Чтобы узнать, на сколько больше или на сколько меньше, надо от большего вычесть меньшее.
Чтобы узнать во сколько раз больше или во сколько раз меньше, надо большее разделить на меньшее.
Если сказано на 6 больше, значит надо прибавить 6.
Если сказано на 3 меньше, значит надо вычесть 3.
Если сказано в 2 раза больше, значит надо умножить на 2.
Если сказано в 9 раз меньше, значит надо разделить на 9.
Геометрические фигуры
• - точка - кривая линия - прямая линия
- ломаная линия - отрезок - луч
- круг - треугольник - квадрат - прямоугольник
- прямой угол - непрямые углы - пятиугольник
ломаная линия
2 см + 2 см + 4 см = 8 см 3см · 4 = 12 см
Длина ломаной линии 8 см. Длина ломаной линии 12 см.
Периметр фигуры (Р)Площадь фигуры (S)
Чтобы найти периметр, надо все стороны Чтобы найти площадь,
сложить. надо длину умножить на ширину.
У квадрата все стороны равны
Р = 3 см + 3 см + 3 см +3 см = 12 см
Р = 12 см
или S = a · в
Р = 3см · 4 S = 5 см · 4 см = 20 см2
Р = 12 см S = 20 см2
У прямоугольника
противоположные стороны
равны: верхняя сторона равна
нижней стороне, правая сторона
равна левой стороне. S = a · в
Р = 5 см + 5 см + 2 см + 2 см = 14 см S = 6 см · 3 см = 18 см2
Р = 14 см или S = 18 см2
Р = 5см · 2 + 2 см · 2
Р = 14 см или
Р = (5см + 2см) · 2
Р = 14 см
Перестановка слагаемыхПерестановка множителей
15 + 2 = 17 6 · 3 = 18
2 + 15 = 17 3 · 6 = 18
Рассуждаю: от перестановки слагаемыхРассуждаю: от перестановки множителей
сумма не меняется произведение не меняется
Деление с остатком
23 : 3 = 7 (ост. 2) 33 : 10 = 3 (ост.3)
19 : 9 = 2 (ост. 1) 28 : 6 = 4 (ост. 4)
Рассуждаю: остаток при делении должен быть меньше делителя.
Умножение на 10, 100, 1000
5 · 10 = 50 5 · 100 = 500 5 · 1000 = 5000
Рассуждаю: умножить на 10, значит надо к числу приписать один 0.
умножить на 100, значит надо к числу приписать два 0.
умножить на 1000, значит надо к числу приписать три 0.
Деление на 10, 100, 1000
80 : 10 = 8 800 : 100 = 8 8000 : 1000 = 8
Рассуждаю: разделить на 10, значит надо от числа убрать один 0.
разделить на 100, значит надо от числа убрать два 0.
разделить на 1000, значит надо от числа убрать три 0.
Задачи (простые и сложные)
В пруду плавало 9 гусей и 12 уток. На сколько гусей меньше, чем уток?
Рассуждаю: эта задача простая. Я сразу могу узнать на сколько гусей меньше, чем уток плавало в пруду. Чтобы узнать на сколько больше или на сколько меньше, надо от большего вычесть меньшее.
Пишу:12 – 9 = 3(г)
Ответ: на 3 гуся меньше, чем уток плавало в пруду.
Сын сделал 3 кормушки для птиц, а папа на 5 кормушек больше. Сколько кормушек сделали сын и папа вместе?
Рассуждаю: -Эта задача сложная. Сначала я буду узнавать сколько кормушек сделал папа?
Пишу: 3 + 5 = 8 (к)- сделал папа.
- Теперь я знаю, что сын сделал 3 кормушки, а папа 8 кормушек. Теперь я могу узнать, сколько кормушек сделали сын и папа вместе?
Пишу: 3 + 8 = 11 (к)
Ответ: 11 кормушек сделали сын и папа вместе.
Мама испекла 20 пирожков с мясом и 10 пирожков с капустой. Во сколько раз больше мама испекла пирожков с мясом, чем с капустой?
Рассуждаю: эта задача простая. Я сразу могу узнать во сколько раз больше мама испекла пирожков с мясом, чем с капустой? Чтобы узнать во сколько раз больше или во сколько раз меньше надо большее разделить на меньшее.
Пишу: 20 : 10 = 2 (р)
Ответ: в 2 раза больше мама испекла пирожков с мясом, чем с капустой.
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
ДЛИНЫ
МАССЫ
ВРЕМЕНИ
Миллиметр – мм
Сантиметр – см
Дециметр – дм
Метр – м
Километр – км
1 см = 10 мм
1 дм = 10 см
1 м = 10 дм
1 км = 1000 м
Грамм – г
Килограмм – кг
Центнер – ц
Тонна – т
1 кг = 1000 г
1 т = 1000 кг
1 т = 10 ц
1 ц = 100 кг
Секунда – с
Минута – мин
Час – ч
Сутки – сут.
Неделя – нед.
Месяц – мес.
Год – 4 года (5 лет)
Век – в
1 мин = 60 с
1 ч = 60 мин
1 сут. = 24 ч
1 нед. = 7 дней
1 мес. = 30 или 31 день
февраль 28 или 29 день
1 год = 12 мес.
1 век = 100 лет
2 см 3 мм = 23 мм
Рассуждаю: 1 см это 10 мм, а 2 см это 20 мм, да ещё 3 мм – получится 23 мм.
2 мин 30 с = 150 с
Рассуждаю: в 1 минуте 60 секунд, а в двух минутах 120 секунд, да ещё 30 секунд – получится 150 секунд.
Порядок выполнения действий
( ) , в скобках
• или : , умножение или деление (они равнозначны)
+ или – , сложение или вычитание (они равнозначны)
Рассуждаю: сложение проверяем вычитанием. Надо от суммы вычесть первое слагаемое, получится второе слагаемое. Или от суммы вычесть второе слагаемое, получится первое слагаемое.
ВЫЧИТАНИЕ: 84 – 19 = 65 Проверка: 65 + 19 = 84
Рассуждаю: вычитание проверяем сложением. Надо к разности прибавить вычитаемое получится уменьшаемое.
Рассуждаю: умножение проверяем делением. Надо произведение разделить на первый множитель, получится второй множитель. Или произведение разделить на второй множитель, получится первый множитель.
ДЕЛЕНИЕ: 54 : 2 = 27 Проверка: 27 · 2 = 54
Рассуждаю: деление проверяем умножением. Надо частное умножить на делитель, получится делимое.