kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Возможности использования здоровьесберегающих технологий на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни. В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Возможности использования здоровьесберегающих технологий на уроках математики»

Возможности использования здоровьесберегающих технологий

на уроках математики.

Солдатова Т.А. учитель математики МОУ « СОШ с. Сулак»

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни. В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”).

Назову основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

   рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

        в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

        количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т.д.) должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.;

        в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;

        в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся);

        обучение должно производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

        должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;

        необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;

        необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

        на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;

        нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;

        необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого).

        необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам проф. Н.К.Смирнова, “здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся”.

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

        технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

        технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

        разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Технологии здоровьесбережения позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся.С этих позиций в настоящей работе и представлен опыт использования некоторых приемов, упражнений, творческих заданий на уроках математики.Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.

При изучении математики приходится много заниматься отработкой вычислительных навыков, преобразованием выражений, решением уравнений, заучиванием правил. Так как тренировочные упражнения часто однообразны и утомительны, то я иногда использую математические игры. Некоторые - для сосредоточения внимания вначале урока, некоторые - для опроса правил, некоторые - для подготовки к самостоятельной работе. Многие из них известны или слегка изменены.

ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ

1. Учитель показывает пальцами числа, класс хором называет число. Положение рук и пальцев меняем.

2. На доске рисуется система координат, в начале отсчета сидит муха. Учитель говорит, куда она перемещается: «2 единицы вправо, 2 единицы вниз, 3 единицы влево ...» и так далее. После 6-7 перемещений надо назвать координаты мухи. Можно проводить игру вслепую. Можно представить квадрат 4 на 4 и тогда муха будет двигаться в квадрате.

3. Повторение таблицы умножения. Ученики по очереди называют числа натурального ряда (1, 2, ...), но вместо чисел, делящихся на 3 или запись которых оканчивается на 3, говорят: "не собьюсь". Если ученик сбился, то он встает, то есть выбывает из игры, тот, кто заметил ошибку, называет нужное число и игра продолжается.

УСТНЫЙ ОПРОС «ТУРНИР ЗНАТОКОВ»

После прохождения темы, особенно такой, в которой много правил и определений, мы с детьми накануне обобщающего урока (за день - два) выбираем двоих знатоков. Дома они тщательно готовятся по вопросам в конце главы и параграфов, в учебнике "Математика-5", "Математика-6" (Дорофеев) разбирают упражнения с буквой "М". Остальные готовят дома вопросы. На уроке знатоки выходят к доске, для каждого выбираем контролера, который фиксирует число правильных ответов. Ребятам-знатокам задают по 5 вопросов.Засчитывается количество верных ответов и таким образом ставится оценка. Если знаток не отвечает, то отвечает автор.

ЗАРЯДКА В зависимости от задания ребята поднимают правую или левую руку, нужное количество пальцев или показывают ход линии.Перед самостоятельной работой проводится предварительный разбор следующим образом:

8 КЛАСС:

1 этап. Учитель показывает пример.

Если слагаемые имеют одинаковые знаки, то участники поднимают правую руку, если разные - левую.

2 этап. Если результат0, то поднимают правую руку,

3 этап. Если решение производится в обыкновенных дробях, то надо поднять правую руку, если в десятичных - левую.

Примеры на доске

После этого задания решаются в тетради.

В 9 классе можно попросить показать ход графика:

Примеры на доске:

        а) y=2x + 3

        б)

        в) y = 5

        г) x = 7

        д)

        е) y = -x

        ж)

        з)

        и)

(«выколотая» точка – хлопок)

Учитель показывает функцию, ученики (через паузу) – ход линии.

Можно проводить зарядку «вслепую». Я прошу учеников закрыть глаза и положить голову на руки. Так они лучше сосредотачиваются и не мешают друг другу. Задание дается на слух. Например: каким числом будет значение выражения х+у, если:

а) х0; у0

б) х

в) х0; у

г) х=0; у

д) х0; у=0

е) х=0; у=0

Если ответ однозначный, но не 0, то поднять одну руку, если 0 - две руки, если возможны варианты, то рук не поднимать.

Полезность применения такой организации работы на уроке подтверждают результаты тестирования пятиклассников в октябре месяце, то есть в момент их адаптации к требованиям средней школы. Уровень тревожности учеников был около 8%, притом, что допустимый уровень в начале 5 класса - 20%.

        Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве. Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Обычно на уроках математики не принято давать детям творческие задания. Я попробовала дать детям свободу самовыражения и результаты получились замечательные. Фантазия, выдумка, умение грамотно внести в сюжет математические понятия порадовали. Дети охотно сочиняют стихи, сценки, задачи, сказки и целые игры.

        Развитие творческого начала в учениках, использование различных технологий, сотрудничество взрослых и детей помогают каждому ученику максимально реализовать свои возможности и сохранить здоровье




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Возможности использования здоровьесберегающих технологий на уроках математики

Автор: Солдатова Татьяна Анатольевна

Дата: 09.07.2015

Номер свидетельства: 222550

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "praktichieskii_opyt_ispol_zovaniia_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhii_na"
    ["file_id"] => string(6) "436873"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509877817"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Инновационый проект "Проектируем урок математики с использованием здоровьесберегающих технологий" "
    ["seo_title"] => string(113) "innovatsionyi-proiekt-proiektiruiem-urok-matiematiki-s-ispol-zovaniiem-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "171799"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423727732"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(80) "ispol-zovaniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "175408"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424268798"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) ""Использование здоровьесберегающих технологий  на уроках математики в С(к)ОУ VIII вида""
    ["seo_title"] => string(99) "ispol-zovaniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki-v-s-k-ou-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "247418"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446558101"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Реферат "Применение педагогических технологий" "
    ["seo_title"] => string(58) "riefierat-primienieniie-piedaghoghichieskikh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "143041"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418412573"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства