kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Возможности различных предметов для формирования универсальных учебных действий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность выбора темы определена новыми социальными запросами к общему образованию, которые:

- отражают трансформацию России из индустриального в постиндустри-альное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале;

- исходят из быстрого обновления знаний в условиях развернувшихся процессов глобализации, информатизации;

- выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования;

- определяют новые цели общего образования и стратегию его развития.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«возможности различных предметов для формирования универсальных учебных действий »

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ  ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ  УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ   подготовила учитель математики  МОУ-СОШ с.Староселье  Шкаранова А.М. 2014-2015 уч. год.

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ подготовила учитель математики МОУ-СОШ с.Староселье Шкаранова А.М. 2014-2015 уч. год.

План 1.  Актуальность формирования УУД для современного общества . 2. Универсальные учебные действия 2.1 Понятие УУД. 2.2 Функции универсальных учебных действий. 2.3 Виды универсальных учебных действий: 2.4. Способы формирования универсальных учебных действий (способы, методы) 2.5 Возможности различных предметов в формировании УУД.

План

1. Актуальность формирования УУД для современного общества .

2. Универсальные учебные действия

2.1 Понятие УУД.

2.2 Функции универсальных учебных действий.

2.3 Виды универсальных учебных действий:

2.4. Способы формирования универсальных учебных действий (способы, методы)

2.5 Возможности различных предметов в формировании УУД.

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования:  от цели усвоения знаний, умений и навыков  к цели развития Личности учащегося

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития Личности учащегося

Основные требования общества к образовательной системе:

Основные требования общества к образовательной системе:

  • - формирование культурной идентичности учащихся как граждан России;
  • - сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
  • - обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;
  • - достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;
  • - формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.
Основная характеристика изменившихся  требований к общему образованию «Ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей» ( Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года )  «Приоритет  начального общего образования –  формирование общих учебных умений и навыков , уровень освоения которых в значительное мере предопределяет успешность всего последующего обучения». ( Федеральный компонент государственного стандарта )

Основная характеристика изменившихся требований к общему образованию

  • «Ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей»

( Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года )

  • «Приоритет начального общего образования

формирование общих учебных умений и навыков , уровень освоения которых в значительное мере предопределяет успешность всего последующего обучения».

( Федеральный компонент государственного стандарта )

Необходимость пересмотра целей образования

Необходимость пересмотра целей образования

цели образования «умение учиться»
  • цели образования «умение учиться»
2.Общая характеристика универсальных учебных действий и способы их формирования в образовательном процессе.

2.Общая характеристика универсальных учебных действий и способы их формирования в образовательном процессе.

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

  • способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
  • совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятель-ному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий

Функции универсальных учебных действий

  • - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • - создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности « научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
  • - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
3. ВИДЫ универсальных учебных действий

3. ВИДЫ универсальных учебных действий

Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Общепознавательные Коммуникативные

Виды универсальных учебных действий

  • Личностные
  • Регулятивные
  • Общепознавательные
  • Коммуникативные

Личностные УУД Личностные  УУД Смысло- образование Нравственно- этическое  оценивание Самопознание и само- определение

Личностные УУД

Личностные

УУД

Смысло-

образование

Нравственно-

этическое

оценивание

Самопознание

и само-

определение

Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
  • Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Личностные УУД - смыслообразование

Личностные УУД - смыслообразование

  • установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов
  • установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение»
Личностные УУД – нравственно-этическая ориентация

Личностные УУД – нравственно-этическая ориентация

  • Выделение морально-этического содержания событий и действий
  • Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора
  • Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм
  • Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора
Личностные УУД – Самопознание и самоопределение

Личностные УУД – Самопознание и самоопределение

  • Построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку
  • Формирование идентичности личности
  • Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе
Виды УУД –  Регулятивные действия Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Коррекция Оценка Волевая само регу- ляция

Виды УУД – Регулятивные действия

Регулятив-

ные

действия

Целепола-

гание

Планиро-

вание

Прогно-

зирование

Контроль

Коррекция

Оценка

Волевая

само

регу-

ляция

Обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
  • Обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Регулятивные УУД

Регулятивные УУД

  • Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • Планирование – определение после-довательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Регулятивные УУД

Регулятивные УУД

  • Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Регулятивные УУД

Регулятивные УУД

  • Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Регулятивные УУД   Волевая саморегуляция как способность  - к мобилизации сил и энергии;  к волевому усилию; - выбору в ситуации конфликта мотивов; - к преодолению препятствий; - эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации; - эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями

Регулятивные УУД

Волевая саморегуляция как способность

- к мобилизации сил и энергии;

  • к волевому усилию;
  • - выбору в ситуации конфликта мотивов;

- к преодолению препятствий;

- эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации;

- эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями

Познава- тельные действия Обще- учебные  Логические Постановка  и решение  проблем

Познава-

тельные

действия

Обще-

учебные

Логические

Постановка

и решение

проблем

Общеучебные УУД

Общеучебные УУД

  • Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели
  • Информационный поиск
  • Знаково-символические действия
  • Структурирование знаний
  • Произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно)
Общеучебные УУД

Общеучебные УУД

  • Смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения
  • Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность
  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий
Общеучебные УУД – знаково-символические Знаково-символические действия выполняют функции - отображения учебного материала; - выделения существенного; - отрыва от конкретных ситуативных значений; - формирования обобщенных знаний. Виды знаково-символических действий: Замещение Кодирование / декодирование Моделирование

Общеучебные УУД – знаково-символические

Знаково-символические действия выполняют функции

  • - отображения учебного материала;
  • - выделения существенного;
  • - отрыва от конкретных ситуативных значений;
  • - формирования обобщенных знаний.

Виды знаково-символических действий:

  • Замещение
  • Кодирование / декодирование
  • Моделирование

Познавательные УУД – логические действия

Познавательные УУД – логические действия

  • Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков
  • Синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов
  • Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов
Познавательные УУД – логические действия

Познавательные УУД – логические действия

  • Подведение под понятия, выведение следствий
  • Установление причинно-следственных связей
  • Построение логической цепи рассуждения
  • Выдвижение гипотез, их обоснование
  • Доказательство
Познавательные УУД – Постановка и решение проблем Формулирование проблемы Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Познавательные УУД – Постановка и решение проблем

  • Формулирование проблемы
  • Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД Коммуни- кативные  действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласование действий с партнером

Коммуникативные УУД

Коммуни-

кативные

действия

Планиро-

вание

учебного

сотрудни-

чества

Постановка

вопросов

Построение

речевых

высказы-

ваний

Лидерство и

согласование

действий с

партнером

Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
  • Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Аспекты коммуникативной деятельности Коммуникация как взаимодействие  Коммуникация как кооперация

Аспекты коммуникативной деятельности

  • Коммуникация как взаимодействие

  • Коммуникация как кооперация

  • Коммуникация как условие интериоризации
Коммуникация как взаимодействие   (учет позиции собеседника)

Коммуникация как взаимодействие (учет позиции собеседника)

Коммуникация как  кооперация   (согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников)

Коммуникация как кооперация (согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников)

Коммуникация как условие интериоризации    (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становление рефлексии)

Коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становление рефлексии)

4.Условия,  обеспечивающие развитие  универсальных учебных действий  в образовательном процессе

4.Условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий в образовательном процессе

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно- личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся.
  • Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно- личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся.
От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий

От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий

Взгляд на учебный процесс Учебный процесс – фокус, в котором «сходятся»:

Взгляд на учебный процесс

Учебный процесс – фокус,

в котором «сходятся»:

  • изучаемый учебный материал
  • формируемые учебные действия
  • система оценивания – как элемент содержания и средство «учения-обучения-самообразования»
Базовые педагогические технологии

Базовые педагогические

технологии

  • УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
  • ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»
  • ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Уровневая дифференциация Выделение и открытое предъявление учащимся базовых и повышенных требований к результатам  освоения данного раздела/темы курса Обязательность освоения требований базового уровня Добровольность освоения повышенных уровней Альтернативность Реалистичность требований Предъявление требований с помощью учебных заданий Предъявление требований с помощью учебных заданий Оценка «зачтено» Оценки «4», «5» Работа в группах подвижного состава Накопленная оценка

Уровневая дифференциация

Выделение и открытое предъявление учащимся

базовых и повышенных требований к результатам

освоения данного раздела/темы курса

Обязательность освоения

требований базового уровня

Добровольность освоения

повышенных уровней

Альтернативность

Реалистичность требований

Предъявление требований с

помощью учебных заданий

Предъявление требований с

помощью учебных заданий

Оценка «зачтено»

Оценки «4», «5»

Работа в группах подвижного состава

Накопленная оценка

Обучение на основе учебных ситуаций

Обучение на основе

учебных ситуаций

  • определение педагогической задачи (на основе планируемых результатов)
  • отбор учебного материала
  • определение способов организации учебных ситуаций:
    • прогнозирование возможных действий учащихся
    • средства осуществления обратной связи
    Условия развития УУД   Нужно стремиться Необходимо исключить Передача готовых знаний Развитие умений по применению знаний цель Учитель-режиссер. Ученик сам открывает новые знания через  содержание УМК. Объяснить все так, чтобы ученик запомнил  и пересказал знания текст Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей методика Продуктивные задания – получение нового продукта – своего вывода, оценки. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний.

    Условия развития УУД

    Нужно стремиться

    Необходимо исключить

    Передача готовых

    знаний

    Развитие умений по

    применению знаний

    цель

    Учитель-режиссер.

    Ученик сам открывает

    новые знания через

    содержание УМК.

    Объяснить все так,

    чтобы ученик запомнил

    и пересказал знания

    текст

    Репродуктивные вопросы –

    повторение и запоминание

    чужих мыслей

    методика

    Продуктивные задания –

    получение нового продукта – своего вывода, оценки. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний.

    Условное обозначение звуков,  знаки транскрипции,  фонетико-графические схемы

    Условное обозначение звуков, знаки транскрипции, фонетико-графические схемы

    В процессе письма – перекодирование из звуковой формы в графическую.   В процессе чтения – перекодирование из графической формы в звуковую.

