Данная статья о том, условия реформы во всех областях общественной жизни, изменяющийся окружающий нас мир определяет новые требования к образованию. Традиционная система обучения не всегда позволяет решить возникающие проблемы, поэтому каждый учитель ищет действенные методы обучения, позволяющие добиться высоких результатов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учить думать и действовать »
Учить думать и действовать
Абрамова Галина Петровна
КГУ «Урицкая средняя школа отдела образования акимата Сарыкольского района»
Ученик не сосуд, который нужно наполнить,
а факел, который нужно зажечь.
Математика … Это слово может приводить человека в восторг, а может вызывать уныние, и это в большей степени зависит от личности учителя, его профессионализма, педагогического мастерства, его человеческих качеств, степени влюбленности в свой предмет, от стиля общения с учениками.
Увлекаясь математикой в школе, я очень удивлялась в студенческие годы, почему некоторые курсы математики вызывали во мне раздражение. Лишь став учителем, я поняла, что все зависело от умения педагога преподавать, преподносить свой предмет. Я поняла, что путь к сердцу ребенка идет через любовь к нему, а к его голове – через развитие познавательного интереса. Поэтому я определила мое кредо учителя следующим образом:
- создать из повседневного удивительное;
о сложном говорить увлекательно, эмоционально;
учить всему кратко, приятно, основательно.
Условия реформы во всех областях общественной и экономической жизни, изменяющийся окружающий нас мир определяет новые требования к образованию. Традиционная система обучения вступила в противоречие с требованиями времени, общества, основными направлениями деятельности педагогического, ученического коллективов, моим личным опытом.
С какими основными проблемами я столкнулась в своей работе?
1.Низкая контролируемость результатов деятельности учащихся.
Это очевидно, т.к. единственным проверяющим звеном является учитель. Одноканальность обратной связи, может обеспечить лишь выборочный контроль при выполнении устных заданий в классе. Сплошной контроль при выполнении письменных заданий отодвинут во времени и не дает должных результатов, т.к. выполняет преимущественно оценочную функцию.
2.Адаптация к индивидуальным особенностям учащихся.
При традиционной организации обучения нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока. Эффективность индивидуальной работы с учащимся, вызванным для ответа перед классом, сводится на нет тем, что ответ должен быть не только показателем его подготовленности, но и образцом ответа для других. А если это образец, то должен быть абсолютно правильным. Но не любому ученику полезно указывать на все сделанные им ошибки: у иных это может вызвать падение веры в собственные силы.
3.Выполнение домашних заданий всеми учащимися регулярно.
Каждый учитель знает, как трудно добиться, чтобы все учащиеся регулярно выполняли домашнее задание. Что делать? Остановиться и подтянуть тех, кто не готов? Поставить им «2» и потребовать выполнить дома и старое, и новое домашнее задание? Учитель выбирает один из трех вариантов, хотя понимает, что ни один из них не решает возникшей проблемы.
4.Возникновение образа «среднего ученика». Страх у учителя перед невыполнением программы:реальна ли она для этого класса, для конкретного ученика. Но освоить ее необходимо всем. Так возникает образ среднего ученика, являющегося ориентиром. А как быть со слабыми? Как их дотянуть до воображаемого среднего? А как быть с сильными? О них подумать некогда. Сами справятся.
В настоящее время учителю очень трудно самому разобраться во всех новшествах. По старой привычке он ждет указаний, как и что менять. Но таких указаний нет и не будет . Поэтому учитель должен сам решить вопрос о том, что из предлагаемого опыта взять в свой арсенал и развивать дальше, а что создавать самому заново. А это очень трудно. Неразрешение этих проблем приводит к тому, что углубляется «наиболее серьезный недостаток традиционной системы обучения – пассивность учащихся на уроке и обусловленная этим низкая эффективность. Фактическая активизация отдельных учащихся очень мала».(И.Унт).
Неразрешенных проблем нет, нужно искать пути их решения. Я вижу это в создании программы «действий учителя», которая складывается из следующих этапов:
1 этап: определение педагогической концепции учителя ;
2 этап: определение принципов, на основе которых строится обучение;
3 этап: выработка системы обучения учащихся.
