возможности различных предметов для формирования универсальных учебных действий
Возможности различных предметов для формирования универсальных учебных действий
Актуальность выбора темы определена новыми социальными запросами к общему образованию, которые:
- отражают трансформацию России из индустриального в постиндустри-альное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале;
- исходят из быстрого обновления знаний в условиях развернувшихся процессов глобализации, информатизации;
- выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования;
- определяют новые цели общего образования и стратегию его развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«возможности различных предметов для формирования универсальных учебных действий »
ВОЗМОЖНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯУНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙподготовила учитель математикиМОУ-СОШ с.СтаросельеШкаранова А.М. 2014-2015 уч. год.
План
1.Актуальность формирования УУД для современного общества .
2. Универсальные учебные действия
2.1 Понятие УУД.
2.2 Функции универсальных учебных действий.
2.3 Виды универсальных учебных действий:
2.4. Способы формирования универсальных учебных действий (способы, методы)
2.5 Возможности различных предметов в формировании УУД.
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития Личности учащегося
Основные требования общества к образовательной системе:
- формирование культурной идентичности учащихся как граждан России;
- обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;
- достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;
- формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.
Основная характеристика изменившихся требований к общему образованию
«Ориентация образования не только на усвоение обучающимисяопределенной суммы знаний,но и на развитие его личности,его познавательных и созидательных возможностей»
(Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года)
«Приоритетначального общего образования–
формирование общих учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительное мере предопределяет успешность всего последующего обучения».
(Федеральный компонент государственного стандарта)
Необходимость пересмотра целей образования
цели образования«умение учиться»
2.Общая характеристика универсальных учебных действий и способы их формирования в образовательном процессе.
Универсальные учебные действия
способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятель-ному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности « научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
3.ВИДЫ универсальных учебных действий
Виды универсальных учебных действий
Личностные
Регулятивные
Общепознавательные
Коммуникативные
Личностные УУД
Личностные
УУД
Смысло-
образование
Нравственно-
этическое
оценивание
Самопознание
и само-
определение
Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Личностные УУД - смыслообразование
установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов
установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того«какое значение, смысл имеет для меня учение»
Личностные УУД – нравственно-этическая ориентация
Выделение морально-этического содержания событий и действий
Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора
Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм
Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора
Личностные УУД – Самопознание и самоопределение
Построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку
Формирование идентичности личности
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе
Виды УУД – Регулятивные действия
Регулятив-
ные
действия
Целепола-
гание
Планиро-
вание
Прогно-
зирование
Контроль
Коррекция
Оценка
Волевая
само
регу-
ляция
Обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Регулятивные УУД
Целеполагание- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Планирование– определение после-довательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Регулятивные УУД
Прогнозирование– предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
Контрольв форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Регулятивные УУД
Коррекция– внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Оценка- выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Регулятивные УУД
Волеваясаморегуляциякак способность
- к мобилизации сил и энергии;
к волевому усилию;
- выбору в ситуации конфликта мотивов;
- к преодолению препятствий;
- эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации;
- эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями
Познава-
тельные
действия
Обще-
учебные
Логические
Постановка
и решение
проблем
Общеучебные УУД
Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели
Информационный поиск
Знаково-символические действия
Структурирование знаний
Произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно)
Общеучебные УУД
Смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения
Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий
Общеучебные УУД – знаково-символические
Знаково-символические действия выполняютфункции
- отображения учебного материала;
- выделения существенного;
- отрыва от конкретных ситуативных значений;
- формирования обобщенных знаний.
Виды знаково-символических действий:
Замещение
Кодирование/декодирование
Моделирование
Познавательные УУД – логические действия
Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков
Синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов
Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов
Познавательные УУД – логические действия
Подведение под понятия, выведение следствий
Установление причинно-следственных связей
Построение логической цепи рассуждения
Выдвижение гипотез, их обоснование
Доказательство
Познавательные УУД – Постановка и решение проблем
Формулирование проблемы
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные УУД
Коммуни-
кативные
действия
Планиро-
вание
учебного
сотрудни-
чества
Постановка
вопросов
Построение
речевых
высказы-
ваний
Лидерство и
согласование
действий с
партнером
Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Аспекты коммуникативной деятельности
Коммуникация как взаимодействие
Коммуникация как кооперация
Коммуникация как условие интериоризации
Коммуникация как взаимодействие(учет позиции собеседника)
Коммуникация каккооперация(согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников)
Коммуникация как условие интериоризации(коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становление рефлексии)
4.Условия,обеспечивающие развитиеуниверсальных учебных действийв образовательном процессе
Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно- личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся.
От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий
Взгляд на учебный процесс
Учебный процесс – фокус,
в котором «сходятся»:
изучаемый учебный материал
формируемые учебные действия
система оценивания – как элемент содержания и средство «учения-обучения-самообразования»
Базовые педагогические
технологии
УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Уровневая дифференциация
Выделение и открытое предъявление учащимся
базовых и повышенных требований к результатам
освоения данного раздела/темы курса
Обязательность освоения
требований базового уровня
Добровольность освоения
повышенных уровней
Альтернативность
Реалистичность требований
Предъявление требований с
помощью учебных заданий
Предъявление требований с
помощью учебных заданий
Оценка «зачтено»
Оценки «4», «5»
Работа в группах подвижного состава
Накопленная оценка
Обучение на основе
учебных ситуаций
определение педагогической задачи (на основе планируемых результатов)
отбор учебного материала
определение способов организации учебных ситуаций:
прогнозирование возможных действий учащихся
средства осуществления обратной связи
Условия развития УУД
Нужно стремиться
Необходимо исключить
Передача готовых
знаний
Развитие умений по
применению знаний
цель
Учитель-режиссер.
Ученик сам открывает
новые знания через
содержание УМК.
Объяснить все так,
чтобы ученик запомнил
и пересказал знания
текст
Репродуктивные вопросы –
повторение и запоминание
чужих мыслей
методика
Продуктивные задания –
получение нового продукта – своего вывода, оценки. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний.
Условное обозначение звуков,знаки транскрипции,фонетико-графические схемы
В процессе письма – перекодирование из звуковой формы в графическую.
В процессе чтения – перекодирование из графической формы в звуковую.
Понимание значения воспроизведённых языковых единиц:
слов;
сочетаний слов;
предложений;
- перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы:
печатные,
письменные;
- Писать буквы и их соединения в слогах, словах и предложениях.
Развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения достигается с помощью приёмов:
а)наращивания
б)реконструирования слов
Ребёнок имеет возможность на уровне практического действия – руками – самостоятельно воссоздать форму изучаемой буквы.
АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ
Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей
Когда Петя Захаров сделал доклад по окружающему миру, всем очень захотелось его покритиковать. Был лес рук. Евдокия Васильевна сказала:
- Оценивая выступление своего товарища, сначала подчеркни достоинства и сильные стороны Этого выступления. Они обязательно есть в любом выступлении. Никогда не начинай с критики! Ведь твой товарищ старался, готовился.
Учебное сотрудничество: умение
договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.
Рассмотри схему расположения планет вокруг
Солнца. Прочитай соседу по парте названия
трёх ближайших к Солнцу планет. А он пусть
прочитает тебе названия остальных.
Рассмотри рисунок. Расскажи соседу по парте о жизни осеннего леса. А он тебе расскажет о жизни зимнего леса.
Нарисуй в своей тетради экологический знак к другому правилу. Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Отгадайте, кто какое правило проиллюстрировал!
Открой последнюю страницу учебника. Прочитай, в какой типографии он напечатан. Обсуди с соседом по парте, почему типографии важны всей стране.