kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Уравнение cosx=a"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет собой конспект к уроку математики в 10 классе "Уравнение cosx=a" по учебнику Ш. А. Алимова. Урок был дан с использованием некоторых приемов технологии критического мышления: : прием кластера («гроздья»), прием «верите ли вы,что...?» (на стадии вызова), «продвинутая лекция» (стадия осмысления), комментированное решение уравнений, самостоятельная работа учащихся (стадия рефлексии).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Уравнение cosx=a" »

Урок к разделу: «Тригонометрические уравнения», 10 класс



Тема урока: «Уравнение cos х = а».

Тип занятия: формирование новых знаний, умений и навыков

Цели урока:

-образовательная

  • рассмотреть решения простейших тригонометрических уравнений типа cosx=a.

-воспитательная

  • воспитывать навыки культуры труда;

-развивающие

  • развивать чувство ответственности и навыки самостоятельного труда и самоконтроля;

  • развивать логическое мышление;

  • вырабатывать умение классифицировать и обобщать;

  • развивать умение задавать вопросы.


Оборудование: интерактивная доска c мультимедийным проектором и компьютером, таблицы с формулами , презентация .

Задачи урока:

1). Учащиеся повторяют основные понятия темы.

2). Учащиеся решают уравнения типа cos х = а.

Методические приемы: прием кластера («гроздья»), прием «верите ли вы?» (на стадии вызова), «продвинутая лекция» (стадия осмысления), комментированное решение уравнений, самостоятельная работа учащихся (стадия рефлексии).

Урок был дан с использованием элементов технологии критического мышления.

Ход урока:

Вызов

I. Урок начинается с вопроса к классу: «На доске записана тема нашего урока. На какие вопросы вы хотели бы получить сегодня ответы?»

В ходе обсуждения на доске появляется схема (кластер):

cos х = а.





название

уравнения

способы

решения

применения



общая

формула



частные

случаи



П. Работа с таблицей «Верите ли Вы, что...?», («Верно ли, что …?»):

1). Уравнение cos х = а имеет бесконечно много корней;

2). cos х – абсцисса точки единичной окружности;

3). На отрезке [о;π] уравнение cos х = ½ имеет 1 корень;

4). arccos a - угол из промежутка [-π /2; π/2], косинус которого равен а(|а|≤1);

5). arccos (-а) = π - arccos а;

6). Уравнения cos х = 1; cos х = -1; cos х = 0 имеет одну серию корней?

В вопросы специально включены неверные формулировки.

1

2

3

4

5

6













Учащиеся работают в парах, заполняя графу (1) таблицы («+» - да; «‑» - нет). Затем без обсуждения на доске заполняется та же графа (1) таблицы «Верите ли Вы, что...?». Карточки с таблицей лежат на каждой парте.

Осмысление

III. «Продвинутая лекция».

Задание: учащиеся, сидящие на I варианте, следят за кластером (схемой), учащиеся, сидящие на II варианте, пишут краткий конспект лекции.

a) cos х - абсцисса точки единичной окружности, полученной поворотом точки Р0 (1;0) на угол х вокруг начала координат.

Т. е., при а меньшем, чем -1 и большем, чем 1, уравнение cos x = а не имеет корней. Решим уравнение cos х = 3/2. (Ответ: корней нет).

б). Решим уравнение cos x = 1/2.

π/3 + 2 πk, k є Z.

/3 + 2 πk, k є Z.

Ответ: ± π/3 + 2 πk, k є Z.

Уравнение cos х =1/2 имеет бесконечно много корней, но на отрезке [0;π] это уравнение имеет 1 корень π /3, который называют arccos 1/2.

Записывают: arccos 1/2 = π /3.

в) аналогично решим уравнения:

cos x = a, где |а|≤1:



arccos a

- arccos a



Ответ: x = ± arccos a + 2πk, k є Z.





Напомним, что arccos (-a) = π - arccos a.



arccos (-а) arccos (-а)

г). частные случаи:



1). cos x = 1

Ответ:

x = 2πk, k є Z.


2). cos x = -1

Ответ:

x = π + 2πk, k є Z.


3). cos x = 0

Ответ:

x = π/2 + πk, k є Z.





IV. Работа в парах с кластером и таблицей «Верно ли, что ...?». Четыре пары работают с кластером, остальные с таблицей (заполняется графа 2).

На работу дается 2 минуты, еще 5 минут ‑ на проверку, обсуждение и оформление на доске. При проверке таблицы (она вычерчена на доске) сопоставляются полученные знания с исходными и выделяются ярким цветом правильные ответы.

Рефлексия

V. Теперь, когда получены формулы корней тригонометрического уравнения cos х = а, учащиеся комментируют и решают на доске уравнения:

1). сos 5x = 1

2). 3cos х/3 = 2

3). cos 7x = 5

Самостоятельная работа учащихся:

1). 2cos 3x = -1,

2). 2cos (x + π/3) = -1,

3). (2cos x + 1) (cos 3x -3 ) = 0,

4). сos 2x(2cos x + 2) = 0.

Результат выполнения самостоятельной работы проверяется.

Вопросы:

-что я узнал нового;

-как изменились мои знания;

-что я буду с этим делать?

VI. Контрольный срез урока.

I в.: cos 2x=√2/2 II в.: cos (x/2)= √3/2.

VII. Домашнее задание
§ 33,
№№ 571-573.

ЛИТЕРАТУРА

1). Алгебра и начала анализа 10 - 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин. – М.: Просвещение, 2013.

 2). Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса. М.И.Шабунин, М.В. Ткачёва, 2012.

3). Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10 класса. А.П. Ершова, В.В. Голобородько – М.:ИЛЕКСА, 2011.

4). Задачи по алгебре и началам анализа для 10-11 классов. С.М.Саакян, А.М.Гольдман, Д.В. Денисов.– М.: Просвещение, 2011.

Интернет – ресурсоы:

  1. Министерство образования РФ: http://www.ed.gov.ru/ ; http://www.edu.ru

  2. Тестирование online: 5 - 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo

  3. Сеть творческих учителей: http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com ,

  4. Сайт Александра Ларина (подготовка к ЕГЭ): http://alexlarin.narod.ru/ege.html

  5. Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main

  6. Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru

  7. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru

  8. сайты «Энциклопедий»: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru

  9. сайт для самообразования и он-лайн тестирования: http://uztest.ru/

  10. Сайт http://festival.1 september.ru

  11. Википедия.




6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока "Уравнение cosx=a"

Автор: Путрова Марина Николаевна

Дата: 10.09.2014

Номер свидетельства: 113497


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1490 руб.
2130 руб.
1860 руб.
2660 руб.
1750 руб.
2500 руб.
1360 руб.
1940 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства