"Действия с разными величинами: единицы длины и времени"
"Действия с разными величинами: единицы длины и времени"
Представлен урок математики в 4-м классе на тему: "Действия с разными величинами: единицы длины и времени" (по программе "Гармония" Н.Б. Истоминой). Данная разработка соответствует типу урока - обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.Цель урока: систематизировать предметные знания по темам: «Единицы длины», «Единицы времени». Урок очень занимательный и интересный. В данном конспекте есть как индивидуальные, так и групповые методы работы. Так же присутствуют разноуровневые задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Действия с разными величинами: единицы длины и времени"»
Малышкина В.М. МОАУ «СОШ №15 г. Орска»
Урок математики в 4-м классе на тему: "Действия с разными величинами: единицы длины и времени" (по программе "Гармония" Н.Б. Истоминой)
Место и роль урока в изучаемой теме: Урок систематизации знаний №16 по теме «Действия с величинами».
Тип урока: урок обобщения и систематизации ЗУН.
Цель урока: систематизировать предметные знания по темам: «Единицы длины», «Единицы времени».
Задачи урока:
Образовательные: совершенствование умений переводить одни единицы величин в другие, складывать, вычитать величины, умножать и делить величину на число. Совершенствовать умение решать задачи.
Развивающие: развитие мыслительных операций, внимания, памяти.
Воспитывающие: воспитание коммуникативной культуры при работе в группах, чувство коллективизма и организаторские качества. Привитие интереса к математике.
Методы обучения:
1.Методы управления учебной деятельностью и восприятия информации:
а) по источнику передачи и восприятия информации – словесные, наглядные, практические; б) по логике передачи и восприятия информации – индуктивные и дедуктивные; в) по степени самостоятельности учащихся – репродуктивные и проблемно-поисковые; г) по степени управления учебной деятельностью – учебная деятельность, организованная и управляемая учителем, самостоятельная деятельность уч-ся, работа с учебником.
2.Методы стимулирования:
а) интерактивные методы – работа в группах разного состава;
учебник математики для 4 класса (автор Истомина Н.Б.),
рабочая тетрадь № 2 – (автор Истомина Н.Б),
таблицы величин,
кроссворд с величинами,
листы самооценки для каждой группы,
часы,
предметы: линейка, метр, ленты
Ход урока.
1. Организационный момент.
Начинаем ровно в срок, Наш любимейший урок. Дружно за руки возьмёмся, И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех, На уроке сопутствует успех! Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей! Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу!
Психологический настрой – релаксационная игра “Дерево”
– Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной тонкой берёзкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги-корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол-тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветки-руки свободно “колышутся” вдоль ствола, листья-пальцы легко “шелестят”, слегка задевая друг друга. Крона-голова чиста и свежа. Вы – прекрасное могучее дерево, вы уверены в себе. Вы добры, спокойны и успешны. У вас всё получится.
2. Постановка учебной задачи. Определение темы урока учащимися.
Учащиеся сидят в группах по 4 человека, карточки с заданием лежат на партах, красная сигнальная карточка для показа, что группа с заданием справились.
(В центре класса на журнальном столике лежат часы, линейка, метр)
У: – Посмотрите на предметы и скажите, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Назовите тему сегодняшнего урока?
Д: – Это то, чем измеряются величины.
У: – Назовите эти величины.
У: – Молодцы! Свой урок мы построим в виде соревнований между группами, проверим домашнее задание, повторим пройденный материал, затем сделаем открытие, закрепим умение решать выражения с именованными числами, решим задачи, подведём итог урока.
– Работаем сегодня в группах. А для этого нужно вспомнить, какие правила нужно выполнять при совместной работе?
Правила работы в группах
Каждый ученик должен высказывать своё мнение.
Необходимо до конца выслушивать мнение каждого.
Нельзя перебивать друг друга.
При необходимости нужно помогать друг другу.
Каждая группа имеет оценочный лист, в которой команда выставляет себе бал успешности за каждое выполненное задание.
(5 баллов – высокий уровень, 4 балла – допущена 1 ошибка, 3 балла – допущены 2-3 ошибки, 2 балла – 4ошибки, , 1 балл– 5 и более ошибок)
При этом оцениваются:
Правильность выполнения задания
Активность при обсуждении
Умение слушать одноклассников
(См. Приложение №1)
У:– Итак, начинаем урок. Что самое главное мы должны делать на уроке?
– А теперь повторим соотношение величин, решив небольшой кроссворд (на доске, у каждой группы на столах – кроссворд).
– Чья группа первой решит кроссворд, поднимет карточку.
1. Промежуток времени в 100 лет.
2. Отрезок, равный 100 см.
3. Самая маленькая единица длины (миллиметр)
4. Отрезок в 10 см.
5. 60 мин – ?
6. Расстояние равное 1000 м?
7. 1/60 часа?
8. Самая маленькая единица времени – ? (секунда)
У: – Прочитайте, какое слово получилось в середине кроссворда? (величина) – Что такое величина?
Д: Величина– это то, что может быть измерено и результат измерения выражен числом.
У: – Молодцы! Я вижу у вас хорошие знания о величинах.
Оцените работу своей группы на первом этапе, поставьте количество баллов во второй графе.
4. Проверка домашнего задания (2 этап)
тетрадь по математике №2 (ТПО) – с.23, №47,№48(ТПО)
У:- Скажите, какой вывод мы можем сделать по №48
Д: - Складывать и вычитать можно только однородные величины.
Самооценка в группе.
(Выставляется оценка в баллах)
4. Актуализация знаний (фронтальная работа)
У: – Какую тему мы изучали на последних уроках математики?
– Посмотрите на доску, что вы можете сказать об этих числах? (Спросить группу, которая первой подняла сигнальную карточку)
25км 005м, 25005, 25005 кг, 25005 м,2 25005 сек.
У: – Назовите лишнее число.
Д: – 25005.
У: – Почему? Объясните (лишнее 25005, остальные – величины).
У: Молодцы! Вы правильно назвали все величины.
5. Интеллектуальная разминка. Экспресс-опрос (3 этап работы)
Вопросы к ученикам класса по выполнению задания.
А) (Задания для всех групп).
У: 1) Во сколько раз 1метр больше 1см? (в 100 раз).
2) На сколько 1см больше 1 мм? (9 мм).
3) На сколько 1 метр больше 1дм? (на 9 дм).
4) Во сколько раз 1 км больше 1 метра? (в 1000 раз).
5) На сколько 1км больше 1 метра? (на 999 метров).
Проверяют в группах, затем сверяют с доской: 100 раз, 9 мм, 9 дм, 1000 раз, 999 м.
Б) Вы легли спать в 21ч30 мин, а встали в 7 ч утра. Сколько времени вы спали?
24ч -21ч30мин =2ч30мин
2ч30мин 7ч = 9ч30мин
Хороший сон – лучшее средство хорошей работы на уроках.
С237, задача №653
Лифт поднимается с первого этажа на третий за 6 секунд. За сколько секунд он поднимется с первого этажа на пятый?
1)6: 2=3 (сек) - поднимается на один этаж.
2)3*4=12 (сек) поднимается лифт на пятый этаж
Ответ: за 12 секунд.
Задача №652
Вдоль парковой дорожки через каждые 3 метра посажены деревья. Сколько метров от первого до третьего дерева? От третьего до восьмого?
3*2=6(м) - от первого до третьего дерева.
3*5= 15(м) – от третьего дерева до восьмого.
Ответ: 6м, 15м.
Самооценка работы группы.
6. Динамическая пауза
Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши, три хлопка, Головою три кивка, На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть. Семь и восемь – лень отбросим.
7. Закрепление изученного материала (Слайд №5)
Действия с именованными числами. Самостоятельная работа в группах.
– Замените крупные единицы более мелкими (на доске и на карточке у каждой группы)
36 м = …см
4дм 6 см = …см
7 кг 300г = …г
3 мм = …
– Какую единицу не можете перевести в более мелкую?
У: (введение нового знания) ( слайд №6)
Микрон – единица измерения длины (от греческого – “малое”).
1мм = 1000мк
1 микрон можно увидеть под микроскопом.
– Что можно измерить с помощью микрона?
8. Самостоятельная работа по дифференцированным группам. (4 этап).
1группа
3т8кг…3т30кг 5км16м…5016м
88мин…1ч21мин 3207кг…292ц
2 группа
3 группа (дополните единицы измерения)
8… = 800… 60… = 3600…
5… - 50 … 1000… = 1…
3 группа
7ц84кг*3=…т…ц…кг
484м8см:4=…м….дм…см
420мин-3ч15мин=
3 группа проверяет 2-ую
Выставление баллов каждой группой.
9. Решение задач (5 этап)
Капроновый шнур длиной 30м разрезали на 3 части. Причем одна из них на 10см длиннее другой, и на 1м короче третьей части. Найти длину каждой части.
300дм-10дм-1дм-1дм=288(дм)
2)288:3= 96(дм) -1-я часть
96+1=97(дм ) – 2-я часть
97+10=107(дм ) -3-я часть
Ответ: 96дм, 97дм, 107дм
Самооценка в группах.
Физминутка (зрительная – по таблице на доске)
9. «Из прошлого». Практическая работа (6 этап) (Слайды №7-9)
Дети вспоминают, как раньше измеряли в старину. Им предлагается задание: измерить ленту более старинной мерой, которую использовали в 16-17 вв. в России. (Аршином).
У:- Сколько таких величин можно отмерить на данной ленте?
У: - Вследствие чего люди отказались от данной величины?
Самооценка в группах.
10. «Путешествие по стране».(7этпа) (слайды 10-14)
У:- А теперь вернемся в настоящее время.
На слайдах показываю картины, дети записывают величины к ним.
Эверест – 8848м
Эльбрус – 5642м
Озеро Байкал -1637м
Амазонка – 6992км
Лена -4400км
Задание по группам (индивидуально)
1гр. Составить величины в порядке возрастания.
1637м,5642м, 8848м, 4400км, 6992км
2гр. Сложить две наибольшие величины.
6992км+4400км=11392км
3гр. Придумать задачу.
– Самооценка в группах.
10. Итог урока.
У:– По какой теме мы сегодня работали?
– О чем бы вы хотели узнать как можно больше??
– Какие задания вызвали у вас затруднения?
– Что было самым важным на уроке?
А теперь подсчитаем количество баллов каждой группы.
35 б – у вас максимальный уровень успешности.
30 – 32 б – у вас программный уровень успешности.
28 б – у вас необходимый уровень успешности.
У: Благодарю всех ребят за работу, вы сегодня трудились замечательно!
Если у вас были ошибки, значит, надо ещё повторять величины, тема эта одна из трудных, её мы будем закреплять!
11. Рефлексия.
У:– Покажите своё настроение на этой геометрической фигуре (на доске).
(У каждой группы на столах лежат символы хорошего и плохого настроения.)
Если у вас всё замечательно, и вы справились с заданиями, прикрепите свой символ в центр окружности. Если некоторые задания у вас вызвали затруднения, и вы не справились с ними – прикрепите другой символ.
– В какую область настроения каждый попал сегодня?
– Наклейте свой кружок с настроением в один из окружностей на доске.
Высказывания учащихся, пожелания товарищам успехов в освоении математики.
Приложение
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
№ ЗАДАНИЯ
«5»
«4»
«3»
«2»
«1»
1 КРОССВОРД
2 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
3 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА
4 ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА
6 РАБОТА НАД ЗАДАЧЕЙ
7 «ИЗ ПРОШЛОГО»
8 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
«5» - высший балл «2» - допущены 4 ошибки
«4» - допущена 1 ошибка «1» - допущены 5 и более ошибок