kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование эвристических приемов в курсе алгебры 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ  В КУРСЕ АЛГЕБРЫ 9 КЛАССА

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование эвристических приемов в курсе алгебры 9 класса»

Использование эвристических приемов

В КУРСЕ АЛГЕБРЫ 9 КЛАССА

Под термином «эвристический прием» понимается преобразующее действие, применение которого позволяет найти ключевую идею для решения проблемной задачи (алгоритм решения которой неизвестен) и свести ее решение к использованию уже известных алгоритмов [1].

В ходе анализа содержания курса алгебры 9 класса были выделены темы (Функции и их свойства. Квадратный трехчлен. Квадратичная функция. Уравнение с одной переменной. Арифметическая прогрессия. Геометрическая прогрессия) и задачи, при решении которых будут использоваться некоторые эвристические приемы (эвристики).

Эвристика «выделение квадрата двучлена».

Задача 1. Найти множество значений функции .

Решение. Преобразуем подкоренное выражение . Подкоренное выражение должно быть неотрицательным , но, так как, получаем систему двух неравенств Таким образом, множество значений функции состоит из одной точки: .

Ответ. .

Данную задачу можно предложить учащимся 9-го класса при изучении темы «Функции и их свойства». Альтернативные варианты формулировки задачи: (1) Построить график функции; (2) Найти наибольшее и наименьшее значения функции.

Задача 2. Найти множество значений функции .

Решение. Областью определения функции является множество . Для нахождения множества значений функции преобразуем ее:

при . Но учитывая, что , находим

Ответ. .

Задача 3. Найти наименьшее значение функции .

Решение. Функция принимает наименьшее значение тогда, когда дробь принимает наименьшее значение, то есть когда ее знаменатель – квадратный трехчлен принимает наибольшее значение. Выделяем полный квадрат: , таким образом, значение квадратного трехчлена тем больше, чем меньше выражение в скобках: наибольшее значение квадратного трехчлена, равное -6, достигается при , то есть при .

Итак, наименьшее значение функции равно .

Ответ. Наименьшее значение функции равно .

Задача 4. Найдите наибольшее значение функции .

Решение. так как , причем равенство достигается при х =1.

Ответ. Наибольшее значение функции равно 1.

Задача 5. Докажите различными способами, что уравнение не имеет действительных корней.

Способ 1 (стандартный способ). Определим знак дискриминанта , следовательно, действительных корней нет, что и требовалось доказать.

Способ 2 (используем эвристику). Выделим из трехчлена квадрат двучлена: при любом значении x, значит, действительных корней уравнение не имеет.

Задача 6. Решить уравнение .

Решение.

Данное уравнение равносильно совокупности двух квадратных уравнений: каждое из которых не имеет действительных корней.

Заметим, что прием выделения полного квадрата двучлена в квадратном трехчлене трудно воспринимается учащимися 9 класса при его изучении. Для закрепления целесообразно как можно чаще его использовать, в частности, он эффективен при решении задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений. Решение таких задач без использования производной (алгоритм решения задач на экстремум будет рассмотрен в 10 классе) требует «догадки», поиска приемов, которые позволяют решить задачу.

Задача 7. Может ли площадь треугольника равняться 13 см2, если сумма длин его основания и высоты, опущенной на это основание, равна 10 см?

Решение. Обозначим высоту треугольника через x, тогда имеем:

Так как из числа 12,5 вычитается неотрицательное число, то следовательно, на вопрос задачи ответ отрицательный: наибольшее значение площади треугольника достигается при x =5 и равно 12,5.

Ответ. Не может.

Эвристика «введение параметра».

Задача 8. Найти множество значений функции .

Решение. Обозначим и рассмотрим равенство как уравнение с неизвестным х и параметром p.

Имеем – квадратное уравнение (при относительно х. Квадратное уравнение имеет действительные решения тогда и только тогда, когда его дискриминант неотрицателен:

.

Ответ. .

Задача 9. Найти наибольшее и наименьшее значения функции

Решение. Полагаем y=p и рассмотрим равенство как уравнение с неизвестным x и параметром p. После преобразования получим: . Для того, чтобы это уравнение имело решение, необходимо и достаточно, чтобы выполнялось неравенство , откуда или . Слева в неравенстве стоит наименьшее значение y, справа – наибольшее. Границы изменения y дают ответ на вопрос задачи.

Ответ. Наибольшее значение , наименьшее .

Таким образом, при нахождении наибольших и наименьших значений функции рассматриваем данное равенство как уравнение с неизвестным x и параметром y=p и решаем задачу: при каких значениях параметра p это уравнение имеет решение.

Следующая задача предлагается для самостоятельного выполнения.

Задача 10. Найти наибольшее и наименьшее значения функции .



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Использование эвристических приемов в курсе алгебры 9 класса

Автор: Бикалиева Алия Александровна

Дата: 08.08.2024

Номер свидетельства: 654762

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Внеурочная деятельность. Программа кружка "Весёлая математика" "
    ["seo_title"] => string(70) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-proghramma-kruzhka-viesiolaia-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "173198"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423936079"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "программа кружка "Матема" "
    ["seo_title"] => string(26) "proghramma-kruzhka-matiema"
    ["file_id"] => string(6) "118949"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413298112"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1190 руб.
1980 руб.
1500 руб.
2500 руб.
1500 руб.
2500 руб.
1500 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства