kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики в 9 классе «Действия с дробями и целыми числами» (урок-деловая игра)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Доркина Людмила Владимировна

ГКС(к)ОУ «Котовская С(к)ОШИ»

учитель математики      

математика 9

«Действия с дробями и целыми числами»  -  «Строительство дома» (урок-деловая игра, урок применения знаний и умений)

1) М.Н.Перова, Москва «Просвещение», 2008 г.,

2) А.П.Антропов, А.Ю. Ходот Москва «Просвещение», 2008г.

Цель урока:  Способствовать развитию умений применять    математические знания, закрепление знаний, умений и навыков при решении  практических задач с экономическим содержанием, а также навыков  математического моделирования реальных процессов.

Планируемые результаты:

  • предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать полученные знания и умения посредствам решения примеров и практических задач с экономическим содержанием 
  • личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения
  • метапредметные: уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

 Задачи:

  • образовательные (формирование познавательных УУД): обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся  при решении  практических задач с экономическим содержанием,    закрепить навыки и умения применять изученные  алгоритмы  при решении  примеров  и  задач  с дробными и целыми числами ; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся по теме «Действия с дробями и целыми числами»
  •  воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе, воспитание интереса к рабочим профессиям.
  • развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.

 

Тип урока: урок-деловая игра, урок применения знаний и умений

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная

Необходимое оборудование: интерактивная доска, калькуляторы (в случае необходимости), карточки  самооценивания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                   Орг. момент:

Новая жизнь потребовала новых знаний. Сегодня, так сказать, бытовая математика нужна практически всем. Математику нужно знать для экономики, для повседневной жизни.

- Ребята, сегодня вы будете не учениками, а строителями и будете строить  дом. Строителям каждый день необходимо в различных ситуациях знание математики, а сейчас мы  проверим ваши возможности в вычислительных операциях.

II. Активизация, систематизация знаний, умений, навыков.

Наш класс превращается в строительную фирму «СТРОЙКА-КЛАСС», вы все - в строителей. Работы много.

Поделимся на бригады.

1-я бригада :– выбирайте бригадира._________

2-я бригада : - выбирайте бригадира._________

3-я бригада : - выбирайте бригадира._________

- А кто на стойке управляет, следит  за всей работой,  проверяет её качество?

 

 

 

 

 

 

Правильно прораб.

Я буду вашим прорабом. А гости будут - приёмной комиссией и в конце урока они примут у нас работу. Так давайте, постараемся!

- Начиная работу нужно пройти технику безопасности, т.е. вспомним ПРАВИЛА. А правила у нас необычные, а математические.

(умножения и деления дроби на однозначное число)

Устный счет.

Каждому примеру подбери правильный ответ.

(Упражнение на закрепление табл. умножения и деления)

Коррекция внимания -  концентрация, логического мышления.

 III  Сообщение темы, обучающей цели урока.

Нам поступил заказ на постройку дома. Как вы думаете, с чего начнём строительство дома?    Дети предлагают ответы.

Давайте составим план: (на партах  у детей карточки) работа в парах.

1.Готовим площадку под строительство дома.

2. Закладываем фундамент.

3. Подвозим кирпичи и делаем раствор.

4. Кладка стен.

5. Крыша.

6. Окна, двери.

7.Благоустройство территории и внутренняя отделка.   

                         - Работы много. Начали!

 

Итак, прежде чем приступить к строительству дома, нужно выбрать место под строительную площадку. Посмотрите, сколько разных деревьев вокруг.

- Какие породы деревьев вы знаете? (Хвойные, лиственные).

- Назовите деревья, относящиеся к хвойным.

- Назовите деревья, относящиеся к лиственным.

- Назовите основные части дерева. (Крона, ствол, корни).

- Какую часть дерева используют для изготовления пиломатериалов? (Ствол).

- Какие пиломатериалы вы знаете? (Брус, доска, горбыль (обапол)).

- Какие части дома изготавливают из древесины?

 

Итак, место выбрано, осталось разместить строительную площадку.

Постройте в тетрадях произвольный прямоугольник. Это будет нашей стройплощадкой. Ее длина 365дм, ширина 215дм.

- Выразите размеры стройплощадки в метрах.

- Вычислите, какой длины забор нужно поставить по периметру площадки.

(Комментированное решение с места)

Теперь нам необходимо  освободить стройплощадку от ненужных пней.

Чтобы освободить строительную площадку от пней, необходимо найти ошибки в выражениях.

    7,2 :1= 72

1× 8/17 =9/17

        9,27 × 0  = 9,27

5/19 : 0 =0                                                                                                    

Площадка готова. Теперь нужно заложить фундамент, этим занимаются БЕТОНЩИКИ.

