Просмотр содержимого документа
«Творческий отчет по теме "Прикладная и практическая направленность обучения математике"»
Творческий отчет учителя математики Котвицкой Ирины Юрьевны по теме «Прикладная и практическая направленность обучения математике».
Математика одна из самых древних наук человечества. И зародилась она под влиянием потребностей практики. Строительство, навигация, измерение площадей земельных участков, торговые расчеты, управление государством требовали умения производить арифметические вычисления и определенных геометрических знаний. На сегодняшний день математика – это стройная логическая система, являющаяся составной частью общего комплекса научных знаний.
В условиях модернизации системы образования Казахстана возросла роль предметов естественно – математического цикла. Особенно много внимания уделяется развитию функциональной грамотности учащихся, которая предполагает умение человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний. Участие Казахстана с 2009 года в исследовании «Международная оценка образовательных достижений учащихся ( PISA)» заставляет учителей - предметников вдумчиво отбирать материал к уроку. Необходимо предлагать учащимся задания, требующие проверки практических навыков и использование теоретических знаний на практике, интеграции знаний и творческого подхода в решении задач. Таким образом, выбранная мной тема «Прикладная и практическая направленность обучения математики» является очень актуальной.
Прикладная направленность обучения математике предполагает ориентацию её содержания и методов на тесную связь с жизнью, основами других наук, на подготовку школьников к использованию математических знаний в предстоящей профессиональной деятельности, на широкое применение в процессе обучения современной электронно-вычислительной техники.
Практическая направленность обучения математике предусматривает ориентацию её содержания и методов на изучение математической теории в процессе решения задач, на формирование у школьников прочных навыков самостоятельной деятельности, связанных, в частности, с выполнением тождественных преобразований, вычислений, измерений, графических работ, использованием справочной литературы, на воспитание устойчивого интереса к предмету, привитие универсально - трудовых навыков планирования и рационализации своей деятельности.
Цель моей работы - это повышение качества математического образования учащихся, применение их математических знаний к решению задач повседневной практики и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Работу над своей методической темой я начала с изучения имеющейся литературы по данному направлению:
«Рассказы о прикладной математике» Тихонов А.Н., Костомаров Д.П. Наука. Главная редакция физико – математической литературы, М., 1979.
В книге в популярной форме рассказывается о прикладной математике, о применении математических методов и ЭВМ к решению прикладных задач. Особое внимание уделяется построению математических моделей изучаемых объектов.
Сборник математических задач с практическим содержанием: кН. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987. Апанасов П.Т., Апанасов Н.П.
В книге представлен большой набор задач с практическим содержанием: экономического характера, отражающих проблемы сохранения окружающей среды, взятых из смежных с математикой предметов – физики, химии, географии и т.д.
«Методика преподавания математики в средней школе» учеб. пособие/ Л.В. Виноградова. – Ростов н-Дону.: Феникс, 2005.
В данном пособии рассмотрены вопросы общей методики преподавания математики, которые являются теоретической основой организации процесса обучения в школе. Практическая направленность обучения математике рассмотрена здесь как один из способов повышения интереса к математике. Так как на примере задач прикладного содержания учащиеся будут убеждаться в значении математики для различных сфер деятельности человека, увидят широту возможных приложений, поймут её роль в современной культуре.
Сборник «Центра оценки качества образования» института содержания и методов обучения Российской академии образования «Примеры заданий по математике» составители Ковалева Г.С., к.п.н., Краснянская К.А., к.п.н.. – Москва, 2006 г.
В данной публикации представлены примеры заданий по математической грамотности, которые использовались в международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment), в области функциональной грамотности пятнадца-тилетних учащихся в 2003 году. Для каждого задания - вопроса указаны его основные характеристики, трудность задания по международной шкале.
«Мастерство учителя». Проверенные методики выдающихся преподавателей/дуг Лемов; пер. с англ. О. Медведь. _М.: Манн, Иванов и Фербер,2015.
В данной книге в 1-8 главах описаны 49 методик, применяемых учителями США на уроках математики. В 8-9 главах рассмотрены такие важные темы «Как повысить темп урока?», «Как побудить учеников мыслить критически?».
