kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: Дробно-рациональные уравнения с параметрами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тему дробно-рациональные уравнения с параметрами проходят  в курсе алгебры 9 класса с углубленным изучением математики. Урок проходит с использованием мультимедийного комплекса МИМИО. Данный урок является первым по этой теме и по типу является комбинированным. В соответствии с ФГОС в конспекте на каждом этапе урока прописаны цели и задачи для учителя и обучающихся, описаны используемые методы. На этапе рефлексии даны разноуровневые задания для самостоятельной работы. На этапе подведения итогов обучающиеся сами дают оценку степени усвоения материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: Дробно-рациональные уравнения с параметрами »


Схема конспекта урока

Аттестуемый учитель: Яковлева Анна Викторовна

Предмет: алгебра (учебник алгебры 9 класс . Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е. Феоктистов)

Класс: 9В

Дата: 15.11.2013

Тема урока Дробно-рациональные уравнения с параметрами


Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

  • Цель для обучающихся на данном этапе. Должны подготовиться к продуктивной работе на уроке, настроиться на познавательную активность и деловой ритм, сконцентрировать внимание, настроиться позитивно психологически;

  • Цель для педагога на данном этапе: способствовать подготовке обучающихся к продуктивной работе, создать комфортную обстановку;

Задачи: организовать рабочее пространство, создать положительный эмоциональный настрой.

Методы:словесные,наглядно-иллюстративные.




Проверка готовности к уроку. Обучающиеся занимают свои места за партами. Проверяется готовность к уроку. Включается компьютер..

Приветствие обучающихся. Вступительное слово.

По какой теме мы с вами работали на прошлом уроке? Целые уравнения с параметрами. Что было задано на дом? № 347.Вызвало ли затруднение у вас домашнее задание? Частично при записи ответа. Вызывается ученик, справившийся с домашним заданием для демонстрации решения на доске.






2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

  • Цель для обучающихся на данном этапе. Должны продемонстрировать имеющиеся знания, навыки и умения, знание ключевых понятий, владение учебной терминологией, информационно-коммуникативными технологиями.

Задачи: активно работать и отвечать на вопросы, осуществлять самоконтроль. Методы: устный индивидуальный, фронтальный опрос;

  • Цель для педагога на данном этапе.

развитие аналитических способностей учащихся; умение сравнивать, обобщать, делать выводы

Задачи: формировать умение высказывать свои мысли; умение осуществлять самоконтроль, активность, способствовать развитию речевых умений обучающихся; умений делать выводы.

Методы: беседа, социальная мотивация: похвалить за усердие при подготовке к занятию;

Индивидуальные ответы фиксируются и оцениваются учителем, возможна помощь одноклассников при неточных ответах.

Фронтальный опрос класса.

Какие уравнения называются целыми?

Какие уравнения называются дробными?

Как вы думаете, пригодится ли вам умение решать уравнения с параметрами?

Что значит решить уравнение с параметрами?

Ученик решает задание у доски, комментируя решение.

№ 347 При каких значениях параметра р уравнение

(1 – р22 +2рх – 1 = 0 имеет два корня, принадлежащие промежутку (0;1)

Решение: при 1-р2 = 0 уравнение превращается в линейное, поэтому р не равно 1 и -1.

D= р2+1-р2 = 1

х1 = х2= =

Чтобы корни принадлежали промежутку (о;1) составим систему неравенств

2

0

Решение: р

Ответ: при руравнение имеет два корня, принадлежащие промежутку (0;1)

Ученики осуществляют самоконтроль.

3.

Изучение нового учебного материала.

  • Цель для обучающихся на данном этапе. Должны сформулировать тему и цель урока, научиться решать дробно-рациональные уравнения с параметрами.

Задачи: вспомнить алгоритм решения дробно-рациональных уравнений, проанализировать и найти сходство между решением целых уравнений с параметром и дробно-рациональных уравнений с параметром. Внимательно слушать объяснение учителя, чтоб понять, важный отличительный этап решения дробно-рациональных уравнений с параметром.

  • Цель для педагога на данном этапе. Создать условия для осмысления новой учебной информации; способствовать самостоятельному формулированию темы и цели урока.

Задачи: рассмотреть основные этапы решения дробно-рациональных уравнений с параметрами, познакомить с отличительным этапом решения дробно-рациональных уравнений с параметрами, а именно, что необходимо исключать, те значения параметра, при которых значение переменной не принадлежит области допустимых значений.

Методы: словесные, наглядные, частично-поисковые, мультимедийные.


На интерактивной доске, записано уравнение:



остальная часть решения скрыто эффектом «шторка».

Проведите сравнительный анализ уравнений, из домашнего задания и записанного на доске.

Что общего у уравнений? Предполагаемый ответ: И то и другое уравнения с параметром.

Чем различаются эти уравнения? Первое – это целое уравнение, а второе – дробно-рациональное.

Итак, сформулируйте тему сегодняшнего урока. Предполагаемый ответ: Дробно-рациональные уравнения с параметрами.

Верно. Запишем тему в тетрадь.

Сформулируйте цель урока. Научиться решать дробно-рациональные уравнения с параметром.

Объяснение материала проходит в форме диалога учителя с обучающимися, обсуждается каждый следующий этап решения, постепенно опускается «шторка».

1 этап решения: Выяснить область допустимых значений переменной. Ученики говорят, что у не равен 3 и – 3. На доске и в тетрадях записываем ОДЗ: у=3 и у = -3.

2 этап решения: Далее, обсуждается, что дроби надо привести к общему знаменателю. Записываются дополнительные множители. После умножения получаем:

10у – 30 – ау + 3а + 6 – 2у – 6 = 0

Приводим подобные слагаемые и группируем слагаемые с у:

8у – ау – 30 + 3а = 0;

у(8 – а) = 30 – 3а;

3 этап решения: Анализируем, при а=8 полученное целое уравнение не имеет корней.

При а = 8 уравнение имеет корень у=

4 этап решения. Учитель обращается к ученикам с вопросом: Как вы думаете, готовы ли мы записать ответ уравнения?

Очевидно, какая – то часть учеников, ответит, что они готовы записать ответ. Тогда следует напомнить, что необходимо исключить те значения параметра а, при которых выражение, полученное для у, равно 3 или -3.(слайд №2)

Для этого необходимо решить уравнения(слайд №3)

и

Решая первое уравнение, получаем, что таких значений параметра а нет. Решая второе, получаем, что а=9.

Итак, существует значение параметра а, при котором у = -3. И это надо учесть в ответе.

5 этап решения. Слайд № 4, на котором записан ответ, скрыт «шторкой». Ученики записывают ответ. Зачитывают его вслух. После этого отодвигается «шторка».

Ответ: у= при а; при а=8 и а=9 нет решений.

Подведем итог, теперь мы знаем, как решается дробно-рациональное уравнение с параметрами. Повторяем еще раз все этапы:

  1. ОДЗ

  2. Приводим к общему знаменателю, преобразовываем в целое уравнение

  3. Решаем целое уравнение с параметрами

  4. И очень важный этап, находим те значения параметра, при которых значение переменной не принадлежит области допустимых значений.

4.

Самостоятельная работа по вариантам.

  • Цель для обучающихся на данном этапе: на основе полученных знаний смогут решать самостоятельно уравнения, используя алгоритм, записанный на доске. Смогут представить решение на доске, проанализировать свой ответ с написанным на доске, осуществить самоконтроль.

  • Цель для педагога на данном этапе: продолжить работу по формированию умения решать дробно-рациональные уравнения с параметрами.

Задачи: развивать умения работать самостоятельно и с учебником. Осуществлять консультативную деятельность.

Методы: консультативные, индивидуальная работа, самостоятельная работа.

Обучающие решают предложенные уравнения

вариант 1: х – 2а = вариант 2:

Также заготовлены карточки для тех, кто очень быстро справился с заданием. Потом можно собрать листы с решением и поставить оценку

На самостоятельную работу отводится 7 мин и еще 5 минут на решение на доске. Во время самостоятельной работы ученики могут воспользоваться учебником или консультацией учителя.

Рефлексия на этом этапе проводится следующим образом: если ученики перед началом самостоятельной работы уверены, что справятся с заданием сами, то они выставляют себе 3 балла, если уверены, что им обязательно понадобиться помощь учителя, то 1 балл, если еще не определились, то 2 балла. После проверки решения, ученики опять выставляют себе баллы, если решено все верно, то опять выставляется 3 балла, если небольшие недочеты, то 1 балл. Если неверно, то 0 баллов. Ученики, набравшие 4-6 баллов, считаются усвоившими тему.


5.

Закрепление изученного материала

  • Цель для обучающихся на данном этапе: Смогут решать дробно-рациональные уравнения

  • Цель для педагога на данном этапе: определить степень усвоения изученного материала

Задачи: провести экспресс-опрос по изученной теме


  1. Закрепление новых знаний на простых примерах (экспресс – опрос 4 мин):

1)Какое из уравнений является дробно – рациональным уравнением с параметром:




Ответ: второе

2) При каких значениях параметра уравнения не имеет решений


3) Решите уравнение =0


6.

Подведение итогов урока, домашнее задание:

  • Цель для обучающихся на данном этапе: Проанализировать, достигнута ли цель урока, смогут ли они выполнить домашнее задание.


  • Цель для педагога на данном этапе: развитие речевой и мыслительной деятельности обучающихся, создание условия для саморефлексии, положительной мотивации к учебе;

формировать у обучающихся умение объективной самооценки своих знаний, умений, навыков, возможностей.

Методы: словесно-логические, информационные;




Как вы считаете, достигнута ли цель урока? То есть научились ли вы решать дробно – рациональные уравнения с параметрами. Некоторые ученики (называются фамилии) разобрались с темой на отлично, Те кто, разобрался хуже, не расстраивайтесь, это не последний урок по этой теме. Но дома надо поработать над темой. Вот номера домашнего задания.№359(б,в), 360(а), 362.




















Учитель: ________________/Яковлева А. В./



Члены экспертной группы:

__________________________ О. А. Мехедова руководитель методического объединения учителей математики Красноармейского района, учитель математики высшей квалификационной категории МОУ лицея №4 Красноармейского района г. Волгограда

__________________________ С. Г. Карева, учитель математики высшей квалификационной категории МОУ гимназии №2 Красноармейского района г. Волгограда



« 15 » ноября 2013 г


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме: Дробно-рациональные уравнения с параметрами

Автор: Яковлева Анна Викторовна

Дата: 31.07.2014

Номер свидетельства: 110946


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1500 руб.
2500 руб.
1120 руб.
1870 руб.
1500 руб.
2500 руб.
1440 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства