Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа № 24
х. Северокавказского МО Новокубанский район
Конспект урока математики
в 1 классе по теме
«Число и цифра 3»
Составила:
учитель начальных классов
МОБУООШ № 24
х. Северокавказского
Новокубанского района
Вольман Г.И.
2014 г
Тема урока: «Число и цифра 3»
Тип урока: Открытие нового знания
Цель: формировать умения распознавать и писать цифру 3; соотносить количество предметов с цифрой, в ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием числа 3.
Задачи:
• Учиться строить высказывания на основе культуры речи и правил поведения в группе;
• Развивать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• Учить проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Цели формирования УУД:
предметных: познакомить с числом 3 и его местом в числовом ряду; научиться писать число 3; формировать умение самостоятельно применять полученные знания;
метапредметных: формировать универсальные учебные действия: регулятивные – понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять самоконтроль и самооценку;
познавательных– ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию, формировать умение выделять основу для сравнения, проводить сравнение, выстраивать цепочку логических рассуждений при решении задач логического содержания; коммуникативных: работать в паре, обосновывать сделанные выводы
личностных: способствовать развитию интереса к математике, формированию мотивационной основы учебной деятельности.
Планируемый результат:
• Знать название и последовательность чисел при счете.
• Называть и обозначать действия сложения и вычитания.
• Понимать отношения между числами ( больше, меньше, равно).
• Правильно употреблять в речи математические понятия.
• Научиться правильно писать цифру 3.
• Запоминать состав числа 3
Основные понятия: Число и цифра 1; 2; 3. Сравнение чисел.
Ресурсы:
• плакат для устного счёта «Число 10»;
• геометрический материал из цветной бумаги «Дом»;
• конверт с геометрическими фигурами;
тетрадь на печатной основе.
Организация пространства:
• Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, группах.
Ход урока.
1 этап. Мотивация
Цель – активизация учащихся. Развитие логического мышления.
Планируемые результаты УУД.
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. (Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД).
Уметь самоорганизовываться. (Регулятивные УУД).
- Ну-ка посмотри дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль порядке?
Без математики, друзья,
Прожить на свете просто нельзя.
Без неё ты совсем пропадёшь.
Даже номера дома не найдёшь,
И хлеба не купишь,
Рубля не сочтёшь,
Что по чём ты не узнаешь,
А, узнав и не поймёшь.
- Проверим нашу готовность к уроку: на парте должны лежать учебник, тетрадь на печатной основе, пенал с ручкой, простым и цветными карандашами, конверт с геометрическими фигурами. Сегодня мы отправляемся в путешествие. Для того чтобы узнать, на чем мы будем путешествовать, вам надо отгадать загадку.
Я копытами стучу, стучу.
Я скачу, скачу.
Грива вьется на ветру.
2 этап. Актуализация знаний.
Цель – повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания.
Планируемые результаты УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.(Коммуникативные УУД).
Умение применить прошлые знания на практике. (Познавательные УУД).
- Посмотрите на иллюстрацию. На ней нарисована тройка лошадей. С помощью какой цифры можно обозначить количество лошадей?
- Прежде чем мы отправимся в путь, вспомним числа, с которыми вы уже познакомились, проведем зарядку для ума.
Результаты своей работы вы будете вносить по ходу урока в «карточку успеха», отмечая разноцветными плюсами свои достижения: зеленый плюс, если справились с заданием, желтый – если справились, но допустили ошибки, красный – если не справились.
«Карточка успеха»
Справился с заданием | | | | | | | | | |
Справился, но есть ошибки | | | | | | | | | |
Не справился с заданием | | | | | | | | | |
№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Логическая разминка:
- Продолжите фразу.
Если гусеница ползет медленнее жука, то жук ползет… (быстрее)
- Придумайте похожие фразы. Спросите у соседа.
Устный счет
- Сосчитайте от 1 до 10 и обратно;
- от 1 до 10 через один: 1, хлопок, 3, хлопок, 5, хлопок и т.д;
- от 3 до 6, от 6 до 10, от 8 до 4.
- Приготовьте карточки с цифрами 1 и 2. Сосчитайте и покажите ответ.
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
- Сколько стало щенков? (2)
У домика утром два зайца сидели
И дружно веселую песенку пели.
Один убежал, а второй вслед глядит.
Сколько у домика зайцев сидит? (1)
- Поставьте в «карточке успехов»(напротив №1) плюс того цвета, который соответствует выполнению этого задания.
- Отгадайте загадку:
«Стоит Антошка на одной ножке. Его ищут, а он не откликается» (Гриб)
- Покажите цифрой, сколько ножек у гриба. (1)
- Проверьте свой ответ по рисунку.
- Отгадайте еще одну загадку:
«Два конца, два кольца, а посередине гвоздик». (ножницы)
- Покажите цифрой, сколько концов у ножниц. (2)
- Сколько колец у ножниц? (2)
- Сколько гвоздиков соединяют части ножниц? (1)
- Проверьте свой ответ по рисунку.
3 этап. Первичный опыт включения нового знания.
Цель – выявить место затруднения; зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Уметь осознанно определять собственные затруднения (Личностные УУД).
1. «Отвечай-ка!». Учитель бросает ученикам мяч, называя задание, ученики отвечают, возвращая мяч.
- Какое число идёт первым при счёте?
- Какое число следует при счёте за ним?
- Какое число идёт за числом два? (дети дают ответы)
- Отгадайте следующую загадку:
У него глаза цветные –
Не глаза, а три огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня.
Да и как его не знать?
Мы отлично понимаем
Все, что хочет он сказать. (светофор)
- Какого цвета «глаза» у светофора?
- Что показывает красный сигнал светофора?
- Что показывает желтый сигнал?
- Что показывает зеленый сигнал?
- Какой цвет горит на светофоре для машин, когда можно переходить дорогу пешеходу? (красный)
- Сколько глаз у светофора? (3)
- их столько же, сколько лошадей в тройке.
- Приготовьте геометрические фигуры и послушайте стихотворение.
Гуляет в джунглях старый слон,
И одинок, и грустен он.
Но подошел к слону сынок,
И больше слон не одинок.
- Сколько старых слонов гуляло в джунглях? (1)
- Положите столько квадратов.
- Когда подошел сынок, сколько стало слонов? (2)
- Положите еще 1 квадрат.
- Как получили число 2? (2 – это 1 и еще 1)
- Положите ниже столько же кругов. Как это сделать? (под каждым квадратом положить круг)
- Положите еще один круг. Каких фигур стало больше? (кругов)
- На сколько? ( на 1, так как одному кругу не хватает пары)
- Сколько стало кругов? (3)
- Изучали ли мы на прошлых уроках, какой цифрой обозначается число три?
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о числе и цифре 3)
- Чему мы научимся за урок? (побольше узнаем о числе 3 и цифре 3, научимся писать цифру 3.)
- Зачем нам нужно изучать число 3 и учиться писать цифру 3? (чтобы определить номер дома, квартиры, находить свое место в театре, поезде, решать примеры)
- Поставьте в «карточке успехов»(напротив №2) плюс того цвета, который соответствует выполнению этого задания.
4 этап. Исследование и построение проекта выхода из затруднения.
Цель -Зафиксировать новое знание; организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; научиться правильно писать цифру 3. Запоминать состав числа.
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке.
(Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, адекватно реагировать на мнение одноклассников. (Коммуникативные УУД).
Уметь работать по коллективно составленному плану; уметь проговаривать последовательность действий на уроке. (Регулятивные УУД).
- Мы отправляемся в путь. Дорога не близкая. Пока мы едем на тройке лошадей, вы поработаете в парах: расскажите друг другу о числе 3 по плану:
Что в вашей жизни связано с числом три?
Где вы видите число и цифру три, слышите о числе и цифре 3?
Какие художественные произведения связаны с числом 3?
- Оцените себя в «карточке успеха» напротив № 3.
Определение состава числа 3.
- Ребята, как мы получили три круга? (к 2 кругам добавили еще 1)
2
1
1
2
3
- Как можно показать число три? (с помощью пальцев рук, цифры)
- На какой вопрос мы уже нашли ответ? (два да один – это три)
5 этап. Физкультминутка.
Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью.
Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни.
Мы капусту рубим - рубим,
Мы капусту солим – солим,
Мы капусту трем – трем,
Мы капусту жмем – жмем.
6 этап. РРРРРРРеализация проекта.
Цель: реализовать проект; сделать выводы по группам.
Уметь работать по плану, уметь проговаривать последовательность действий. (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, адекватно реагировать на мнение одноклассников. (Коммуникативные УУД).
Уметь добывать новые знания , находить ответы на вопросы. (Познавательные УУД).
1. Игра «Строители»
- Из предложенных фигур соберите математический дом, Чтобы сумма на каждом этаже была равна 3.
- Из каких геометрических фигур состоит дом?
- Чего в нём больше – четырёхугольников или треугольников?
- Назовите соседей на первом этаже.
- Назовите соседей на втором этаже
- Сколько этажей будет в доме?
- На каких этажах живут одинаковые числа – соседи?
- Какое правило использовали на этих этажах?
- А можем ли мы на двоих поровну разделить три предмета? (нет)
- Значит число 3 чётное или нечётное? ( нечётное)
- Молодцы!
Вывод: Что мы свами узнали? (Состав числа 3, соседей числа 3, число 3 нечётное, построили домик для числа 3.)
- Поставим число 3 в ряд натуральных чисел.
- За каким числом оно будет следовать?
7 этап. Первичное закрепление с проговариванием в устной речи.
Цель: организовать усвоение учениками нового способа действия с проговариванием во внешней речи.
Уметь проговаривать последовательность действий.
( Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать других. (Коммуникативные УУД).
1. Работа в тетради с печатной основой. Письмо цифры 3.
- Откройте тетрадь на стр 10. Закрасьте столько кругов, сколько собак. Сколько кругов закрасили? (3)
Карточка с цифрой 3.
- Из каких элементов состоит цифра 3? (из двух полуовалов)
- Чем они различаются? (верхний полуовал меньше нижнего)
- Покажите цифру 3 на веере цифр. На что похожа цифра 3?