Моя педагогическая концепция: « Учить думать и действовать.» Доказано, что эффективного обучения возможно достичь лишь в том случае, если оно строится по следующим принципам:
учет возрастных и индивидуальных способностей учащихся;
выбор оптимальных методов, форм и средств обучения;
комплексный подход к обучению и воспитанию;
научность обучения и его доступность;
систематичность в обучении и его связь с практикой;
коллективное взаимодействие;
сознательности, активности, творчества;
создание личной мотивации, опоры на опыт учащихся;
Исходя из вышесказанного определила тему самообразования : Использование адаптивной системы обучения в преподавании предмета математика.
Данная система опирается на теорию и технологию индивидуализации обучения ( И.Унт, А.С.Границкой, В.Д.Шадрикова), в основе которой лежит идея ориентации и учета в процессе обучения индивидуальных особенностей ребенка, а также технология Палтышева Н.Н. – система поэтапного обучения, технология уровневой дифференциации – Жанпеисовой, Караева и новые информационные технологии.
Остановлюсь подробнее на каждом элементе системы:
АСО – в основе разрабатываемой концепции обучения лежит прежде всего принципиально новая модель организации урока. Организационная структура урока позволяет увеличить время самостоятельной работы учащихся, что в свою очередь требует перехода к непрерывному управлению, обеспечивающему надежную реализацию на практике основных положений теории деятельности. Учение, как один из видов деятельности человека, в условиях АСО становится преимущественно активной самостоятельной деятельностью, управляемой посредством использования различных обучающих и контролирующих программ, сетевого плана и графика самоучета. Организационную сущность АСО можно представить в виде модели.
Модель АСО.
Учитель обучает всех учащихся
Учитель работает индивидуально
Учащиеся работают самостоятельно
В этой модели учитель часть времени, как и всегда, работает со всеми учащимися класса, обучает их. Остальное время в учебном процессе вообще и на уроке в частности используется для самостоятельной работы учащихся.
Казалось бы, что же тут нового? Ведь так и работаем. Суть, однако, в том, что эффективность урока заметно повышается в том случае, когда учитель не просто наблюдает за самостоятельной работой учащихся, а работает в это время с отдельными учащимися индивидуально.
Учитель объяснил новое, дает учащимся задание для самостоятельной работы, а сам в это время начинает индивидуальную работу с одним из учеников. На каждом уроке учитель чему-то обучает всех ( сообщает, объясняет, демонстрирует, показывает, одновременно тренирует), а затем работает в индивидуальном режиме ( управляю самостоятельной работой, осуществляю контроль за самостоятельной работой и работаю индивидуально, отключая учащихся от самостоятельной работы по очереди). Учащиеся соответственно могут работать в трех режимах: совместно с учителем, с учителем индивидуально и самостоятельно под руководством консультантов из учащихся, хорошо усвоивших тему. Самостоятельная работа учащихся продолжается и дома. Время урока максимально используется для устной самостоятельной работы при условии, что для каждого говорящего обеспечен слушающий партнер
( работа в статических, динамических и вариационных группах). Для обособления самостоятельной работы я использую многоуровневые программы.
Пример№1. Самостоятельная работа по теме: Решение уравнений и задач с помощью уравнений (6 класс)
КЛАССИФИКАТОР
ОРГАНИЗАТОР
Примечание и замечания после урока
№
Учебные задания
Уровени по Блуму
Типология
задания
Время
Используемые техники учения
Техники, используемые впервые
Организационная форма
Оценивание
1
Используя арабскую грамоту, закончи предложение:
а) Уравнением называется …
б) Корнем уравнения называется …
в) Решить уравнение - значит …
1.10
Внутритекстовые
3
Арабская грамота
Работа в паре
взаимооценка
2
Найди при каком значении «х» верно равенство:
3Х-Х=1
16Х=8
6Х-12=4
5Х=4Х+3
?
Запиши ответы, используя технику «Птичий базар»
1.21
Внутритекстовые
5
Работа в паре
Самооценка/взаимооценка+оценка учителя
3
Заполни пропуски: 3x + 17 = x – 5
3x … x = –5 … 17
… x = – …
x = (– … ) : ( … )
Ответ: …
2.30
Задание на понимание
3
Работа в паре
Самооценка+оценка учителя
4
Примени знания по данной теме и исправь ошибки в решении:
8-5(x+1)=16-4x. 2(3х-4)+7= 5х-2
8-5х-1=16-4х 6х-8+7=5х-2
-5х-4х=16-7 6х-5х=-8-2
-9х=9 х= -10
х=-1
3
Задание на применение
4
Индивидуально
самооценка+оценка учителя
5
Используя правила, реши уравнения:
8(2a - 6) = 2(4a + 3)
-5(5 - x) - 4x = 18
3
Задание на применение
7
индивидуально
Самооценка+оценка учителя
6
Проанализируй решение задачи (учебник стр.221), реши задачу Чтобы осушить луг, прорыли три канавы. Первая канава составляла части, вторая части длины всех трех канав. Длина третьей канавы равна 4,8 км. Найдите длину первой и второй канав.