    В процессе письма – перекодирование из звуковой формы в графическую.

    В процессе чтения – перекодирование из графической формы в звуковую.

    Понимание значения воспроизведённых языковых единиц:   слов; сочетаний слов; предложений;

    Понимание значения воспроизведённых языковых единиц:

    слов;

    сочетаний слов;

    предложений;

    - перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы: печатные, письменные;

    - перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы:

    печатные,

    письменные;

    - Писать буквы и их соединения в слогах, словах и предложениях.

    - Писать буквы и их соединения в слогах, словах и предложениях.

    Развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения достигается с помощью приёмов: а)  наращивания

    Развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения достигается с помощью приёмов:

    а) наращивания

    б)  реконструирования слов

    б) реконструирования слов

    Ребёнок имеет возможность на уровне практического действия – руками – самостоятельно воссоздать форму изучаемой буквы.

    Ребёнок имеет возможность на уровне практического действия – руками – самостоятельно воссоздать форму изучаемой буквы.

    АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей Когда Петя Захаров сделал доклад по окружающему миру, всем очень захотелось его покритиковать. Был лес рук. Евдокия Васильевна сказала:  - Оценивая выступление своего товарища, сначала подчеркни достоинства и сильные стороны Этого выступления. Они обязательно есть в любом выступлении. Никогда не начинай с критики! Ведь твой товарищ старался, готовился.

    АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ

    Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей

    Когда Петя Захаров сделал доклад по окружающему миру, всем очень захотелось его покритиковать. Был лес рук. Евдокия Васильевна сказала:

    - Оценивая выступление своего товарища, сначала подчеркни достоинства и сильные стороны Этого выступления. Они обязательно есть в любом выступлении. Никогда не начинай с критики! Ведь твой товарищ старался, готовился.

    Учебное сотрудничество: умение  договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.    Рассмотри схему расположения планет вокруг  Солнца. Прочитай соседу по парте названия  трёх ближайших к Солнцу планет. А он пусть  прочитает тебе названия остальных.  Рассмотри рисунок. Расскажи соседу по парте о жизни осеннего леса. А он тебе расскажет о жизни зимнего леса.  Нарисуй в своей тетради экологический знак к другому правилу. Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Отгадайте, кто какое правило проиллюстрировал!  Открой последнюю страницу учебника. Прочитай, в какой типографии он напечатан. Обсуди с соседом по парте, почему типографии важны всей стране.

    Учебное сотрудничество: умение

    договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.

    Рассмотри схему расположения планет вокруг

    Солнца. Прочитай соседу по парте названия

    трёх ближайших к Солнцу планет. А он пусть

    прочитает тебе названия остальных.

    Рассмотри рисунок. Расскажи соседу по парте о жизни осеннего леса. А он тебе расскажет о жизни зимнего леса.

    Нарисуй в своей тетради экологический знак к другому правилу. Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Отгадайте, кто какое правило проиллюстрировал!

    Открой последнюю страницу учебника. Прочитай, в какой типографии он напечатан. Обсуди с соседом по парте, почему типографии важны всей стране.


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Математика

    Категория: Прочее

    Целевая аудитория: Прочее.
    Урок соответствует ФГОС

    Скачать
    возможности различных предметов для формирования универсальных учебных действий

    Автор: Шкаранова Алла Михайловна

    Дата: 23.09.2015

    Номер свидетельства: 233243

    Похожие файлы

    object(ArrayObject)#853 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(244) "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа". "
        ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-1-klassie-po-proghrammie-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola"
        ["file_id"] => string(6) "111269"
        ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
        ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
        ["date"] => string(10) "1407313804"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#875 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(211) "Формирование универсальных учебных действий на уроках математики через технологию дифференцированного обучения "
        ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-matiematiki-chieriez-tiekhnologhiiu-diffierientsirovannogho-obuchieniia"
        ["file_id"] => string(6) "221504"
        ["category_seo"] => string(10) "matematika"
        ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
        ["date"] => string(10) "1435338194"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#853 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(206) "Статья "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов" "
        ["seo_title"] => string(126) "stat-ia-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-sriedstvami-mietoda-proiektov"
        ["file_id"] => string(6) "165178"
        ["category_seo"] => string(10) "matematika"
        ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
        ["date"] => string(10) "1422782194"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#875 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(279) "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов (научн. рук-ль - канд. пед. наук, доц. О.А. Тарасова) "
        ["seo_title"] => string(164) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-sriedstvami-mietoda-proiektov-nauchn-ruk-l-kand-pied-nauk-dots-o-a-tarasova"
        ["file_id"] => string(6) "165186"
        ["category_seo"] => string(10) "matematika"
        ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
        ["date"] => string(10) "1422782778"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#853 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(206) "«Педагогическое мастерство: формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности» "
        ["seo_title"] => string(125) "piedaghoghichieskoie-mastierstvo-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
        ["file_id"] => string(6) "151064"
        ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
        ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
        ["date"] => string(10) "1420629278"
      }
    }
    


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Проверка свидетельства