Под термином «универсальные учебные действия» понимается совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих способность к самостоятельному успешному усвоению новых знаний и умений, а также организацию этого процесса, то есть умение учиться.В качестве основных видов УУД разработчики стандарта выделяют регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Виды и функции УУД в обучении математике»
Виды и функции универсальных учебных действий
Под термином «универсальные учебные действия» понимается совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих способность к самостоятельному успешному усвоению новых знаний и умений, а также организацию этого процесса, то есть умение учиться.
В качестве основных видов УУД разработчики стандарта выделяют регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения и саморегуляции.
Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Оценка – выделение и осознание учащегося того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
К общеучебным УУД относятся самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, применение методов информационного поиска, знаково-символические действия, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение устных и письменных высказываний, выбор эффективных способов решений, рефлексия способов и условий действия, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, определение основной и второстепенной информации, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации, изложение содержания текста.
К логическим УУД относятся анализ и синтез объектов, самостоятельное достраивание недостающих компонентов, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез.
К действиям постановки и решения проблем относят формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
Виды коммуникативных действий включают: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; учет позиции других людей, выраженной в явном и неявном виде (в том числе ведение диалога с автором текста) и готовность изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов, критичной самооценки; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; выражение своих мыслей с достаточно полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Перечисленные выше УУД выполняют различные функции, которые направлены на то, чтобы учащиеся могли самостоятельно осуществлять деятельность учения; ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создавать условия для развития личности и её самореализации; обеспечивать успешное усвоение знаний, умений и навыков.
Поэтому на современном этапе развития системы образования важной задачей является формирование УУД, обеспечивающие учащимся умение учиться и способность к саморазвитию. Это может быть достигнуто путем сознательного усвоения учащимися социального опыта, после выполнения определённых, целенаправленных действий.