4.10
8
индивидуально
Самооценка+оценка учителя
7
Выведи математическую модель решения задачи с помощью уравнения . Ответ запиши в виде схемы последовательных действий.
5.20
Ситуативные вопросы
7
схема последовательных действий
индивидуально
Самооценка+оценка учителя
8
Оцени сколько телят и овец сможет прокормить твоя семья за 1 год, если известно, что каждому теленку нужно на 28 кг корма больше, чем овце. Бюджет семьи принять – 10000 тг, стоимость 1 кг сена 18 тг. , если в месяц 8 телят и 5 овец съедают 835кг корма.
6.20
Ситуативные вопросы
7
индивидуально
Самооценка+оценка учителя
Индивидуальная работа.Если для самостоятельной работы я отвожу время 45 мин., то и для индивидуальной работы остается такое же время. Вид индивидуальной работы зависит от вхождения учащихся в самостоятельную работу, а также от возрастных особенностей.
Часть времени индивидуальной работы уделяю управлению, которое осуществляется в процессе обхода всех учащихся, затем перехожу к включенному контролю – определяя степень самостоятельности учащихся, наблюдая как осуществляется взаимоконтроль, взаимопомощь. Постепенно надобность в регулярном управлении и включенном контроле отпала и сейчас после обучения всех перехожу к индивидуальной работе в режиме «отключенный контроль». Он предполагает работу с учеником по специальному дифференцируемому материалу индивидуальной работы с каждым учеником в отдельности. Дифференцируемый материал составляется в результате систематичного мониторинга знаний и умений учащихся по всем пройденным темам. Для того чтобы соблюсти справедливость распределения индивидуального времени, необходимо вести строгий учет. Я составляю специальный график индивидуальной работы. Весь класс делится на 4 скользящие учебные группы.
В 1 группу входят учащиеся, обладающие многосторонними способностями, имеющие высокую работоспособность, владеющие умениями сопоставлять, критически анализировать, самостоятельно принимать решения; во 2 группу – дети с оригинальным мышлением, имеющие большой запас слов, обладающие культурой речи, разными видами обобщенных приемов, умеющие приобретать знания в процессе самостоятельной деятельности. Поэтому в работе с учащимися 1-ой и 2-ой групп творческие задания занимают ведущее место.
Также этим учащимся предлагаю:
- задания исследовательского характера;
- задания с применением классификации.
Например: выписать уравнения, решаемые только графическим способом, и решить их, а также решить остальные уравнения.
1) 32х = 51 – х; 4) 4х – 52х – 24=0;
2) 5х = 3 + 2х; 5) 7х² - 16х – 55 = 1.
3) 2х – 3 = 0,251 – х;
3 группа – это учащиеся, обладающие прочными знаниями и твердыми умениями умственных действий, развивающих творческую индивидуальность личности. Им я предлагаю:
- задания с выбором правильного решения. Такие задания содержат пример или задачи и варианты ответов. Учащийся выбирает тот ответ, который, по его мнению, соответствует данному заданию, т.е. опознает правильное решение.
Например: даны две скрещивающиеся прямые a и b. Точки А и А1 лежат на прямой а, точки B и В1 – на прямой b. Как расположены прямые АВ и А1В1?
2. Получаем уравнение 8 • 22х - 2х – 1 = 0. Это показательное уравнение сводится к квадратному уравнению с помощью введения вспомогательного неизвестного.
(Закончить решение).
4 группа – учащиеся, обучающиеся на «3». Они стремятся к выделению главного, обобщению, сравнению, доказательству, но системой умственных действий не обладают; умеют делать простые обобщения, выводы. Овладение материалом происходит в том же порядке и объеме, в каком он изложен в учебнике, без внесения нового. Учащимся этой группы предлагаю, в основном, такие задания:
Для восполнения пробелов в знаниях учащихся и устранения фактических ошибок используются разнообразные приемы самоконтроля, алгоритмические и программированные упражнения, т.к. в них материал делится на логические этапы, дозы. В каждом варианте выделяются наиболее трудные вопросы, которые могут служить причиной ошибок. В системе упражнений, переходя от работы под непосредственным руководством учителя к частичной и далее к полностью самостоятельной работе, учащиеся постепенно справляются с заданиями разной степени трудности. При этом трудность задания и степень самостоятельности его выполнения постепенно нарастают. Результаты этой кропотливой работы сказываются довольно быстро. Индивидуальная работа с учащимися дает большой эффект: успеваемость учащихся значительно повысилась, интерес к урокам стал устойчивым, осознанная мотивация выполнения учебных заданий стала значительно выше, увеличилось количество одаренных детей и детей, вовлеченных в исследовательскую деятельность. Поскольку школа сегодня должна быть развивающей и развивающейся, постольку и методы обучения должны быть направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие личности в целом.
