Просмотр содержимого документа
«Урок-экзамен по теме "Площади фигур"»
Урок - экзамен
В условиях современной школы диагностике знаний и умений контролю за достижением уровня обязательных результатов обучения уделяется большое внимание. Процесс усвоения знаний – индивидуальный, поэтому, необходимы такие формы контроля, которые учитывают уровень усвоения учебного материала каждым учеником класса.
Не умоляя ни в коем случае значения традиционных форм контроля, я пытаюсь найти свои, которые наряду с привычными формами, позволяют дифференцированно подойти к проверке и диагностике знаний и умений каждого учащегося на данном этапе обучения с учетом не только их математических способностей, но и психологических особенностей.
Примером является урок-экзамен. Экзамен, потому что на нем проверяются не только практические навыки по той или иной теме, но и знания теоретического материала.
Провожу я такой урок при осуществлении контроля знаний по теме, рассчитанной на большое количество часов. Например, по теме: «Площадь» в 8 классе, на которую отводится 9 часов. В процессе его проведения проверяю качество усвоения знаний по вопросам:
1.Понятие площади. Единицы измерения площадей. Свойства площадей.
3.Решение простейших задач на нахождение площадей фигур.
4.Применение формул площадей при решении задач прикладного характера.
5.Решение задач 2 и 3 уровня сложности на нахождение площадей фигур.
Как это происходит? Во- первых, с самого начала изучения темы вывешивается стенд: «Готовься к экзамену», где отражены теоретические вопросы, выносимые на урок-экзамен и примеры основных заданий на применение этих вопросов.
Во – вторых класс делится на группы: 1 и 2. Деление происходит по результатам обучения и отношению к делу. И как показал опыт это разбиение остается стабильным на протяжении всего учебного года, хотя теоретически переход из одной группы в другую возможен. При изучении материала на разных этапах работы для каждой группы используются задания различной степени сложности.
Для проведения урока-экзамена из числа учащихся класса выбираются 3 консультанта (по количеству билетов, выносимых на экзамен). Консультанты выбираются из числа сильных учащихся и заранее проверяются.
Билет состоит из двух теоретических вопросов, одного вопроса на простейшее применение формул и задачи (с правом выбора уровня сложности, на оценку «3», «4», «5»). Учащимся 1 группы предлагается дополнительное задание, а именно вывод одной формулы.
Причем консультанты проверяют только знание по 1, 2, и 3 вопросам. Ответив на эти вопросы, учащиеся садятся на свое место и решают задачу из билета, выбранную ими.
Немаловажным является еще и то, что в начале урока-экзамена консультанты доказывают свое право быть экзаменаторами: они рассказывают у доски каждый свой билет, а учащиеся класса имеют право задавать им вопросы по содержанию билета.
Пока консультанты готовятся для ответа, класс отвечает на вопросы теоретического теста. Закончившие экзамен раньше получают задание «бонус», за которое можно получить в случае правильного решения оценку 5, а в случае неправильного оценка не ставиться.
На этом уроке каждый учащийся получает 2 оценки, а выполнившие задание-«бонус» -3, плюс оценка за теоретический тест, итого – 4 в идеальном случае.
Конечно, подготовка к этому уроку большая, но таких 3,4 урока в год и они заставляют учащихся более ответственно относиться к изучению тем, видеть результат своего труда, сравнивать его с результатами других.
Планирование. Тема: « Площадь»
№ урока
Тема урока
Вид самостоятельной работы
1
Понятие площади. Единицы измерения площадей. Площадь многоугольника, квадрата, прямоугольника.
Заполнение таблицы №1. Работа с учебником.
2
Площадь многоугольника, квадрата прямоугольника.
Таблица №2: решение задач по готовым чертежам. Работа в группах.
3
Урок-практикум. Решение задач из учебника
Самостоятельная работа. Тест №7 Геометрия8- КИМ
4
Площадь параллелограмма, треугольника,
прямоугольного треугольника, ромба. Решение задач на нахождение площади параллелограмма, треугольника, прямоугольного треугольника, ромба (получить формулы).
Группа№2-практическая работа: нахождение площади
фигуры.
Группа №2-решение задач из учебника.
Заполнение таблицы: площадь параллелограмма,
треугольника, ромба.
5
Урок-практикум. Решение задач по готовым чертежам. Таблица№4.
Домашняя самостоятельная
работа. Геометрия-8 класс.
Дидактические материалы, с.р. №10.
6
Площадь трапеции. Решение задачи на нахождение площади трапеции.
Заполнение таблицы №5: формулы площади трапеции.
7
Урок-практикум. Решение задач по теме.
Самостоятельная работа для
группы №2-таблица №3-на
клетках. Для группы №1-таблица№4, №321, 322.
8-9
Урок-экзамен
Готовимся к экзамену по теме: Площадь
Уметь строить: квадрат, прямоугольник, параллелограмм , высоту параллелограмма, ромб, высоту ромба, треугольник, высоту треугольника, трапецию, высоту трапеции.
2. Знать основные свойства площадей.
3. Уметь находить площадь произвольного многоугольника с помощью свойств площадей.
4. Формулировать, доказывать и применять теоремы о вычислении площадей прямоугольника,