Перед нами цифра 3
Повнимательней смотри.
Нарисуй, дружок, пока
Два цветочных лепестка.
Вправо смотрят лепестки,
Не задерживай руки.
Карандаш останови,
Получилась цифра 3.
- Цифру 3 начинаем писать так же, как цифру 2. Закругляем верхний правый угол, потом закругляем нижний правый угол. Верхний полуовал должен быть меньше нижнего.
- Пропишите цифру 3 в тетради по образцу.
- Поставьте точку над той цифрой, которая больше всего похожа на образец в тетради.
- Цифра 3 приготовила вам задание: «Найдите закономерность, по которой записан ряд чисел. Продолжите его»
3 33 333
Сверьте свой ряд с образцом.
Оцените себя в «карточке успеха» напротив задания № 4.
8 этап. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: обобщить полученные знания.
Умение работать по алгоритму. (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия. (Личностные УУД).
- В какое царство-государство могла отправиться наша тройка лошадей? ( в Тридевятое царство)
Герой какого мультфильма совершал путешествие в это сказочное государство? (Вовка из мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве»)
- Собрался Вовка в Тридевятое царство, чтобы ума набраться да народную мудрость узнать. Стоит он около ворот, а чтобы попасть внутрь царства, ему надо выполнить задание.
- Рассмотрите рисунки. Что на них изображено? (плоды)
Запишите цифрой, сколько плодов нарисовано на ветке. Покажите стрелкой, какая карточка соответствует каждому числу.
3
2
1
Проверьте свою работу по образцу. Напротив № 5 в «карточке успеха» поставьте плюс того цвета, который соответствует тому, как вы выполнили задание.
- Чему вы учились, выполняя это задание? (считать предметы, соотносить количество предметов с цифрой)
- Теперь можно ехать дальше. Вовка увидел впереди аккуратный маленький домик. Догадайтесь, кто в нем живет.
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи!
Отгадайте без подсказки:
Кто герои этой сказки? (Три поросенка)
Поросята не могут сосчитать яблоки. Увидели они Вовку, попросили его помочь им, но он не умеет считать.
Выполните задание в рабочей тетради: рядом с каждой тарелкой, на которой изображены яблоки, напишите их количество (1 или 2). Дорисуйте яблоки так, чтобы на каждой тарелке их было по 3.
Сверьте свою работу с образцом. Поставьте у № 6 на «карточке успеха» плюс нужного цвета.
Поросята поблагодарили Вовку. Затем мальчик встретил новых сказочных героев.
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Медведи собрали грибы, но не могут их сосчитать. Запишите количество грибов цифрой.
На какие две группы можно разделить все нарисованные грибы? (съедобные и несъедобные)
Какие вопросы вы можете задать по рисунку? (можно ли срывать несъедобные грибы? Нужны ли несъедобные грибы? Чем опасны несъедобные грибы? Каких грибов больше? Каких грибов меньше?)
Расставьте между числами знаки ,
Сверьте свою работу с образцом. Отметьте правильность выполнения № 7 на «карточке успеха»
- Чему вы учились выполняя это задание? (делить на группы, считать, сравнивать числа)
Вовка попрощался с медведями и пошел дальше. Вдруг слышит Вовка:
Звучит тревожная сирена:
Из древних сказочных времен
Явился необыкновенный,
Светящий пламенем … (дракон)
Дракон хочет догнать Вовку. Помогите ему спастись: выполните задание 5 на стр 39.
Дети записывают, сколько очков выпало на каждом кубике, расставляют знаки ,
Взаимопроверка в парах (по образцу)
Если все сделано верно, то напротив № 8 на «карточке успеха» поставьте плюс зеленого цвета.
Вовка устал. Отдохнем и мы вместе с ним.
Физкультминутка.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
8 этап. Самостоятельная работа по группам
Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; обобщить знания.
Уметь проговаривать свои действия; уметь планировать своё действие с поставленной задачей. (Регулятивные УУД).
Уметь вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке . (Личностные УУД).
- Предлагаю вам поработать в группах. На группу даётся карточка с заданием. Задание вы будете выполнять вместе, прислушивайтесь к мнению друг друга.
Карточка №1
Найди 5 отличий.
Карточка 2.
Посмотри на картинки. Скажи, как составлено число 3. Впиши в клеточки нужные цифры.
Карточка 3.
Раскрась рисунок так, чтобы на нем были яблоки желтого, красного и зеленого цвета. Запишите число яблок каждого цвета. Расставьте между ними знаки сравнения. Составьте вопросы по рисунку. (каких яблок получилось больше, меньше?)
Красных –
Желтых –
Зеленых - Отметьте правильность выполнения задания № 9 в «карточке успеха»
9 этап. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов.
Цель: Зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД).
- Какова была теме и цель урока?
- Все ли у вас получилось? В чем затруднялись на уроке? Как вы вышли из этих затруднений? Поднимите руки те, у кого на карточке успеха все плюсы зеленого цвета. Поздравляю вас с успехом на уроке! Остальные – не расстраивайтесь: на следующих уроках у вас все получится!
Прочитайте пословицу:
«Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – только три дня».
Как вы ее понимаете?