Возможности здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного для развития интереса к математике при обучении пятиклассников.
В школе – интернате № 1 г. Калуги обучаются дети с ОВЗ (ЗПР). У таких учащихся, имеются такие ограниченные возможности здоровья, которые влекут за собой быструю утомляемость, низкую работоспособность, повышенную отвлекаемость, что, в свою очередь, ведет к нарушению внимания, восприятия, абстрактного мышления. У таких детей отмечаются периодические колебания внимания, недостаточная концентрация на объекте, малый объем памяти. В этом случае задачей педагога является не назидательно, а точнее мудро, поддерживать интерес к познанию.
Именно поэтому для поддержания интереса к математике как к предмету, снижения утомляемости и удержании внимания на протяжении всего урока я использую элементы положительно зарекомендовавшей себя в практике обучения детей с задержанным психическим развитием «Технологии раскрепощённого развития детей В.Ф.Базарного».
Автор технологии Базарный Владимир Филиппович – учёный, врач, музыкант и педагог–новатор, доктор медицинских наук, профессор, академик Академии творческой педагогики. Основатель нового направления в науке – здоровьеразвивающей педагогики.
Отличительные особенности
«Технологии раскрепощённого развития детей»:
1) Смена динамических поз – это периодическая смена поз, перевод детей из традиционной позы обучения, сидя, в позу – стоя.
Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Так как в старших классах нет конторок для работы стоя, то по необходимости, там, где это возможно менять позу детей (сидя – стоя). Самым важным здесь является воспитывать у ребёнка способность слышать потребности своего тела. Он и только он должен и может сам решать, сколько минут ему следует постоять, а сколько посидеть.
Чем чаще ребёнок меняет положение, тем естественней он себя чувствует. Со временем мышцы ног и спины укрепляются, и работа стоя делается потребностью.
2) Двигательная активность – во время урока дети находятся в постоянном движении, зрительном поиске. Что способствует поддержанию познавательного интереса и снятию утомления.
Обучение детей проводится не только в режиме «динамической позы», но и в режиме двигательной активности, где, выполняя различные задания по теме урока, дети могут свободно передвигаться по классу.
Во время урока дети находятся в постоянном движении, зрительном поиске. Что способствует поддержанию познавательного интереса и снятию утомления.
Карточки с заданиями можно поместить не только на стенах, но и за партой, для того, чтобы дети поискали их, и это способствует поддержанию познавательного интереса.
В процессе обдумывания ответа, дети встают из-за парт и передвигаются по классу, не нарушая при этом сам процесс ведения урока.
Применяя метод двигательной активности на уроке, я замечаю, что дети выполняют такие задания очень охотно, отличаются раскрепощённостью, свободой суждений. Они более спокойны, уверены и уравновешены.
Карточки «разбросанные» по классу можно использовать:
для проверки домашнего задания и самостоятельной работы,
при поиске информации требующейся для работы на уроке,
для домашнего задания, когда ребенок находит карточку со своим именем
3) Специальные офтальмотренажеры – для разминок и упражнений на мышечно–телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются специальные офтальмотренажёры
Одним из эффективных способов предупреждения последствий утомления, как считает В.Ф.Базарный, является периодическое выполнение таких упражнений, которые сопровождаются движениями глаз и головы по чётко запрограммированным фиксирующим траекториям.
Офтальмотренажёр. На уроках используется специально разработанная схема зрительных двигательных траекторий. На ней указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вверх – вниз, влево – вправо, по и против часовой стрелки, по «восьмёрке».
4) Сигнальные метки.
В углах классной комнаты фиксируются привлекающие внимание яркие зрительные метки. Ими могут служить карточки с упражнениями по теме урока для устной работы. Учитель периодически даёт соответствующие команды, и дети быстро поочерёдно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая при этом движения головой, глазами и туловищем.
Продолжительность 2 – 4 минуты.
Метки можно использовать для:
5) Экологический букварь.
С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный «Экологический букварь» (картина – панно). Работа по этим панно проводится разнообразно, это зависит от материала урока, творчества и изобретательности каждого педагога.
Причём картина-панно в течение урока добавляется различными персонажами, предметами, соответствующими теме урока. Задачей педагога является не назидательно, а точнее мудро, поддерживать интерес к познанию.
6) Держатель.
Для проведения уроков в режиме движения наглядного и учебного материала, учитель использует специальные «держатели», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние. Учитель держит карточки с заданием на держателе и движется относительно детей, приближая и удаляя карточки. Такой динамический режим способствует тренировке устойчивого чувства зрительной фиксации, а также повышает сосредоточенность и внимание детей.
Держатель можно использовать для:
устного счета,
постановки проблемы перед изучением нового материала,
отработки новых умений и навыков,
проверки усвоения изученного на уроке.
Данная технология способствует:
укреплению и развитию здоровья детей;
поддержанию познавательного интереса на протяжении всего урока;
более прочному усвоению знаний;
снижению перегрузок у учащихся;
устранению проблемы дефицита движения при обучении гиперактивных детей.
Важным здесь является то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Они по своему усмотрению подходят к стене, панно, т.е. постоянно находятся в движении. Это даёт возможность почти «бескнижного» обучения, снижая нагрузку на зрение.