Задача   (карточка у каждой бригады  на парте).

При строительстве сельского дома средних размеров можно использовать один из двух типов вариантов фундамента: каменный или бетонный. Сколько рублей придется заплатить за материал для фундамента, если выбрать самый дешевый вариант?

1 бригада 

1)     Для каменного фундамента необходимо 9 тонн природного камня и 9 мешков цемента. Тонна камня стоит 1600 рублей, мешок цемента стоит 250 рублей. Сколько рублей придется заплатить за материал для фундамента?

Стоимость каменного фундамента складывается из стоимости камня

 1600×9 = 14 400 руб.,

 а также стоимости цемента

250×9 = 2250 руб.

 и составляет  2250 + 14 400 = 16 650 руб. 

2 бригада       

2)    Для бетонного фундамента необходимо 7 тонн щебня и 50 мешков цемента. Щебень  стоит 780 рублей за тонну, а мешок цемента стоит 250 рублей.  Сколько рублей придется заплатить за материал для фундамента?

Стоимость бетонного фундамента складывается из стоимости цемента

250×50 = 12 500 руб.,

а также стоимости щебня

780×7 = 5460 руб.

и составляет 5460 + 12 500 = 17 960 руб. 

3 бригада для небольшого дома

3)    Для каменного фундамента необходимо 9 тонн природного камня и 9 мешков цемента. Тонна камня стоит 1550 рублей, а мешок цемента стоит 230 рублей. Сколько рублей придется заплатить за материал для фундамента?

Стоимость каменного фундамента складывается из стоимости камня 1550×9 = 13950 руб., а также стоимости цемента 230×9 = 2070 руб. Всего 2070 + 13 950 = 16020 руб. 


16 650 руб.; 17 960 руб. ; 16020 руб. – самый дешёвый

 

Теперь нам понадобятся кирпичи. При их изготовлении используют специальные формы, для того чтобы кирпичи были одинакового размера.

- Вычислите размеры кирпича в сантиметрах.

                Длина – 0,25м                                                                 

                Ширина – 0,12м

                Высота – 0,06м

0, 25 м = 25 см              0,12 м = 12 см

 0,06 м =  6 см

ФИЗ. МИНУТКА

Ребята, давайте, организуем цепочку и переместим кирпичи в контейнер,

(уч-ся строятся в колонну и передают деревянные макеты кирпича с поворотом туловища влево, затем вправо).

 

А сейчас будем выкладывать стены. Этим занимаются КАМЕНЩИКИ.

 

(Дидактическая игра «ПАЗЛЫ»)

Сложи дорожку из геометрических фигур, расположив дроби в порядке возрастания. Прочитайте дроби.

Коррекция логического мышления, коррекция внимания - переключение
                                                                

Осталось дом покрыть крышей. Мы – КРОВЕЛЬЩИКИ.

 

 

Работа по учебнику: Стр149, №750(1строчка)                       

Уч-ся решают у доски с комментарием, используют навык самопроверки,

12,25 × 4 = 49           0,186×12 =2,232          9,84 : 8 =1,23            36 : 5 =7,2

Каждая часть крыши имеет маркировку, свой номер, поэтому необходимо строго следить за этим при сборке крыши.

- Молодцы, кровельщики! Крыша готова.

Много труда вложили строители, но не зря. Дом получился большим и красивым. А кто занимается отделочными работами в доме? (маляр, штукатур и др.)

Кто какие хочет поставить окна в дом? (пластиковые, деревянные окна). Ответы детей.

- Вставляем двери и окна по своему вкусу.

Самостоятельная работа (кратковременная) если останется время. (по карточкам)

(7,318 –  2 1/5): 10              (8,75 + 3 ¼): 4             ( 9 1/8 + 16,5)×12

Теперь каждому работнику по труду и премия.

IV. Итог урока.

–Что закрепили на уроке?

– О каких строительных профессиях мы сегодня говорили? (Бетонщики, каменщики, кровельщики).

Сообщение оценок за урок. Оцени себя сам.

Дневники откройте, я пройду и поставлю оценки.

Рефлексия.

·   Я научился…

·   Я хотел бы больше…

·   Оказывается, что…  

Оцени себя сам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока математики в 9 классе «Действия с дробями и целыми числами» (урок-деловая игра) »

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО

Место работы

Должность

Предмет

Класс

Тема урока



Базовый учебник

Доркина Людмила Владимировна

ГКС(к)ОУ «Котовская С(к)ОШИ»

учитель математики

математика

9

«Действия с дробями и целыми числами» - «Строительство дома» (урок-деловая игра, урок применения знаний и умений)

1) М.Н.Перова, Москва «Просвещение», 2008 г.,

2) А.П.Антропов, А.Ю. Ходот Москва «Просвещение», 2008г.

Цель урока: Способствовать развитию умений применять математические знания, закрепление знаний, умений и навыков при решении практических задач с экономическим содержанием, а также навыков математического моделирования реальных процессов.

Планируемые результаты:

  • предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать полученные знания и умения посредствам решения примеров и практических задач с экономическим содержанием

  • личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения

  • метапредметные: уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

Задачи:

  • образовательные (формирование познавательных УУД): обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся при решении практических задач с экономическим содержанием, закрепить навыки и умения применять изученные алгоритмы при решении примеров и задач с дробными и целыми числами ; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся по теме «Действия с дробями и целыми числами»

  • воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе, воспитание интереса к рабочим профессиям.



  • развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.



Тип урока: урок-деловая игра, урок применения знаний и умений

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная

Необходимое оборудование: интерактивная доска, калькуляторы (в случае необходимости), карточки самооценивания.

Структура и ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.


Включаются в деловой ритм урока.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Организация устного счета и повторения основных правил.

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Показать разнообразие

практических задач с экономическим содержанием

Организация и контроль за процессом решения задач и примеров.

Работают в парах над поставленными задачами.

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка

Смена деятельности

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.


6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные:

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги работы групп и класса в целом.

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке










  1. Орг. момент:

Новая жизнь потребовала новых знаний. Сегодня, так сказать, бытовая математика нужна практически всем. Математику нужно знать для экономики, для повседневной жизни.

- Ребята, сегодня вы будете не учениками, а строителями и будете строить дом. Строителям каждый день необходимо в различных ситуациях знание математики, а сейчас мы проверим ваши возможности в вычислительных операциях.

II. Активизация, систематизация знаний, умений, навыков.

Наш класс превращается в строительную фирму «СТРОЙКА-КЛАСС», вы все - в строителей. Работы много.

Поделимся на бригады.

1-я бригада :– выбирайте бригадира._________

2-я бригада : - выбирайте бригадира._________

3-я бригада : - выбирайте бригадира._________

- А кто на стойке управляет, следит за всей работой, проверяет её качество?







Правильно прораб.

Я буду вашим прорабом. А гости будут - приёмной комиссией и в конце урока они примут у нас работу. Так давайте, постараемся!

- Начиная работу нужно пройти технику безопасности, т.е. вспомним ПРАВИЛА. А правила у нас необычные, а математические.

(умножения и деления дроби на однозначное число)

Устный счет.


= 15,7: 10=


1,18 × 100 =

0,1× 7 = 4,08 : 4 =


0,09 × 9 =

= =

Каждому примеру подбери правильный ответ.



(Упражнение на закрепление табл. умножения и деления)

Коррекция внимания - концентрация, логического мышления.














III Сообщение темы, обучающей цели урока.


Нам поступил заказ на постройку дома. Как вы думаете, с чего начнём строительство дома? Дети предлагают ответы.

Давайте составим план: (на партах у детей карточки) работа в парах.

1.Готовим площадку под строительство дома.

2. Закладываем фундамент.

3. Подвозим кирпичи и делаем раствор.

4. Кладка стен.

5. Крыша.

6. Окна, двери.

7.Благоустройство территории и внутренняя отделка.

- Работы много. Начали!


Итак, прежде чем приступить к строительству дома, нужно выбрать место под строительную площадку. Посмотрите, сколько разных деревьев вокруг.

- Какие породы деревьев вы знаете? (Хвойные, лиственные).

- Назовите деревья, относящиеся к хвойным.

- Назовите деревья, относящиеся к лиственным.

- Назовите основные части дерева. (Крона, ствол, корни).


- Какую часть дерева используют для изготовления пиломатериалов? (Ствол).

- Какие пиломатериалы вы знаете? (Брус, доска, горбыль (обапол)).

- Какие части дома изготавливают из древесины?


Итак, место выбрано, осталось разместить строительную площадку.

Постройте в тетрадях произвольный прямоугольник. Это будет нашей стройплощадкой. Ее длина 365дм, ширина 215дм.

- Выразите размеры стройплощадки в метрах.

- Вычислите, какой длины забор нужно поставить по периметру площадки.

(Комментированное решение с места)

Теперь нам необходимо освободить стройплощадку от ненужных пней.


Чтобы освободить строительную площадку от пней, необходимо найти ошибки в выражениях.

7,2 :1= 72



1× 8/17 =9/17

9,27 × 0 = 9,27



5/19 : 0 =0



Площадка готова. Теперь нужно заложить фундамент, этим занимаются БЕТОНЩИКИ.

Задача (карточка у каждой бригады на парте).


При строительстве сельского дома средних размеров можно использовать один из двух типов вариантов фундамента: каменный или бетонный. Сколько рублей придется заплатить за материал для фундамента, если выбрать самый дешевый вариант?

1 бригада

  1. Для каменного фундамента необходимо 9 тонн природного камня и 9 мешков цемента. Тонна камня стоит 1600 рублей, мешок цемента стоит 250 рублей. Сколько рублей придется заплатить за материал для фундамента?

Стоимость каменного фундамента складывается из стоимости камня

1600×9 = 14 400 руб.,

а также стоимости цемента

250×9 = 2250 руб.

и составляет 2250 + 14 400 = 16 650 руб. 

2 бригада

  1. Для бетонного фундамента необходимо 7 тонн щебня и 50 мешков цемента. Щебень стоит 780 рублей за тонну, а мешок цемента стоит 250 рублей. Сколько рублей придется заплатить за материал для фундамента?

Стоимость бетонного фундамента складывается из стоимости цемента

250×50 = 12 500 руб.,

а также стоимости щебня

780×7 = 5460 руб.

и составляет 5460 + 12 500 = 17 960 руб. 

3 бригада для небольшого дома

  1. Для каменного фундамента необходимо 9 тонн природного камня и 9 мешков цемента. Тонна камня стоит 1550 рублей, а мешок цемента стоит 230 рублей. Сколько рублей придется заплатить за материал для фундамента?

Стоимость каменного фундамента складывается из стоимости камня 1550×9 = 13950 руб., а также стоимости цемента 230×9 = 2070 руб. Всего 2070 + 13 950 = 16020 руб. 


16 650 руб.; 17 960 руб. ; 16020 руб. – самый дешёвый


Теперь нам понадобятся кирпичи. При их изготовлении используют специальные формы, для того чтобы кирпичи были одинакового размера.

- Вычислите размеры кирпича в сантиметрах.



Длина – 0,25м

Ширина – 0,12м

Высота – 0,06м




0, 25 м = 25 см 0,12 м = 12 см

0,06 м = 6 см



ФИЗ. МИНУТКА

Ребята, давайте, организуем цепочку и переместим кирпичи в контейнер,

(уч-ся строятся в колонну и передают деревянные макеты кирпича с поворотом туловища влево, затем вправо).


А сейчас будем выкладывать стены. Этим занимаются КАМЕНЩИКИ.


(Дидактическая игра «ПАЗЛЫ»)

Сложи дорожку из геометрических фигур, расположив дроби в порядке возрастания. Прочитайте дроби.

Коррекция логического мышления, коррекция внимания - переключение, объем

7,2


1,623

3,9


1,67




Осталось дом покрыть крышей. Мы – КРОВЕЛЬЩИКИ.









Работа по учебнику: Стр149, №750(1строчка)

Уч-ся решают у доски с комментарием, используют навык самопроверки,

Вершинина Катя – индивидуально(или помощь сильного ученика)


12,25 × 4 = 49 0,186×12 =2,232 9,84 : 8 =1,23 36 : 5 =7,2


Каждая часть крыши имеет маркировку, свой номер, поэтому необходимо строго следить за этим при сборке крыши.


- Молодцы, кровельщики! Крыша готова.

Много труда вложили строители, но не зря. Дом получился большим и красивым. А кто занимается отделочными работами в доме? (маляр, штукатур и др.)


Кто какие хочет поставить окна в дом? (пластиковые, деревянные окна). Ответы детей.

- Вставляем двери и окна по своему вкусу.

Самостоятельная работа (кратковременная) если останется время. (по карточкам)


(7,318 – 2 1/5): 10 (8,75 + 3 ¼): 4 ( 9 1/8 + 16,5)×12


Теперь каждому работнику по труду и премия.


IV. Итог урока.


–Что закрепили на уроке?

– О каких строительных профессиях мы сегодня говорили? (Бетонщики, каменщики, кровельщики).

Сообщение оценок за урок. Оцени себя сам.

Дневники откройте, я пройду и поставлю оценки.



Рефлексия.

  • Я научился…

  • Я хотел бы больше…

  • Оказывается, что…

Оцени себя сам.

-Дневники откройте, я пройду и поставлю оценки.


- Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно.





- Я работал(а) хорошо, но не в полную силу,

испытывал(а)

чувство неуверенности, боязни,

что отвечу неправильно.










- У меня не было желания работать.

Сегодня не мой день.









11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Доркина Людмила Владимировна

Дата: 01.12.2014

Номер свидетельства: 138053


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1680 руб.
2400 руб.
1460 руб.
2090 руб.
1390 руб.
1980 руб.
1750 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства