I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать тре-бования к ученику со стороны учебной дея-тельности; - создание условий для возникновения у уче-ников внутренней пот-ребности включения в учебную деятельность; - установить темати-ческие рамки; - наметить шаги учеб-ной деятельности.
| Слушают вопросы-зада-ния учителя, отвечают на вопросы. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятель-ности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки.
| 1.На каком уроке мы с вами собрались? 2.Проверяем готовность к уроку. 3.Веди, Катя…(запись числа и вида работы в тетрадь).
4.-Что вы, ребята, вчера дома рассказывали родителям? (Математические понятия: сумма, разность). -Как по-другому можно назвать сумму? (Целое). -Покажите. Каким действием находится сумма-целое?(Рисунок 1). -Как еще мы называем раз-ность? (Часть). -Покажите. Каким действием находится разность-часть? ( Рисунок 2). -Какую учебную задачу мы решаем? ( Работать с меркой, числом, величиной, учились находить разность). -Какой вывод мы сделали? (разница находится только действием вычитания, не зави-симо от вопроса: на больше…, на меньше…). ( Рисунок 2).
| | Уметь совместно до-говариваться о пра-вилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентиро-ваться в своей сис-теме знаний: отли-чать новое от уже из-вестного с помощью учителя (Познавательные УУД).
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
II. Актуализация и фиксирование инди-видуального затруд-нения в пробном дей-ствии . Создание ситу-ации успеха. Цели: -организовать акту-ализацию умений решать примеры с раскладом,используя связь целого и частей; - организовать выпол-нение учащимися учебного действия; - организовать фикси-рования учащимися индивидуального зат-руднения и постановки цели по преодолению затруднения. -организовать работу, ориентирующую каж-дого ребенка не только на способ действия, но и на оценку собствен-ного продвижения в его освоении. | Слушают вопросы-зада-ния ученика-учителя, озвучивают метод расклада, дают ответы.
Проговаривают,что пов-торили.
Слушают и делают вы-воды, обосновывают свое мнение, выполня-ют построение.
Слушают задание и в паре выполняют пост-роение величины А.
Фиксируют индивиду-альное затруднение (Я не знаю).
| Предлагает ученику про-вести разминку по отработ-ке способа действия скла-дывания и вычитания по частям.
Организует обобщение ак-туализированных знаний.
Показывает мерку, дает задание на построение величины.
Организует парную работу по построению учащимися величины по заданной формуле.
Организует уточнение следующего этапа учебной деятельности | 1. А сейчас Марк проведет раз-минку. Нужно назвать выраже-ния на доске, где нужно найти разницу. 5+3 6+4 3+2 4+4 (Дети сооб-щают учителю, что на доске отсутствует выражение по на-хождению разницы. Ученики сами предлагают вариант ). 17-9 ( Рисунок 3). -Трудный пример? В чем его трудность? Кто хорошо владеет раскладом? У кого затрудне-ния? Какую цель ставим (Про-должать работать с раскладом, включать в урок и домашнее за-дание примеры , при решении которых необходимо выпол-нять расклад, больше трениро-ваться). 2.-Мой знакомый – ужасный спорщик, спорит по любому по-воду. Мы с ним вчера поспори-ли, и я не знаю, кто выиграл спор. Решила с вами посовето-ваться. А дело вот в чем: он ска-зал, что построит величину без всяких проблем, если я ему дам любую мерку. Я ему предложи-ла вот такую мерку:
(Дети сообщают о невозмож-ности построения величины без числа). -Так, что же необходимо для то, чтобы построить величи-ну?(Мерка, число). -3.Давайте проверим. У меня на доске есть число и мерка. О чем вы можете рассказать? 4 Е (Мерка Е состоит из 4-х кле-точек). -Как по-другому можно записать? (В виде формулы 4 Е А) -Итак, какое задание нужно выполнить? (Построить вели-чину по заданной формуле, где известны мерка и число.) -Как построим работу? (В паре.) -Почему в паре? (В паре быст-рее выполним задание, если один человек затрудняется вы-полнить построение, другой поможет, объяснит.) -Какую учебную задачу поставим? (Построить величину по заданным мерке и числу.) -Проверка выполнения зада-ния. Сколько клеток получи-лось? (16 клеток.) Физкультминутка. 4. Раз у вас так замечательно получается построение , от-правляемся в наши лабора-тории. | Уметь применять метод расклада, решать выражения с переходом через разряд на сложение и вычитание, ис-пользуя связь це-лого и частей.
| Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразо-вывать информацию из одной формы в другую: строить ве-личину по заданным мерке и числу (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме , общаться друг с другом (Коммуникативное УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
|
III. Постановка учеб-ной задачи. Цели: - выявить место (шаг, операцию) затрудне-ния; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения; -организовать поста-новку цели урока; -организовать состав-ление совместного плана действий; - определить средства.
| Под руководством учителя измеряют величину А разными мерками, выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. | Организует перестроение учеников в группы. Организует работу по измерению величину А разными мерками. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. | 1.Что мы делаем в наших лабораториях? (Ищем вместе ответы на возникающие вопросы, проводим опыты, экспериментируем.) -Почему ответы лучше искать в группе? (Много учеников-много мнений, быстрее сможем найти ответ.) -Информация секретная, ничего нельзя выносить из секретной лаборатории… Нужно измерить величину любой меркой и пе-релать информацию коллеге из другой секретной лаборатории. Как можно переслать инфор-мацию? Позвонить по нашему собственноручно изготовлен-ному телефону.) -В набор лаборанта входят: со-суд с водой; несколько мерок Е, К ;величина А. Любой меркой промерить величину А. назвать число и переслать информа-цию. -Учебная задача на данный этап урока? (Промерить величину А, узнать число, переслать информацию.) -Итак приступаем… Есть одно условие:нельзя брать половинчатую мерку. - В каком месте возникло затруднение? (Невозможно од-ной меркой промерить вели-чину А-большая мерка Е не уме-щается в величине А целое чис-ло раз. Измерение меньшими мерками приводит к такому же результату ). 2.Постановка проблемы. Раньше мы с вами измеряли одной меркой величину и все у нас получалось, а сейчас при наличии нескольких мерок, мы никак не можем величину промерить. Что же будем делать? Какую новую учебную задачу ставим? (Найти способ измериния величины несколь-кими мерками). |
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентиро-ваться в своей сис-теме знаний: отли-чать новое от уже из-вестного с помощью учителя (Позна-вательные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
|
V.Анализ условий ре-шения задачи и моде-лирование открытого способа действия. Цели: - найти новый способ измерения величины несколькими мерками с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устра-нение и фиксирование преодоления затруд-нения; - уточнить тему урока. | Проговаривают следу-ющий шаг учебной деятельности.
С помощью учителя ста-вят цель урока, фик-сируют модель нового способа, ставят даль-нейшую учебную зада-чу.
. | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Организует промеривание величины разными мерками по оче-реди. Организует поста-новку цели урока, побуж-дает к фиксации нового способа в виде модели, организует постановку дальнейшей учебной зада-чи.
| 1. - Какой следующий шаг учеб-ной деятельности? (Давайте промерим нашу величину мер-ками по очереди.) Выясняется, что в величину А входит 3 раза мерка Е, остаток промеряется меркой К (она уместилась 2 раза). 2.Как записать результат из-мерения? (Дети предлагают на-чертить чертеж и отметить мер-ки. Мерка Е-4 клетки, мерка К-3 клетки. В результате: 3 раза чертят по 4 клетки, 2 раза по 3 клетки.)_ -А как записать формулой ре-зультат измерения? (А= 3Е2К). -Тема нашего сегодняшнего урока звучит так:«Измерение двумя мерками. Для чего нам это нужно? (Предположения детей.) -Какую учебную задачу ставим? (Научиться пользоваться от-крытым способом измерения и построения величины, узнать, для чего нам это нужно.) |
| Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). |
VI. Рефлексия учеб-ной деятельности на уроке. Цели: - зафиксировать новое содержание урока; -организовать реф-лексию и самооценку учениками собствен-ной учебной деятель-ности. | Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
| Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | -Какую учебную задачу решали на уроке? -Кто чувствует, что он вырос за урок? Что изменилось? -Что будете рассказывать дома родителям?
|
| Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выпол-нения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |