kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока геометрии в 9 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Геометрия, 9 класс

«Расположение прямой и плоскости, двух плоскостей в пространстве»

 

Цели урока:

  • рассмотреть возможные случаи взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве; формировать навык чтения и построения чертежей, пространственных конфигураций, пространственных фигур к задачам.
  • развивать пространственное воображение учащихся при решении геометрических задач, геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, память, внимание; вырабатывать самостоятельность в освоении новых знаний.
  • воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, волевые качества;

формировать эмоциональную культуру и культуру общения,

развивать чувство патриотизма№

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок смешанный

Методы обучения:

словесный, наглядный,  деятельностный

Формы обучения: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: модели плоскости, куба,компьютер, интерактивная доска.

Технологии обучения: технология проблемно - развивающего обучения, информационно-коммуникационные  технологи,  технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей.

План урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Проверка раннее  усвоенных знаний (тест).

4. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

5. Усвоение новых знаний.

6. Первичное осмысление  и закрепление знаний.

7. Закрепление изученного материала.

8. Обобщение и систематизация знаний и умений.

9. Подведение итогов.

10. Задание на дом.

 

Ход урока

 

«Наглядность –золотое правило дидактики»

 

1. Организационный момент.

 

Ребята, какой раздел геометрии мы начали изучать?

Назовите основные фигуры стереометрии.

Мы изучили с вами все возможности расположения прямых  в пространстве.

Как вы думаете, опираясь на наши знания в стереометрии ,мы готовы изучить взаимного расположения основных фигур в пространстве. (Прямой и плоскости). Верно. Поэтому тема нашего урока: «Расположение прямой и плоскости, двух плоскостей в пространстве». Сегодня на уроке мы должны рассмотреть с вами взаимное расположение прямой и плоскости, «открыть» определение параллельности прямой и плоскости, определение параллельных и пересекающихся плоскостей.

2. Актуализация знаний.

Учащимся задаются вопросы:

а) Сформулировать определение  параллельных прямых.

б) Сформулировать определение пересекающих прямых

с) Сформулировать определение скрещивающиеся прямые.

3. Проведение проверочного теста.

Применяя изученные знания из курса планиметрии о взаимном расположении прямых на плоскости, попытаемся решить вопрос о взаимном расположении прямых и плоскостей в пространстве.

 

Тест: Определите взаимное расположение прямых.

 

Дано:

АВСДА1В1С1Д1- куб

Точки K, M, N - СЕРЕДИНЫ РЕБЕР

P - ТОЧКА ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ДИАГОНАЛЕЙ ГРАНИ (А1В1В А.)

 

Рис.1

 

А)пересекаются; В) параллельные; С)скрещивающиеся; Д)перпендикулярные

Е) совпадают.

Рис 2

 

А)пересекаются; В) параллельные; С)скрещивающиеся; Д)перпендикулярные

Е) совпадают.

 

 

Рис 3

 

А)пересекаются; В) параллельные; С)скрещивающиеся; Д)перпендикулярные

Е) совпадают.

 

 

Рис4

 

 

А)пересекаются; В) параллельные; С)скрещивающиеся; Д)перпендикулярные

Е) совпадают.

 

Рис 5

 

Дано: SАВС –тетраэдр, точки К, М,N,Р середины  ребер SА, SС, АВ, ВС,

Рис.6

 

 

А)пересекаются; В) параллельные; С)скрещивающиеся; Д)перпендикулярные

Е) совпадают.

 

Рис.7

 

А)пересекаются; В) параллельные; С)скрещивающиеся; Д)перпендикулярные

Е) совпадают.

 

Рис.8

 

А)пересекаются; В) параллельные; С)скрещивающиеся; Д)перпендикулярные

Е) совпадают.

 

4. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала

 

Ребята, как вы думаете,

  • Какие существуют возможности взаимного расположения прямой и плоскости?
  • Сколько общих точек у прямой и плоскости в каждой из возможностей?
  • Приведите примеры из окружающего нас мира, иллюстрирующие эти возможности.
  • Сколько общих точек у прямой и плоскости в каждой из возможностей?
  • Приведите примеры из окружающего нас мира, иллюстрирующие эти возможности.

5. Усвоение новых знаний.

 Взаимное расположение прямой и плоскости:

Прямая принадлежит данной плоскости.

 

 

 

 

Определение:

Прямая называется параллельной плоскости, если она не имеет с этой плоскостью общих точек.

 

 

 

 

Определение:

Прямая и плоскость называется пересекающимися, если они имеют одну общую точку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прямая перпендикулярная плоскости.

                                                      d

 

 










 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимное расположение плоскостей

 

Определение: плоскости называются параллельными ,если они не имеют

общих точек.

 

 

 

 

Определение: Две плоскости называются пересекающимися, если они имеют общую точку.

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное осмысление и закрепление новых знаний.

В классной комнате, используя признак параллельности прямой и плоскости, укажите прямые и параллельные им плоскости.

 

6. Упражнения на закрепление изученного материала (устная работа)

Рис.1

 

 

Несколько точек, которые лежат в плоскости α.

Ответ: точки: А,В,С,Д.

 

Рис.2

 

Несколько точек, не лежащих в плоскости α.

Ответ: точки А1,Д1,С1,В1.

 

 

 

 

 

 

Рис.3

 

Несколько прямых, которые лежат в плоскости α

Ответ:4 прямые( ДС,СВ,АД,АВ.)

Рис.4

 

Несколько прямых не принадлежащих плоскости α

  4 прямые

Рис 5

 

Несколько прямых, которые пересекают прямую ВС.

Ответ:С1В, ДС,АВ..)

 

Рис 6

 

Назовите:

1.прямые пересечения плоскости  α и грани (АА1Д1Д)

2.Назовите параллельные плоскости.

Ответ: 1) прямая АД.

            2) плоскости α и грани А1В1С1Д1.

6. Упражнения на закрепление изученного материала

Задача: Дан куб АВСДА1В1С1Д1,

Точка М лежит на ребре ДД1;

Точка N лежит на ребре СС1;

Точка К лежит на ребре ВВ1.

 

1. Назовите плоскости в которых лежат  точки М и N.

2. Назовите прямые перпендикулярные плоскости граниА1В1С1Д1

3.Найдите прямые пересечения плоскости (ДМN) и  грани( АВСД)

4.Определите взаимное расположение  плоскостей (АА1К) и грани (ДД1С1С).

 

Ответ:1) АДА1Д1, Д1С1СД.

             2) АА1,ВВ1, СС1,ДД1.

             3) прямая ДС.

              4) плоскости параллельны.

Решение задач с использованием интерактивной доски.

№268, 270, (271)

 

Задача 1: Начертите куб

Назовите:

1) вне плоскости, параллельные прямой, проходящей через ребро АА,

2) вне плоскости,параллельные прямой, проходящей через ребро СД.

3) все прямые, параллельные плоскости АВСД.

На чертеже куба



 

 

 

М






































 

 

 

 

 

 

 

 

М1                                          Q1

Назовите:

1) плоскости, пересекающиеся с прямой, проходящей через ребро РР1.

2) плоскости, пересекающиеся с прямой, проходящей через ребро NQ

3) все прямые, пересекающие плоскость ММ1N1N

 

7. Обобщение и систематизация знаний и умений

 

  1. Что означает: прямая и плоскость параллельны?
  2. Какие плоскости называются параллельными?
  3. Прямые а и с параллельны, прямые в и а пересекаются.

Могут ли прямые в и с  пересекаться?

  1. Прямая а пересекает плоскость β. Лежит ли в плоскости β хоть одна прямая, параллельная прямой а?

 

8. Подведение итогов урока.

 

9. Постановка домашнего задания. П.16, задачи №267,266.

 

Урок окончен, спасибо, вам, за урок, ребята.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока геометрии в 9 классе »

Геометрия, 9 класс

«Расположение прямой и плоскости, двух плоскостей в пространстве»


Цели урока:

  • рассмотреть возможные случаи взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве; формировать навык чтения и построения чертежей, пространственных конфигураций, пространственных фигур к задачам.

  • развивать пространственное воображение учащихся при решении геометрических задач, геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, память, внимание; вырабатывать самостоятельность в освоении новых знаний.

  • воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, волевые качества;

формировать эмоциональную культуру и культуру общения,

развивать чувство патриотизма№

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок смешанный

Методы обучения:

словесный, наглядный, деятельностный

Формы обучения: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: модели плоскости, куба,компьютер, интерактивная доска.

Технологии обучения: технология проблемно - развивающего обучения, информационно-коммуникационные технологи, технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей.

План урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Проверка раннее усвоенных знаний (тест).

4. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

5. Усвоение новых знаний.

6. Первичное осмысление и закрепление знаний.

7. Закрепление изученного материала.

8. Обобщение и систематизация знаний и умений.

9. Подведение итогов.

10. Задание на дом.


Ход урока


«Наглядность –золотое правило дидактики»


1. Организационный момент.


Ребята, какой раздел геометрии мы начали изучать?

Назовите основные фигуры стереометрии.

Мы изучили с вами все возможности расположения прямых в пространстве.

Как вы думаете, опираясь на наши знания в стереометрии ,мы готовы изучить взаимного расположения основных фигур в пространстве. (Прямой и плоскости). Верно. Поэтому тема нашего урока: «Расположение прямой и плоскости, двух плоскостей в пространстве». Сегодня на уроке мы должны рассмотреть с вами взаимное расположение прямой и плоскости, «открыть» определение параллельности прямой и плоскости, определение параллельных и пересекающихся плоскостей.

2. Актуализация знаний.

Учащимся задаются вопросы:

а) Сформулировать определение параллельных прямых.

б) Сформулировать определение пересекающих прямых

с) Сформулировать определение скрещивающиеся прямые.

3. Проведение проверочного теста.

Применяя изученные знания из курса планиметрии о взаимном расположении прямых на плоскости, попытаемся решить вопрос о взаимном расположении прямых и плоскостей в пространстве.


Тест: Определите взаимное расположение прямых.


Дано:

АВСДА1В1С1Д1- куб

Точки K, M, N - СЕРЕДИНЫ РЕБЕР

P - ТОЧКА ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ДИАГОНАЛЕЙ ГРАНИ (А1В1В А.)


Рис.1

А)пересекаются; В) параллельные; С)скрещивающиеся; Д)перпендикулярные

Е) совпадают.

Рис 2

А)пересекаются; В) параллельные; С)скрещивающиеся; Д)перпендикулярные

Е) совпадают.



Рис 3

А)пересекаются; В) параллельные; С)скрещивающиеся; Д)перпендикулярные

Е) совпадают.



Рис4


А)пересекаются; В) параллельные; С)скрещивающиеся; Д)перпендикулярные

Е) совпадают.


Рис 5

Дано: SАВС –тетраэдр, точки К, М,N,Р середины ребер SА, SС, АВ, ВС,

Рис.6


А)пересекаются; В) параллельные; С)скрещивающиеся; Д)перпендикулярные

Е) совпадают.


Рис.7

А)пересекаются; В) параллельные; С)скрещивающиеся; Д)перпендикулярные

Е) совпадают.


Рис.8

А)пересекаются; В) параллельные; С)скрещивающиеся; Д)перпендикулярные

Е) совпадают.


4. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала


Ребята, как вы думаете,

  • Какие существуют возможности взаимного расположения прямой и плоскости?

  • Сколько общих точек у прямой и плоскости в каждой из возможностей?

  • Приведите примеры из окружающего нас мира, иллюстрирующие эти возможности.

  • Сколько общих точек у прямой и плоскости в каждой из возможностей?

  • Приведите примеры из окружающего нас мира, иллюстрирующие эти возможности.

5. Усвоение новых знаний.

Взаимное расположение прямой и плоскости:

Прямая принадлежит данной плоскости.




Определение:

Прямая называется параллельной плоскости, если она не имеет с этой плоскостью общих точек.




Определение:

Прямая и плоскость называется пересекающимися, если они имеют одну общую точку.












Прямая перпендикулярная плоскости.

d















Взаимное расположение плоскостей


Определение: плоскости называются параллельными ,если они не имеют

общих точек.




Определение: Две плоскости называются пересекающимися, если они имеют общую точку.


















Первичное осмысление и закрепление новых знаний.

В классной комнате, используя признак параллельности прямой и плоскости, укажите прямые и параллельные им плоскости.


6. Упражнения на закрепление изученного материала (устная работа)

Рис.1


Несколько точек, которые лежат в плоскости α.

Ответ: точки: А,В,С,Д.


Рис.2

Несколько точек, не лежащих в плоскости α.

Ответ: точки А1111.







Рис.3

Несколько прямых, которые лежат в плоскости α

Ответ:4 прямые( ДС,СВ,АД,АВ.)

Рис.4

Несколько прямых не принадлежащих плоскости α

4 прямые

Рис 5

Несколько прямых, которые пересекают прямую ВС.

Ответ1В, ДС,АВ..)


Рис 6

Назовите:

1.прямые пересечения плоскости α и грани (АА1Д1Д)

2.Назовите параллельные плоскости.

Ответ: 1) прямая АД.

2) плоскости α и грани А1В1С1Д1.

6. Упражнения на закрепление изученного материала

Задача: Дан куб АВСДА1В1С1Д1,

Точка М лежит на ребре ДД1;

Точка N лежит на ребре СС1;

Точка К лежит на ребре ВВ1.


1. Назовите плоскости в которых лежат точки М и N.

2. Назовите прямые перпендикулярные плоскости граниА1В1С1Д1

3.Найдите прямые пересечения плоскости (ДМN) и грани( АВСД)

4.Определите взаимное расположение плоскостей (АА1К) и грани (ДД1С1С).

Ответ:1) АДА1Д1, Д1С1СД.

2) АА1,ВВ1, СС1,ДД1.

3) прямая ДС.

4) плоскости параллельны.

Решение задач с использованием интерактивной доски.

№268, 270, (271)


Задача 1: Начертите куб

Назовите:

1) вне плоскости, параллельные прямой, проходящей через ребро АА,

2) вне плоскости,параллельные прямой, проходящей через ребро СД.

3) все прямые, параллельные плоскости АВСД.

На чертеже куба


М







М1 Q1

Назовите:

1) плоскости, пересекающиеся с прямой, проходящей через ребро РР1.

2) плоскости, пересекающиеся с прямой, проходящей через ребро NQ

3) все прямые, пересекающие плоскость ММ1N1N


7. Обобщение и систематизация знаний и умений


  • Что означает: прямая и плоскость параллельны?

  • Какие плоскости называются параллельными?

  • Прямые а и с параллельны, прямые в и а пересекаются.

Могут ли прямые в и с пересекаться?

  • Прямая а пересекает плоскость β. Лежит ли в плоскости β хоть одна прямая, параллельная прямой а?


8. Подведение итогов урока.


9. Постановка домашнего задания. П.16, задачи №267,266.


Урок окончен, спасибо, вам, за урок, ребята.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
конспект урока геометрии в 9 классе

Автор: Ахметжанова Ботакоз Жусуповна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152743

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "конспект урока геометрии "
    ["seo_title"] => string(28) "konspiekt-uroka-ghieomietrii"
    ["file_id"] => string(6) "147430"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419395666"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока геометрии на тему "Треугольник""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekturokaghieomietriinatiemutrieugholnik"
    ["file_id"] => string(6) "299385"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456505518"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Симметрия вокруг нас, конспект урока геометрии "
    ["seo_title"] => string(52) "simmietriia-vokrugh-nas-konspiekt-uroka-ghieomietrii"
    ["file_id"] => string(6) "163766"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422538005"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока по геометрии для учащихся 8 класса по теме "Теорема Пифагора""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_ghieomietrii_dlia_uchashchikhsia_8_klassa_po_tiemie_tieoriema"
    ["file_id"] => string(6) "356689"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478613794"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока по геометрии в 11 классе на тему: "Объемы тел вращения""
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt_uroka_po_ghieomietrii_v_11_klassie_na_tiemu_obiemy_tiel_vrashchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "402844"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490301165"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1500 руб.
2500 руб.
1160 руб.
1940 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1580 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства