Внедрение семи модулей Программы курсов повышения квалификации в серии последовательных уроков, подтверждающий изменение и управление ими.
Внедрение семи модулей Программы курсов повышения квалификации в серии последовательных уроков, подтверждающий изменение и управление ими.
Наша жизнь не стоит на месте. С ее течением меняются взгляды каждого человека. Моя профессия работать с людьми, в сфере «человек – человек», поэтому мне необходимо меняться. Психологи трактуют убеждение как личное предрасположение к действию. Пажарес утверждает, что при выборе стиля преподавания, убеждения учителя имеют большее влияние, чем его знания, поскольку убеждения в процессе обучения влияют на всё, что он делает в классе.Я согласна с выводами исследователя, ведь мы не можем обучать нынешнее поколение учащихся так, как предыдущее. Как и мои коллеги, я замечаю, что пятиклассники, пришедшие в этом году из начальной школы, значительно отличаются от пятиклассников прошлогодних.Так происходит из года в год. Мы должны реально смотреть на жизнь, поэтому должны менять свои убеждения, а соответственно и методы работы. Быть готовыми к переменам, не отставать от времени. Убеждения учителя – основа его установок, принятия решений и действий.
У меня постоянно возникают вопросы: Как заинтересовать учеников в обучении? Как научить их быть более самостоятельными? Как активизировать их познавательную деятельность? Я ищу ответы на эти вопросы, и поэтому автоматически меняются мои убеждения. Так я совершенствуюсь.Только такой – думающий, сомневающийся, анализирующий себяучитель становится настоящим мастером своей профессии. Рефлексивный учитель может решать профессиональные задачи. ( А.А. Бизяева.Психология думающего учителя)
Как компетентный учитель, я стараюсь постоянно узнавать и применять всё новое в преподавании и обучении учащихся. Передо мной стоит вопрос: смогу ли я внедрить теорию в практику? От этого зависит моя успешность.
Проходя первый этап Программы курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан «Лицом к лицу», я открывала для себя много нового. Мне были интересны все семь модулей Программы, и у меня возникло желание внедрить их в свою практику. «Руководство для учителя» является основным материалом по изучению и освоению «Программы», которое помогает внести изменения в мою педагогическую деятельность. Изучая его, я ознакомилась с научными исследованиями психологов, социологов, которые изучали личность ребёнка, его поведение и взаимодействие с окружающими. Авторы данного «Руководства для учителя» ознакомили нас с исследованиями психологов, наиболее популярными и получившими мировое признание. Исследования и утверждения известных психологов помогают мне оценить и усовершенствовать свою педагогическую практику. Я заинтересовалась их данными. Так как в «Руководстве для учителя» дана краткая информация исследований, то я решила более подробно ознакомиться с их трудами самостоятельно. Некоторые книги рекомендовала тренер. Дополнительная литература также многое меняет во мне, самое главное – у меня появилось желание ознакомиться с исследованиями психологов, как отечественных, так и зарубежных. Теперь моё самообразование расширит свои границы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внедрение семи модулей Программы курсов повышения квалификации в серии последовательных уроков, подтверждающий изменение и управление ими. »
Внедрение семи модулей Программы курсов повышения квалификации в серии последовательных уроков, подтверждающий изменение и управление ими.
Наша жизнь не стоит на месте. С ее течением меняются взгляды каждого человека. Моя профессия работать с людьми, в сфере «человек – человек», поэтому мне необходимо меняться. Психологи трактуют убеждение как личное предрасположение к действию. Пажарес утверждает, что при выборе стиля преподавания, убеждения учителя имеют большее влияние, чем его знания, поскольку убеждения в процессе обучения влияют на всё, что он делает в классе.Я согласна с выводами исследователя, ведь мы не можем обучать нынешнее поколение учащихся так, как предыдущее. Как и мои коллеги, я замечаю, что пятиклассники, пришедшие в этом году из начальной школы, значительно отличаются от пятиклассников прошлогодних.Так происходит из года в год. Мы должны реально смотреть на жизнь, поэтому должны менять свои убеждения, а соответственно и методы работы. Быть готовыми к переменам, не отставать от времени. Убеждения учителя – основа его установок, принятия решений и действий.
У меня постоянно возникают вопросы: Как заинтересовать учеников в обучении? Как научить их быть более самостоятельными? Как активизировать их познавательную деятельность? Я ищу ответы на эти вопросы, и поэтому автоматически меняются мои убеждения. Так я совершенствуюсь.Только такой – думающий, сомневающийся, анализирующий себяучитель становится настоящим мастером своей профессии. Рефлексивный учитель может решать профессиональные задачи. ( А.А. Бизяева.Психология думающего учителя)
Как компетентный учитель, я стараюсь постоянно узнавать и применять всё новое в преподавании и обучении учащихся. Передо мной стоит вопрос: смогу ли я внедрить теорию в практику? От этого зависит моя успешность.
Проходя первый этап Программы курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан «Лицом к лицу», я открывала для себя много нового. Мне были интересны все семь модулей Программы, и у меня возникло желание внедрить их в свою практику. «Руководство для учителя» является основным материалом по изучению и освоению «Программы», которое помогает внести изменения в мою педагогическую деятельность. Изучая его, я ознакомилась с научными исследованиями психологов, социологов, которые изучали личность ребёнка, его поведение и взаимодействие с окружающими. Авторы данного «Руководства для учителя» ознакомили нас с исследованиями психологов, наиболее популярными и получившими мировое признание. Исследования и утверждения известных психологов помогают мне оценить и усовершенствовать свою педагогическую практику. Я заинтересовалась их данными. Так как в «Руководстве для учителя» дана краткая информация исследований, то я решила более подробно ознакомиться с их трудами самостоятельно. Некоторые книги рекомендовала тренер. Дополнительная литература также многое меняет во мне, самое главное – у меня появилось желание ознакомиться с исследованиями психологов, как отечественных, так и зарубежных. Теперь моё самообразование расширит свои границы.
В основу Программы заложена конструктивистская теория обучения, которая базируется на утверждении о том, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из разных источников: от учителя, сверстников, из учебников. Проводя серию последовательных уроков в период «Практики в школе», убедилась, что обучение во взаимодействии влияет на эффективность обучения.
Внедряя модуль Новые подходы в преподавании и обучении, основанный на социоконструктивистской теории, постоянно убеждалась, что у моих учащихся повышается мотивация к учению, они становятся активными обучающимися. Психологами доказано, что на уроке центральное место занимает диалог, который способствует интеллектуальному развитию учащихся и их результативности в обучении. Диалогово – поисковое обучение готовит ученика к самостоятельному поиску решения проблем. Мне нравится, что основная особенность конструктивисткой теории заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Ученики в процессе исследовательской деятельности «открывают» новые знания сами. То, что добыто самостоятельно, усваивается лучше. Важное место в жизни играет взаимодействие с людьми, общение. Ещё Л.Выготский, сторонник социоконструктивистских идей, ввёл понятие «зона ближайшего развития», где центральная роль в обучении отдаётся речи. Диалог при работе в парах, группах в Программе выступает в статусе новых подходов. Учитель наблюдает, направляет, оказывает поддержку учащимся. При работе в группах, в парах учащиеся активно думают, говорят почти все в классе, даже те, кто до сих пор отмалчивался на уроках, тем самым формируется мышление и речь у каждого ученика. При обсуждении выполнения задания ученики отстаивают собственную позицию, проявляют инициативу. Также помогают друг другу, успешно корректируют высказывания собеседников. У них еще не очень получается укладываться во времени, поэтому мне ещё предстоит отрабатывать временной регламент на выполнение задания, так как учащиеся увлекаются обсуждением. Для внедрения идей семи модулей в мои предстоящие уроки необходимо регламентировать во времени каждую стратегию на каждом этапе урока. При работе в парах, а потом и при работе в группах у моих учащихся возникали разногласия, поэтому необходимо постоянно и целенаправленно обучать их общению. Первым этапом работы в сотрудничестве стала разработка «Правил работы в группе», к которым мы обращались, если у учащихся была несогласованность. Так как я учитель математики, то считаю, что необходимо сначала учеников научить работать в малых группах, состав которых – четыре человека, а затем увеличивать состав групп. На практике я начала применять три формы аргументирования по Мерсеру. Исследовательские беседы аргументируют речь учащихся. Они стали употреблять в речи слова: «я полагаю…», «я думаю…», «я считаю…», «моё мнение…», «возможно…», «может быть…». Как учитель математики, я их этому постоянно обучаю, поддерживаю, так как многие задания в математике решаются на основе анализа условия, требуют доказательства.
Группы и пары, считаю, должны постоянно меняться, чтобы взаимодействие было со всеми, ведь наши ученики, будучи взрослыми, будут общаться с разными людьми. А работа в парах и группах их к этому готовит. В группах общаются учащиеся и с разной мотивацией и с разным уровнем учебных способностей, что может повысить мотивацию и учебные успехи отстающих. Конструктивистская теория позволяет учителю проследить, как отдельными учениками постигается тема, в центре внимания должен быть каждый ученик.
Внедряя модуль «Обучение критическому мышлению», учителю самому, прежде всего, необходимо иметь развитое критическое мышление и быть открытым для новых идей.
Рефлексия влияет на самопознание человека. Локк впервые выделил рефлексию как особую психическую реальность. Он определял ее, как действие ума над самим собой, «…наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности» (А.А.Бизяева.Психология думающего учителя)
Интегрируя идеи семи модулей в свою практику, я увидела эффективность обучения на основе социоконструктивистской теории. Учитель обеспечивает возможностями для обучения, а сами ученики самостоятельно действуют, размышляют над своими знаниями и убеждениями. Этому способствуют стратегии критического мышления. Такие стратегии критического мышления, как «Мозговой штурм», «Прогнозирование», «Кластер», «Корзина идей», «Верные и неверные утверждения», я применила в серии последовательных уроков. Думаю, в дальнейшей работе я буду использовать ещё и многие другие стратегии, которые положительно активизируют мыслительную деятельность и поведение моих учеников.
Компетентным учитель станет при наличии «трёх помощников» по Шульману: голова, рука, сердце. Сначала мы должны узнать и понять теоретические аспекты, затем приобрести практические навыки и овладеть способами работы. Постоянно рефлексировать свою педагогическую деятельность, чтобы опять вернуться к знанию и пониманию и практическим навыкам, что сможет скорректировать нашу деятельность, наметить пути дальнейшей работы. Также необходимо формативно оценивать свою деятельность и деятельность учащихся. Научить их самооценивать и взаимооценивать. Это «голова» и «рука» по Шульману. Но только лишь «пропустив» свои знания и практику через свое «сердце» мы сделаем преподавание и обучение учащихся качественным и эффективным. Формативное оценивание необходимо использовать на всех уроках, применяя различные его формы. Такое оценивание, действительно, есть оценивание для обучения. Оно улучшает суммативную оценку, влияет на мотивацию учеников. Обратная связь между учителем и учениками будет способствовать преодолению барьеров в обучении.
Учителя должны быть честны, смелы, терпимы, сострадательны и уважительны к ученикам, справедливы. Надеюсь, что у меня всё получится. Конечно, если я буду заниматься самообразованием только сама, у меня ничего не выйдет, только во взаимосвязи с коллегами, сотрудничая, наблюдая, анализируя и делая выводы с коллегами, мы можем добиться перемен в образовании, применив лессон – стади. Каждый из нас, учителей, должен саморазвиваться и улучшать педагогическую практику. Мы должны проявлять своё лидерство, управлять своей деятельностью, предлагать свои идеи, разрабатывать свои стратегии. Приветствовать новые идеи своих учеников. Самое главное не быть равнодушным к себе и ученикам. Мир меняется, всё в движении, развитии: виден технический прогресс, меняются ценности. Так и учитель должен быть той переменной, которая содействует прогрессу в образовании. Учитель является стержневой фигурой в процессе обучения. Учитель ответственен перед обществом, значит, ответственен перед учениками и он должен способствовать, чтобы ученики стали такими же самомотивированными, увлечёнными, ответственными, с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях.
Закончив курсы повышения квалификации, я смогу теорию применить на практике. Использование семи модулей мной только апробируется, исследуется, поэтому необходимо дальнейшее пристальное наблюдение за своим профессиональным развитием и развитием моих учеников.