Наряду с традиционными методами считаю необходимым использование и таких нестандартных методов обучения, как:
«метод трудной цели», обеспечивающий формирование личной ответственности, веру в возможность преодоления трудностей;
«метод выбора», создаст условия для принятия детьми учебной задачи, увлечения познавательной деятельностью, создания такой воспитательной среды, в которой школьник осознает себя как личность;
«метод опережения», особенно ускоряющий развитие сильных учеников и дающий возможность слабым освоить наиболее трудные места программы;
«метод крупных блоков», помогает усваивать главные, сущностные понятия, связи, значительно увеличить объем осваиваемого материала при резком снижении нагрузки на ученика;
метод самоанализа и коллективного творчества;
метод индивидуализированного применения программы в зависимости от особенностей ученика.
Полный переход к АСО я связываю с переходом к непрерывному управлению всей самостоятельной работой учащихся при помощи сетевого плана и графика самоучета и сплошной контролируемости результатов всех видов самостоятельных работ.
Контрольный блок включает:
контроль учителя
самоконтроль учащихся
взаимоконтроль (в паре, группе, компьютером)
Результативность.
АСО занимаюсь второй год, апробирую ее на уроках геометрии. Я увидела, как изменилось отношение учащихся к учению: развиваются их способности принимать решения, формируется положительная мотивация к учебной деятельности.
Мои ученики учатся в ведущих ВУЗах Казахстана, России, Чехии, подтверждая свои знания. Мои ученики занимаются исследовательской деятельностью, принимают участие в научно – практических конференциях школьников. Положительными оказались результаты работы по «Адаптивной системе обучения».
АСО тенденция к возрастанию требований к уровню развития учащихся, к уровню их культуры, сформированности мировоззрения. Овладение знаниями становится не единственной задачей обучения в школе. Важное развитие потребности нести свои знания другому, заботиться о всех и ценить заботу каждого о тебе, овладение умением работать самостоятельно, чтобы в дальнейшем быть готовым к непрерывному самообразованию, самосовершенствованию, развитию своих творческих сил и способностей. Труд учителя, ставшего другом и помощником ученика, в этих условиях становится творческим, высоконравственным, свободным…
Список используемой литературы
1. Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 2. Белкин, Е. Л. Сущность понятия «самостоятельная работа» в дидактике / Е.Л. Белкин, В.В. Давыдов // Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе: Межвуз. сб. науч. тр. – Волгоград, 1989. 3. Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся / В.К. Буряк. – М.: Просвещение, 1984. 4. Громцева, А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: Учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов / А.К. Громцева. – М.: Просвещение, 1983. 5. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б.П. Есипов // Материалы педагогических исследований. – М., 1961. – Вып. 115. 6. Жарова, Л. В. Организация самостоятельной учебной деятельности учащихся: Учеб. пособие по спецкурсу / Л.В. Жарова. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986. 7. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб / И.А. Зимняя – М.: Лотос, 2001. 8. Математика, 6: Учеб. для общеобразоват. учереждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. – М.: Сайтком, 2000. 9. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1988. 10. Педагогика: Учебн. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общ-во России, 1998. 11. Педагогика: Учебн. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др. – 3-е изд. – М.: Школе-Пресс, 2000. 12. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: Единство и особенности овладения учащимися знаниями и методами самостоятельной познавательной деятельности: Учеб. пособие / П.И. Пидкасистый, В.И. Коротяев. – М.: Изд-во МГПИ, 1978. 13. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1980. 14. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике (формирование умений самостоятельной работы): Сб. статей / Сост. С.И. Демидова. Л.О. Денищева. – М.: Просвещение, 1985. 15. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Междунар. пед. академия, 1995.
Леонкин Михаил Иванович, учитель математики высшей категории, Заслуженный учитель РФ.