Просмотр содержимого документа
«Значение прикладных математических задач в начальной школе»
Прикладные задачи в математике
Существует несколько видов задач:
По характеру объектов задачи различаются на прикладные и математические.
Математическая задача – задача, которая выполняется посредством умозаключения, вычисления.
Прикладная (практическая) задача – это задача, поставленная вне математики и решаемая математическими средствами.
По отношении к теории задачи делятся на стандартные задачи и нестандартные задачи.
Стандартные задачи - это задачи, для решения которых в школьном курсе математики имеются готовые правила (в виде словесного алгоритма, формулы, тождества и т.д.) или эти правила непосредственно следуют из правил, теорем, определений программного минимума
Нестандартные задачи – это задачи, способ решения которых не находится в распоряжении субъекта.
Практика показывает, что школьники с большим интересом решают и воспринимают задачи практического содержания. Учащиеся с увлечением наблюдают, как из практической задачи возникает теоретическая, и как чисто теоретической задаче можно придать практическую форму.
Требования к прикланой задаче:
способы и методы решения задачи должны быть приближены к практическим приемам и методам;
задачи должны соответствовать программе курса, вводиться в процесс обучения как необходимый компонент, служить достижению цели обучения;
в содержании прикладных задач должны отражаться математические и нематематические проблемы и их взаимная связь;
вводимые в задачу понятия, термины должны быть доступными для учащихся, содержание и требование задачи должны «сближаться с реальной действительностью»;
прикладная часть задачи не должна покрывать ее математическую сущность.
Прикладные задачи могут быть использованы с разной целью, они могут заинтересовать или мотивировать, развивать умственную деятельность, объяснять соотношение между математикой и другими дисциплинами.
Прикладная задача повышает интерес учащихся к самому предмету, поскольку для подавляющего большинства ценность математического образования состоит в ее практических возможностях.
Примеры прикладных задач.
Задача 1. За один рейс машина перевозит 5 тонн груза. Сколько тонн груза она перевезет за 5 рейсов? Найдите значение для 10 рейсов, 15.
Задача 2. Магазин в первом квартале продал на сумму 15 тыс. 500р., а во втором на 5 тыс 300р больше, чем в первом. На какую сумму было продано товаров во втором квартале?
Задача 3. За 3 часа работы 1 экскаватор вынул 555 м3 земли. Сколько кубических метров земли вынет второй экскаватор за 4 часа, если в час он вынимает на 15 м3 больше, чем первый?
Решение.
555 : 3 = 185 (м3) – за 1 час вынимает земли первый экскаватор.
185 + 15 = 200 (м3) – за 1 час вынимает земли второй экскаватор.
200 * 4 = 800 (м3) – за 4 часа вынет земли второй экскаватор.