Что вы видите? (Произведение двух чисел заменили квадратом этого числа, произведение трех чисел – кубом числа.)
– Как бы вы записали по аналогии следующие произведения? – Кто запишет на доске? – Итак, все эти произведения можно заменить более короткой записью. А если появились новые записи, значит появляется необходимость новых терминов. Введем новый термин “Степень с натуральным показателем”. – Запишем тему урока: “Степень с натуральным показателем”
– Читается а в n-ой степени или n-ая степень числа а. – Прочитайте следующие степени, назовите основание и показатель степени.
Делаются записи надоске. – Скажите, а сколько может быть множителей в произведении? А наименьшее количество? (2) Получается, что “Степенью числа а с натуральным показателем n называется произведение n множителей, каждый из которых равен а, причем n 2)
А операцию отыскания степени называют возведением в степень.
– Выполним несколько упражнений . Решения запишите в тетрадях.
№1. Представьте в виде произведения третью степень числа 4 и найдите ее числовое значение. (43 = 4*4*4 = 64)
№ 2. Чему равна сумма кубов чисел 2 и 3? (23 + 33 = 8 + 9= 17)
№ 3. Вычислите: Запись на доске
1) 53 2) 24 – б2 3) (-4)2 + 25 4) 17 – 92+102
(125) (-20) (48) (20)
№ 4. Представьте данное число в виде степени какого – либо числа с показателем, отличным от 1.
1)64
(43 или 26)
2)36
(б2)
3) 121
(112)
4) 27
(З3)
№ 5. (слайд 10). Найдите х, если
1)2x = 32
(х = 5)
2) х3 = 125
(х= 5)
№ 6. Вычислите квадрат куба числа
1) 2
((23)2 = 64)
2) 4
((43)2 = 4096 )
Вычислим
(-2)1 =(– 2) =-2 (-2)2 =(– 2)( – 2) = 4 (-2)3 = (– 2) (– 2) (– 2) = -8 (-2)4 = (– 2) (– 2) (– 2)(– 2) = 16 (-2)5 = (– 2) (– 2) (– 2) (– 2) (– 2) = -32– В ходе выполнения всех этих упражнений мы увидели, что при возведении чисел в степень получаются разные ответы: и положительные, и отрицательные, и 0. Какую закономерность можно заметить в результате возведения отрицательного числа (-2) в степень? (Если показатель – четное число, то при возведении в степень отрицательного числа получается положительное число. Если показатель – нечетное число, то при возведении в степень отрицательного числа получается отрицательное число.)
– Составим схему для знака nстепени числа а.
– Усно возведите в степень следующие числа: (-2)3,(-5)2, (-1/2)4, (-1/2)3, (-1)3, (-1)2
3. Закрепление Математический диктант.
– Выполняем задания самостоятельно, потом проверите друг у друга правильность, поменявшись тетрадями.
№ 1. Запишите в виде произведения 4-ую степень числа а и найдите его значение при а = 3.
(а4 = 34 = 81)
№ 2. Чему равна первая степень числа 0,25? (0,25)
№ 3. Чему равна 100-я степень числа 0? (0)
№ 4. Запишите число 125 в виде степени с основанием 5. (53)
№ 5. Сравните -24 и (-2)4.
– Проверьте работы друг у друга,
–У кого все правильно? 1–2 ошибки?
4. Самостоятельная работа.
№ 122,134, 135, 151 (1-й вариант – а, 2-й вариант – б.)
Дополнительное задание (Слайд 28): Найдите значение выражения: n2 +k2, если 2n= 32 и 3к = 9