В данной книге рассмотрены методики выдающихся преподавателей
«Методика конструирования тестовых заданий по математике в контексте с международными исследованиями PISA» методическое пособие/ Кагазбаева А.К.-Актобе: ред.- изд.отдел филиала АО НЦПК «Өрлеу», 2015 г.
В данном методическом пособии рассмотрены: теоретическое обоснование разработки тестовых заданий по математике в контексте с международными исследованиями PISA, методика конструирования тестовых заданий на материале школьной математики и обобщение опыта по составлению тестовых заданий в формате PISA.
В 2018 году я прошла курсы повышения квалификации на тему «Развитие функциональной математической грамотности учащихся в контексте проведения международного исследования PISA» в АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»». Посетив данные курсы, в общении с коллегами и преподавателями АО НЦПК «Өрлеу» я увеличила теоретический багаж знаний по своей методической теме, а также приняла участие в обмене педагогическим опытом с коллегами.
Одним из важных средств, обеспечивающим достижение прикладной и практической направленности преподаваемых мной уроков математики, является применение межпредметных связей. Возможность подобных связей обусловлена тем, что в математике и смежных дисциплинах изучаются одноименные понятия (н/р вектор – в математике и физике, координаты –в математике, физике, географии), уравнения –в математике, физике, химии и т. д)
Кроме того математические средства выражения зависимостей между величинами (формулы, графики, таблицы, уравнения, неравенства и их системы) находят применение при изучении различных смежных дисциплин.
Интегрированные уроки математики с другими предметами вызывают неподдельный познавательный интерес у учащихся, обладают ярко выраженной прикладной направленностью. Например в 5 классе мной проведен интегрированный урок математики с историей «Деление десятичных дробей». Применяя правила действий с десятичными дробями, учащиеся узнали новые сведения об историческом объекте площадь Регистан в Самарканде. При изучении темы «Диаграммы» учащиеся получают навыки составления диаграмм разного вида и самое важное умение читать диаграммы. А с диаграмамми дети встречаются на уроках географии, физики, химии и т.д., в реальной жизни при чтении газет, просмотре новостей по телевизору.
В рамках обновленного содержания образования в 2017-2018 учебном году учащиеся 5,7 классов занимаются по обновленным учебникам. Я работаю в 5 классе по учебнику автора А.Е Абылкасымовой издательства «Мектеп». В данный учебник включены математические задачи, связанные с историей Казахстана, географией, биологией, экономикой. Эти задачи интересны учащимся тем, что выполнив определенные математические расчеты, они узнают что –то новое о своей стране, расширяют свой кругозор, применяют полученные знания для в практической жизненной ситуации.
Например, в параграфе «Числовые и буквенные выражения. Упрощение выражений» есть задачи: «Математика в бизнесе» в которой ученику необходимо подсчитать прибыль за ноябрь, если известны затраты на аренду территории в месяц, плата за автомобиль в сутки и ежедневное количество машин на автостоянке; «Математика в жизни моей семьи» в которой необходимо узнать цену проезда на автобусе для взрослого и ребенка и вычислить стоимость проезда при разном количестве взрослых и детей. Включение таких задач в учебник во много раз повышает познавательный интерес к предмету математика.
Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у ребят хорощего счета. Однако, однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес к счету, так и к уроку вообще. Для увеличения интереса к устному счету я использую интерактивное интернет –приложение Kahoot. Созданные в Kahootзадания позволяют включить в них фотографии и даже видеофрагменты. Темп выполнения викторин, тестов регулируется путём введения временного предела для каждого вопроса.
При желании учитель может ввести баллы за ответы на поставленные вопросы: за правильные ответы и за скорость. Табло отображается на мониторе учительского компьютера. Для участия в тестировании учащиеся просто должны открыть сервис и ввести PIN-код, который представляет учитель со своего компьютера. Ученику удобно на своем устройстве выбирать правильный ответ. Варианты представлены геометрическими фигурами. Таким образом, устный счет становится интересной соревновательной игрой, в которой каждый ученик стремится сделать вычисления не только правильно, но и быстро.
Для реализации прикладной направленности обучения математике существенное значение имеет использование в преподавании различных форм организации учебного процесса. В работе использую следующие формы учебных занятий:
- уроки различных типов (изучение нового материала, первичное закрепление
комплексное применение знаний, умений и навыков; обобщение и систематизация изученного материала и т. д.);
- практические занятия (семинары, консультации, зачеты);
- нетрадиционные формы уроков: урок-сказка, урок-путешествие, урок деловая игра и другие.
Особенно интересны детям уроки – банковские игры по теме «Проценты». Когда класс делится на команды – банки и решает определенные задачи, связанные с выдачей или получением кредита, прибыли от депозита и т. д.
Для повышения качества знаний по своему предмету в работе использую различные интерактивные методы обучения.
Например, при изучении темы «Признаки делимости на 3 и 9» в пятом классе провожу интерактивную игру «Тридцать три» в качестве разминки и активизации внимания. Считаем по рядам: один ученик говорит – «один», второй –«два» и так далее по очереди. Те участники, которым предстоит сказать число, содержащее 3, а также число, кратное трем, должны вместо этого подпрыгнуть и хлопнуть в ладони. Тот, кто ошибся и произнес вслух число, выбывает из игры.
При изучении новой темы иногда использую метод «Каждый учит каждого», метод Джигсо или метод «Корзина идей».
Таким образом, прикладная и практическая направленность обучения математике помогают формированию интереса школьников к предмету, предрасполагают к самостоятельности в поиске решения, в поиске необходимой теоретической информации, расширяют кругозор обучающихся.
Правильно подобранные математические задачи практического содержания помогут учащимся в самоопределении, выборе дальнейшего профессионального пути, опыт решения таких задач, безусловно, пригодится в их повседневной деятельности.
Результатом работы по проблемной теме «Прикладная и практическая направленность обучения математике» является обобщение педагогического опыта на Всероссийском уровне на страницах образовательного СМИ «Проект «Инфоурок»», создание персонального сайта, публикация методической разработки урока «Арифметические действия с рациональными числами» в сборнике методических материалов «Образцовый урок»/НМЦ «ZIAT» -Астана, 2017., публикация урока «Арифметические действия над натуральными числами» на сайте республиканского педагогического журнала «Мектеп ұстаздарының әлемі». Награждена почетной грамотой республиканского педагогического журнала «Мектеп ұстаздарының әлемі» за весомый вклад в развитие сферы образования.
Участие в Международной многопрофильной дистанционной командной олимпиаде «ТЕНГРИ -математик» в 2015-2016 учебном году команды «Люди Х» учащихся 5-6 классов. «Видеть красоту математики –великий дар и большая ответственность перед самим собой и своим будущим. С математической точностью начинайте строить свой завтрашний день, готовясь к заслуженным победам», - такое обращение написано на грамоте «За волю к победе», которую получили участики данного проекта. Задания ежегодной олимпиады «ТЕНГРИ- математик» носят практический характер, предполагают умение применять теоретические математические знания в жизненной ситуации.
Диплом 1 и 2 степени завоевали учащиеся 9 класса в XI Международной олимпиаде по основам наук по предмету математика. Задания данной олимпиады отличает то, что ежегодно олимпиада является тематической и все задания связаны либо с определенным ученым – математиком, либо с каким –то мировым событием. Таким образом, участие в данной олимпиаде позволяет ученику не только проверить свои предметные знания, но и узнать что – то новое.
Диплом 3 степени в международной дистанционной олимпиаде проекта «Инфоурок».
Диплом за 1 место заработали двое учащихся 5 класса в Республиканской олимпиаде по предмету «математика», организованной обществом «Қазақстан ұстаздары».
Диплом за 1 место заработали двое учащихся 5 класса во втором этапе «XII Международной олимпиады по основам наук» по предмету «математика».
3 место в районной дистанционной олимпиаде по математике в 2016 году.
Участие в первом этапе «XIII Международной олимпиады по основам наук» по предмету «математика» в 2016-2017 учебном году.
Диплом за 1 место заработали двое учащихся 5 класса во втором этапе «XIV Международной олимпиады по основам наук» по предмету «математика».
Команда учащихся 5-6 классов «Эрудит» приняла участие в Международной многопрофильной дистанционной командной олимпиаде «ТЕНГРИ -математик» в 2017-2018 учебном году, набрав 406 баллов.
Приняла участие в профессиональных конкурсах:
Диплом 1 степени в Республиканской олимпиаде для учителей по предмету «математика», организованной обществом «Қазақстан ұстаздары».
Сертификат за участие в Республиканской дистанционной олимпиаде по математике для учителей (КИО).