kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Решение задач на растворы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок математики и химии по теме "Решение задач на  растворы"

«Только из союза двоих работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи».

                                                                   Антуан де Сент-Экзюпери(слайд 2)

Цели урока:

1. Обобщить и закрепить теоретический материал из курса математики и химии:

А) выражение процентов в виде десятичных дробей;
Б) выражение десятичных дробей в процентах;
В) понятия: растворы, примесь,  а также концентрация растворов (процентное содержание растворенного вещества в растворителе).

2. закрепить навыки решения расчетных задач по математике и по химии.

3. Развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов математики и химии.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, интегрированный урок.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный  метод, проблемное изложение изучаемого материала, частично-поисковый, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

ТСО и наглядность: Химические препараты и посуда, мультимедиа проектор, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент:

Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку.    

   Учитель математики:    Здравствуйте! Две науки – математика и химия призваны сегодня на урок, чтобы объединить свои усилия в решении задач, встречающихся в КИМ различного уровня: от тематического зачета до ЕГЭ в химии и математике.

Учитель химии: Здравствуйте, ребята! Мы с вами увидим, как математические методы решения задач помогают при решении задач по химии. Запишите число в тетрадях. А  чтобы сформулировать тему урока,  давайте проделаем небольшой эксперимент.

II.  Актуализация.

  (Наливаю в 2 хим. стакана воду, добавляю в оба одинаковое количество сульфата меди.) Что получилось? (Растворы).  Из чего состоит раствор? (Из растворителя и растворённого вещества). А теперь добавим в один из стаканов  ещё немного сульфата меди. Что стало с окраской  раствора? (Он стал более насыщенным). Следовательно, чем отличаются эти растворы? (Массовой долей вещ-ва).

Учитель математики: А с математической точки зрения - разное процентное содержание вещества.

Итак, тема урока  « Решение задач на растворы» 

Какова цель нашего урока? (Рассмотреть алгоритм решения задач на растворы, познакомиться с приемами решения задач в математике и химии)

- Скажите, сможем ли мы достичь целей урока? (ответы детей)

- Я тоже надеюсь, что нам всем вместе удастся добиться успеха.

Учитель математики: Сегодня мы рассмотрим этот тип задач, но так как все они тесно связаны с химией, то мы и будем их рассматривать с позиций химии и математики. Вспомним, что такое растворы, поговорим об их значении в природе, жизни и деятельности человека. Вы ещё раз убедитесь, что те вещества, о которых пойдет  речь в данной теме, очень важны в жизни, в необходимости изучения свойств этих веществ и действия их на организм. И поэтому все задания, все творческие сообщения ещё раз убедят вас в единстве природы, в необходимости познания её законов, в единстве всех школьных предметов.

III. Повторение основных понятий (устно)

Учитель математики: (слайд 3-7)

- Что в математике наз.  пропорцией? (равенство двух отношений)

-Сформулируйте основное свойство пропорции(в верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов)

- Выразить проценты в виде десятичных дробей:  19 %, 5 %, 40%.

- Запишите в процентах десятичные дроби: 0.3;  0,25; 1,15.

- Выразите  в виде обыкновенной дроби:   25%=25/100=1/4; 30%=30/100=3/10; 7%= 7/100.

 -Вычислите:  20 % от 70,10 % от 1,8; 6 % от 20; х % от 7; 

Учитель химии: (слайд 8-17)

– Что такое массовая доля растворенного вещества? (Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.)

– Вспомните формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества и производные от нее (w = m (р.в.)/m (р-ра ) ; m (р.в.)= m (р-ра) ×w ; m (р-ра) = m (р.в.)/ w )

– По какой формуле можно рассчитать массу раствора? (m(р-ра) = m (р.в.) + m (р-ля)).

-Какие растворы на нашей кухне и в домашней аптеке вы знаете ?

I V. Фронтальная письменная работа

Задача №1(слайд 18-19)

К 60 г. соли добавили 100 г. воды. Определите содержание соли в растворе (содержимость соли в %).

Решение:

- найдем массу всего раствора: 60+100=160 (г)

- отсюда находим содержание соли в %: 160 г. -100%,   60 г. – х,  х=60*100/160=37,5%

Ответ: в растворе 40% соли

Задача №2(слайд 20-21)

К 200г. 20% раствору соли добавили 60г. соли. Найдите концентрацию раствора.

Решение:

1) Находим массу соли в первом растворе:

200г. – 100%,  х – 20%,     х= 200*20/100 = 40г. соли

2) Найдем всю массу соли: 40+60=100г. соли во всем растворе

3) Находим массу нового раствора: 200+60=260г.

