В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Сущность метода проектов заключается в стимулировании интереса участников (учащихся, педагогов) к их самостоятельной деятельности, постановке перед ними целей и проблем, решение которых ведёт к появлению новых знаний и умений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МЕТОД ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ. »
МЕТОД ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Сущность метода проектов заключается в стимулировании интереса участников (учащихся, педагогов) к их самостоятельной деятельности, постановке перед ними целей и проблем, решение которых ведёт к появлению новых знаний и умений.
Использование метода проектов в школьной практике имеет своей задачей:
· активизацию познавательной деятельности учащихся;
· формирование у учащихся учебной компетенции, соответствующей основным принципам концепции непрерывного самообразования;
· формирование у учащихся специфических умений и навыков общеучебного и коммуникативного характера.
Основные требования к проекту:
* необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы);
*выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности с определения вида продукта и формы презентации;
* каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;
* результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы;
* подготовленный продукт должен быть убедительно представлен заказчику как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей:
· индивидуальные, групповые, коллективные;
· монопредметные (по одному предмету), межпредметные;
· краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
· информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные, ролевые. (Речь идет не о единственной направленности проекта, а о доминирующей направленности деятельности участников. В реальной же практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов).
Виды проектов.
Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.
Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей деятельности учащихся:
1) практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций).
2) исследовательский проект – исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования.
3) информационный проект – сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет).
4) творческий проект - максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт - альманахи, видеофильмы, театрализации и т.д.
5) ролевой проект – литературные, исторические и т.п. ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.
Методика осуществления учебного проекта.
Начиная работу над проектом важно определить этапы разработки проекта. Обязательное требование – каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.
№
Этапы работы
Содержание
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
1
Введение в проект
1.Определение темы и целей проекта.
2. Оценка интеллектуальных и материальных
Возможностей
Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости информацию, устанавливают цели.
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует в постановке целей.
2
Организация деятельности
1. Определение источников информации.
2. Определение способов сбора и анализа информации.
3. Определение способа представления результатов.
4.Разделение обязанностей между членами
команды.
Выбирают план действий, формируют задачи.
Предлагает идеи, высказывает предположения.
3
Работа над проектом
1. Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.
Оценивает усилия учащихся, качество исполнения и использования источников, качество отчета.
Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
Виды презентации проектов: деловая игра, демонстрация видеофильма, презентация, учебно-исследовательская конференция, устная защита перед классом, составление сборника заданий, издание брошюры, выпуск газеты, пресс-конференция и т.д. Возможно широкое обсуждение в учебной группе, где назначаются рецензенты и оппоненты, организуется знакомство класса с текстом.
До защиты проекта учащимся должны быть известны требования, которые будут учитываться при защите. Например: 1. важность темы проекта;
2. глубина исследовательской проблемы;
3. оригинальность предложенных решений;
4. качество выполнения продукта;
5. убедительность презентации
После представления проекта подводятся итоги работы учеников, дается качественная оценка проделанной работы по осуществлению проекта. Она, безусловно, положительная, даже если что-то не получилось. Подводятся итоги воспитательного характера. Групповая работа, совместное взаимодействие, творчество учеников, самостоятельность: проявленная, приобретенная, закрепленная - все это, несомненно положительные результаты, требующие обобщения и оглашения.
. Таким образом, метод проектов играет важную роль в процессе изучения математики, т.к. способствует активизации познавательной деятельности, позволяет развивать самостоятельность обучающихся .
Но нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”.