Технология проблемного обучения на уроках геометрии. ( из опыта работы)
Технология проблемного обучения на уроках геометрии. ( из опыта работы)
статья посвещена вопросу применения технологии проблемного обучения на уроках геометрии.Автор расскрывает возможности и преимущества данной технологии перед традиционной формой изложения учебного материала. Так же в статье рассмотрены примеры приёмов технологии проблемного обучения, которые применяет автор на своих уроках по геометрии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения на уроках геометрии. ( из опыта работы)»
Технология проблемного обучения на уроках геометрии.
( из опыта работы)
Федосеева Ольга Викторовна , учитель математики и информатики ,
ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж».
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Создание в процессе обучения специальных ситуаций умственного затруднения содействует рациональному усилению мыслительной деятельности учащихся, формированию у них нестандартных подходов к решению проблем, развитию креативного мышления.
Педагогические возможности проблемного обучения:
создание условий для развития внимания, наблюдательности, активизации мыслительной и познавательной деятельности школьников;
развитие ответственности, самостоятельности, инициативности;
развитие творческих способностей учащихся;
Своеобразие Геометрии , как общеобразовательного предмета заключается в сочетании работы с теоретическим материалом и решением практических задач. И определение А.В. Хуторского понятия «освоение» в образовании очень подходит к Геометрии: только активное и созидательное проникновение ученика в учебный предмет позволит ему его освоить.
Проблемное обучение является средством формирования познавательного универсального действия «постановка и решение проблем».
В основе проблемного обучение лежит решение какой-либо задачи, проблемы, постановка проблемного вопроса.
Непосредственные действия учителя по организации Проблемного обучения:
1. Формирует проблему в виде вопросов или задания.
2. Проектирует педагогическое управление решением учебной проблемы со стороны учащихся, для чего разрабатывает методику руководства учебными действиями, составляет инструктивную часть задания.
3. Создаёт методический аппарат по корректировке ошибок, которые могут быть допущены.
4. Составляет систему дополнительных заданий и вопросов для выявления неправильных действий.
5. Определяет способы методической подсказки и педагогической помощи.
6. Организует самоконтроль за выполнением работы посредством серии контролирующих вопросов и заданий.
7. Проверяет выполнение работы, вводит в учебно-педагогический процесс дискуссию по результатам работы.
8. Итоги самостоятельной работы включает в изучение новой проблемы.
Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.
Ситуации могут различаться степенью самой проблемности. Высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой ученик:
1) сам формулирует проблему (задачу);
2) сам находит ее решение;
3) решает;
4) самоконтролирует правильность этого решения.
Основными условиями использования проблемных ситуаций на уроке математике являются:
Со стороны учащихся:
– новая тема (“открытие” новых знаний);
– умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;
– умение определить область “незнания” в новой задаче;
– активная поисковая деятельность.
Со стороны учителя:
– умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;
– формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.
В своей педагогической практике ( на уроках Геометрии) я использую следующие приёмы создания проблемных ситуаций( по Г.К.Селевко):
побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;[1],[2]
ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждений;[1],[2]
определяет проблемные теоретические и практические задания;[1]
ставит проблемные задачи( например , с недостаточными или избыточными исходными данными).[2]
Кроме приёмов , предлагаемых Селевко , я использую внедрение проблемно-развивающих заданий, которые являются инструментом для развития мышления и формированию элементов творческой деятельности. Такие задания способствуют развитию интереса к Геометрии , как учебному предмету и мотивируют учеников к познавательной деятельности.
Следующий приём , применяемый мной в педагогической работе – решение ключевых задач[2], для решения которых известен алгоритм решения. Разработка алгоритмов ключевых задач является творческой деятельностью, содействующей развитию школьников. Каждый учитель сам определяет методы выбора ключевых задач, но необходимо помнить, что в подобранных задачах
должны быть задействованы все умения;
наиболее сложные умения были задействованы не в одной , а в нескольких задачах;
методы решения не однотипны ;
уровень сложности соотносился с базой знаний учащихся;
оптимальный алгоритм решения задачи.
Решение нестандартных, комбинированных задач по геометрии нельзя решить без умения решать ключевые и обучающие задачи[2]. Обучающие задачи помогают учителю организовать работу по систематизации методов решения геометрических задач по темам[2]. Всегда следует помнить , что главное условие развития учащихся- активная умственная деятельность. Поэтому на обобщающих уроках я предлагаю школьникам найти несколько решений одной и той же задачи, а так же определить , какое решение будет оптимальным : более простым в вычислительной части , понятным и удобным.
Я считаю , что проблемное изложение знаний по сравнению с традиционным имеет ряд преимуществ :
1) проблемное обучение делает изложение более доказательным (видно откуда взялась научная истина), а знания более осознанными и тем способствует превращению знаний в убеждения;
2) проблемное обучение учит мыслить научно, диалектически, дает учащимся эталон научного поиска.
3) проблемное обучение более эмоционально, а потому оно повышает интерес к учению.
ВЫВОД : технология проблемного обучения является одним из важных направлений учебного процесса, потому что она способствует активизации познавательной деятельности учеников, их учебным работам придает творческий характер. Создавая благоприятные условия для индивидуального развития учеников, активизации и развивая их мышление, осмысленного погружения в предмет.
( в скобках указаны книги из которых я подбираю задания и задачи для построения проблемного урока)
Литература.
Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии\ Боженкова Л.И.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.