, о чем мы не говорили или прочитать такой-то абзац, выделить главную мысль, использую групповой метод при решении задач, работу в парах( пары составляю сама с учетом уровней познавательной активности).