Предстоит большая работа: продумать работу с одарёнными детьми на каждом уроке, вовлечённость всех учащихся в учебный процесс. Удовлетворив все потребности в иерархии потребностей по Маслоу, наш ученик сможет в будущей взрослой жизни самореализоваться. Чтобы этого добиться, необходимо приложить много усилий. Очень хочется поменяться, с каждым годом мы становимся более требовательными, где – то даже злыми, раздражёнными, от учеников требуем выполнения госстандартов. В основном, действуем самостоятельно. Сама даю знания, сама спрашиваю, сама оцениваю. Стало меньше положительных эмоций, а ведь мой стаж работы учителем большой – почти 30 лет. Я уже давно задумывалась над тем, что что-то надо менять в образовании, и об этом задумывались все мои коллеги. Я приветствую, что грядёт время перемен в преподавании и обучении учеников, вводятся новые подходы. Новые подходы – это есть новое направление в образовании.
Таким образом, я надеюсь стать учителем, обладающим критическим мышлением, владеющим подходами, основанными на конструктивистских теориях. Уверена, коллеги моей школы уже заинтересовались новыми подходами в преподавании и обучении. До сих пор мне нужны были от учеников только знания, я много требовала от них. Я поняла, что мне необходимо достучаться до каждого, понять, какие у них есть трудности в обучении. На уроке у меня постоянно не хватало времени опрашивать всех детей, я спрашивала лишь тех, кто чаще поднимал руку. Групповая работа – это то, что необходимо в работе, чтобы привлечь всех учеников.
На протяжении всей практики я вела рефлексивный дневник, куда записывала свои наблюдения за учениками. Записи в нём помогали мне планировать работу с каждым учеником. Одновременно я отмечала изменения в себе. Что мне необходимо изменить в следующем уроке? На каждый урок я выбирала разные виды работ. Все запланированное мною было проведено. Все виды работ дети выполняли с удовольствием.
Прохождение курсов повышения квалификации учителей, ориентированных на конструктивистской теории преподавания, основанных на исследованиях психологов, получивших мировую известность, дают нам возможность измениться и вместе с этим, изменив свои убеждения, изменить своё преподавание и обучение учеников. Трёхмесячный период курсов позволил мне освоить идеи Программы, идеи семи модулей, которые интегрируясь в уроке, меняли критическое мышление мое, как учителя, так и мышление учеников. Каждый из этапов курсов менял мои взгляды на преподавание и обучение. Мне предстояло проявить лидерство и внести кардинальные изменения в себе. Я убедилась, что существует неиспользованный потенциал для педагогического совершенствования.
Моя роль как учителя – лидера состоит в том, чтобы стимулировать учеников к активной поисковой деятельности, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, систематизации информации, полученной от учеников. На данный момент вызывает у меня затруднение создание инклюзивной среды обучения. В процессе реализации идей Программы, корректирования и оценивания обучения, я планирую перспективы дальнейшей работы.
Раньше для меня в традиционном обучении всегда было важно, что преподавать, важно было дать ученикам знания в готовом виде, а теперь я постоянно задумываюсь над вопросами: как обучаться ученикам и почему надо обучаться именно так. Как сделать, чтобы виды работ, которые я буду применять, развивали глубокое понимание предмета. В дальнейшей работе мне надо сделать тщательный отбор видов работ, регламентировать время на их применение, продумать, на каком этапе урока это будет наиболее эффективно применимо.
Если будет меняться наше сознание, то будет меняться наше преподавание и наше обучение, а значит, будут меняться наши ученики. Мне хочется, чтобы мои ученики, войдя во взрослую жизнь, не потерялись, а научившись работать в школе в сотрудничестве с каждым, смогли общаться с любым человеком. Только взаимосвязь когнитивной, социальной и аффективной областей в школе будет преодолением барьеров в выборе профессии, в сотрудничестве с людьми. Нашим ученикам такое обучение будет осуществлением безболезненной преемственности во взрослую жизнь.
Являясь центральной фигурой в классе, необходимо постоянно рефлексировать свою педагогическую деятельность, продолжать консультации и обмениваться опытом с коллегами. Все уроки, проведённые мною с использованием новых методов, способствовали появлению у меня убеждения, что необходимо работать по – новому. В этом меня убеждают настроение и результаты учеников.
Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан (третий базовый уровень).АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012г.
Руководство для учителя. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012г.