4) Найдем % концентрацию соли в конечном растворе:

260 – 100%,   100 – у,  у=100*100/260=38,46%

Ответ: в новом растворе содержимость соли будет 38,46%.

Задача №3. (слайд 22)

 К раствору, содержащему 40 г соли, добавили 200 г воды, после чего концентрация уменьшилась на 10%. Сколько воды содержал  раствор и какова была его концентрация?

IV. Самостоятельная работа (Раздаются карточки)

Задача №1

Найдите концентрацию всего раствора, если к 200(г) 40% раствору добавили 300(г) 50% раствора этого вещества.

Решение: (удобно решать алгебраическим способом).

1. Найдем массу соли в каждом растворе:

I раствор – 200(г) – 40% - 200*0,40=80(г) соли.

II раствор – 300(г) – 50% - 300*0,50=150(г) соли.

Смесь: 500(г) - ? -

2. Найдем концентрацию всего раствора:

500(г) – 100%

230(г) - х-?

х=230*100:500=46% - соли содержится в новом растворе

Ответ: 46%

Задача №2.

Нужно приготовить 25% раствор серной кислоты, смешав 76% и 15% растворы. Сколько надо взять каждого раствора?

Решение: “Конверт Пирсона”:

76%

10 част.

76% раст.

25%

15%

51 част.

15% раст.

Ответ:

10 частей – 76% раствора

15 частей - 15% раствора.

Проверка:

(Открывается задняя сторона доски, ребята проверяют результаты работы своих соседей, совместно с учителями выставляют оценки)

V. Раздаются карточки с заданиями для самостоятельного решения на дом:

(задание дифференцированное, учащиеся сами выбирают, первые 3 задачи легкие, последние 4 - посложнее) (слайд 23-24)

1. К раствору, содержащему 40г. Соли, добавили 200г. воды, в результате чего концентрация уменьшилось на 10%. Сколько воды содержал раствор и каково его процентное содержание?

2. Имеется два раствора 30% и 3% перекиси водорода, нужно смешать их, чтобы получилось 12% раствор. Как их нужно взять в массовом отношении?

3. Если смешать 6 кг и 2 кг растворов серной кислоты разной концентрации, то получается 12% раствор кислоты. При смешивании двух одинаковых масс, тех же растворов, получается 15% раствор. Определить первоначальную концентрацию каждого раствора.

4. Сколько граммов воды и 6%-го раствора перекоси водорода надо добавить к 36 г 3%-го раствора перекиси водорода, чтобы получить 54г  5%-го раствора перекиси водорода?

VI.  Подведение итогов урока. Рефлексия (слайд 25-26)

Вернёмся к поставленным в начале урока целям. Какие из них вы выполнили?  (дети отвечают) - Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданиями. Нам очень приятно было с вами работать.

 Учитель химии.

– Посмотрите на содержание всех решенных сегодня задач. Что их объединяет?  (Задачи на растворы.)

– Действительно, во всех задачах фигурируют водные растворы; расчеты связаны с массовой долей растворенного вещества; и если вы обратили внимание, задачи касаются разных сторон нашего быта.

Учитель математики.

– Посмотрите на эти задачи с точки зрения математики. Что их объединяет?  (Задачи на проценты.)

При решении всех этих задач  мы используем правило нахождения процента от числа.

Рефлексия. 

«Сегодня на уроке я повторил…»

«Сегодня на уроке я узнал…»

«Сегодня на уроке я научился…»

Смогли ли вы выбрать наиболее подходящий для вас способ решения?

Будете ли вы использовать эти методы в дальнейшем и при решении заданий ЕГЭ?

Наш урок подошел к концу.

 И мое настроение после урока                       

А свое настроение отметьте   на полях тетради.

Спасибо за урок!

VII. Выставление оценок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему "Решение задач на растворы" »

Интегрированный урок математики и химии по теме "Решение задач растворы"

«Только из союза двоих работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи».

Антуан де Сент-Экзюпери(слайд 2)

Цели урока:

1. Обобщить и закрепить теоретический материал из курса математики и химии:

А) выражение процентов в виде десятичных дробей;
Б) выражение десятичных дробей в процентах;
В) понятия: растворы, примесь, а также концентрация растворов (процентное содержание растворенного вещества в растворителе).

2. закрепить навыки решения расчетных задач по математике и по химии.

3. Развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов математики и химии.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, интегрированный урок.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный  метод, проблемное изложение изучаемого материала, частично-поисковый, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

ТСО и наглядность: Химические препараты и посуда, мультимедиа проектор, раздаточный материал.


Ход урока


  1. Организационный момент:

Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку.    

   Учитель математики:    Здравствуйте! Две науки – математика и химия призваны сегодня на урок, чтобы объединить свои усилия в решении задач, встречающихся в КИМ различного уровня: от тематического зачета до ЕГЭ в химии и математике.

Учитель химии: Здравствуйте, ребята! Мы с вами увидим, как математические методы решения задач помогают при решении задач по химии. Запишите число в тетрадях. А  чтобы сформулировать тему урока,  давайте проделаем небольшой эксперимент.

II. Актуализация.

  (Наливаю в 2 хим. стакана воду, добавляю в оба одинаковое количество сульфата меди.) Что получилось? (Растворы).  Из чего состоит раствор? (Из растворителя и растворённого вещества). А теперь добавим в один из стаканов  ещё немного сульфата меди. Что стало с окраской  раствора? (Он стал более насыщенным). Следовательно, чем отличаются эти растворы? (Массовой долей вещ-ва).

Учитель математики: А с математической точки зрения - разное процентное содержание вещества.

Итак, тема урока  « Решение задач на растворы» 

Какова цель нашего урока? (Рассмотреть алгоритм решения задач на растворы, познакомиться с приемами решения задач в математике и химии)

- Скажите, сможем ли мы достичь целей урока? (ответы детей)

- Я тоже надеюсь, что нам всем вместе удастся добиться успеха.


Учитель математики: Сегодня мы рассмотрим этот тип задач, но так как все они тесно связаны с химией, то мы и будем их рассматривать с позиций химии и математики. Вспомним, что такое растворы, поговорим об их значении в природе, жизни и деятельности человека. Вы ещё раз убедитесь, что те вещества, о которых пойдет речь в данной теме, очень важны в жизни, в необходимости изучения свойств этих веществ и действия их на организм. И поэтому все задания, все творческие сообщения ещё раз убедят вас в единстве природы, в необходимости познания её законов, в единстве всех школьных предметов.

III.. Повторение основных понятий (устно)

Учитель математики: (слайд 3-7)

- Что в математике наз. пропорцией? (равенство двух отношений)

-Сформулируйте основное свойство пропорции(в верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов)

- Выразить проценты в виде десятичных дробей: 19 %, 5 %, 40%.

- Запишите в процентах десятичные дроби: 0.3; 0,25; 1,15.

- Выразите в виде обыкновенной дроби: 25%=25/100=1/4; 30%=30/100=3/10; 7%= 7/100.

-Вычислите: 20 % от 70,10 % от 1,8; 6 % от 20; х % от 7;

Учитель химии: (слайд 8-17)

– Что такое массовая доля растворенного вещества? (Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.)

– Вспомните формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества и производные от нее (w = m (р.в.)/m (р-ра ) ; m (р.в.)= m (р-ра) ×w ; m (р-ра) = m (р.в.)/ w )

– По какой формуле можно рассчитать массу раствора? (m(р-ра) = m (р.в.) + m (р-ля)).

-Какие растворы на нашей кухне и в домашней аптеке вы знаете ?


I V. Фронтальная письменная работа

Задача №1(слайд 18-19)

К 60 г. соли добавили 100 г. воды. Определите содержание соли в растворе (содержимость соли в %).

Решение:

- найдем массу всего раствора: 60+100=160 (г)

- отсюда находим содержание соли в %: 160 г. -100%, 60 г. – х, х=60*100/160=37,5%

Ответ: в растворе 40% соли

Задача №2(слайд 20-21)

К 200г. 20% раствору соли добавили 60г. соли. Найдите концентрацию раствора.

Решение:

1) Находим массу соли в первом растворе:

200г. – 100%, х – 20%, х= 200*20/100 = 40г. соли

2) Найдем всю массу соли: 40+60=100г. соли во всем растворе

3) Находим массу нового раствора: 200+60=260г.

4) Найдем % концентрацию соли в конечном растворе:

260 – 100%, 100 – у, у=100*100/260=38,46%

Ответ: в новом растворе содержимость соли будет 38,46%.

Задача №3. (слайд 22)

 К раствору, содержащему 40 г соли, добавили 200 г воды, после чего концентрация уменьшилась на 10%. Сколько воды содержал раствор и какова была его концентрация?

IV. Самостоятельная работа (Раздаются карточки)

Задача №1

Найдите концентрацию всего раствора, если к 200(г) 40% раствору добавили 300(г) 50% раствора этого вещества.

Решение: (удобно решать алгебраическим способом).

1. Найдем массу соли в каждом растворе:

I раствор – 200(г) – 40% -- 200*0,40=80(г) соли .

II раствор – 300(г) – 50% - 300*0,50=150(г) соли.

Смесь: 500(г) - ? -

2. Найдем концентрацию всего раствора:

500(г) – 100%

230(г) - х-?

х=230*100:500=46% - соли содержится в новом растворе

Ответ: 46%

Задача №2.

Нужно приготовить 25% раствор серной кислоты, смешав 76% и 15% растворы. Сколько надо взять каждого раствора?

Решение: “Конверт Пирсона”:

76%

 

10 част.

76% раст.

 

25%

 

 

15%

 

51 част.

15% раст.

Ответ:

10 частей – 76% раствора

15 частей - 15% раствора.

Проверка:

(Открывается задняя сторона доски, ребята проверяют результаты работы своих соседей, совместно с учителями выставляют оценки)


V. Раздаются карточки с заданиями для самостоятельного решения на дом:

(задание дифференцированное, учащиеся сами выбирают, первые 3 задачи легкие, последние 4 - посложнее) (слайд 23-24)

1. К раствору, содержащему 40г. Соли, добавили 200г. воды, в результате чего концентрация уменьшилось на 10%. Сколько воды содержал раствор и каково его процентное содержание?

2. Имеется два раствора 30% и 3% перекиси водорода, нужно смешать их, чтобы получилось 12% раствор. Как их нужно взять в массовом отношении?

3. Если смешать 6 кг и 2 кг растворов серной кислоты разной концентрации, то получается 12% раствор кислоты. При смешивании двух одинаковых масс, тех же растворов, получается 15% раствор. Определить первоначальную концентрацию каждого раствора.

4. Сколько граммов воды и 6%-го раствора перекоси водорода надо добавить к 36 г 3%-го раствора перекиси водорода, чтобы получить 54г 5%-го раствора перекиси водорода?

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия (слайд 25-26)

Вернёмся к поставленным в начале урока целям. Какие из них вы выполнили?  (дети отвечают) - Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданиями. Нам очень приятно было с вами работать.

 Учитель химии.

– Посмотрите на содержание всех решенных сегодня задач. Что их объединяет?  (Задачи на растворы.)

– Действительно, во всех задачах фигурируют водные растворы; расчеты связаны с массовой долей растворенного вещества; и если вы обратили внимание, задачи касаются разных сторон нашего быта.

Учитель математики.

– Посмотрите на эти задачи с точки зрения математики. Что их объединяет?  (Задачи на проценты.)

При решении всех этих задач  мы используем правило нахождения процента от числа.

Рефлексия. 

«Сегодня на уроке я повторил…»

«Сегодня на уроке я узнал…»

«Сегодня на уроке я научился…»

Смогли ли вы выбрать наиболее подходящий для вас способ решения?

Будете ли вы использовать эти методы в дальнейшем и при решении заданий ЕГЭ?

Наш урок подошел к концу.

 И мое настроение после урока                       

А свое настроение отметьте   на полях тетради.

Спасибо за урок!

VII. Выставление оценок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
конспект урока на тему "Решение задач на растворы"

Автор: Белхароева Хава Макшариповна

Дата: 13.07.2015

Номер свидетельства: 222732

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(272) "Технологическая карта и конспект интегрированного урока в 9 классе по теме: Систематизация и обобщение знаний по решению задач на растворы и сплавы."
    ["seo_title"] => string(172) "tiekhnologhichieskaia-karta-i-konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-v-9-klassie-po-tiemie-sistiematizatsiia-i-obobshchieniie-znanii-po-rieshieniiu-zadach-na-rastvory-i-splavy"
    ["file_id"] => string(6) "300582"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456759801"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока на тему: "Решение задач на сплавы, растворы и смеси" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rieshieniie-zadach-na-splavy-rastvory-i-smiesi"
    ["file_id"] => string(6) "113393"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410087679"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Конспект урока "Гидролиз солей" "
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekt-uroka-gidroliz-soliei"
    ["file_id"] => string(6) "219346"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434123822"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока математики по теме: "Задачи на смеси и сплавы" для 7 класса "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-zadachi-na-smiesi-i-splavy-dlia-7-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "117696"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412870165"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока "Решение задач спомощью систем уравнении". Математика. 9 класс "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-rieshieniie-zadach-spomoshch-iu-sistiem-uravnienii-matiematika-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "196820"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428127501"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1500 руб.
2500 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1360 руб.
2260 руб.
1500 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства