kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Многогранники вокруг нас"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок геометрии «Многогранники вокруг нас» для учащихся 9 класса.

Автор: Балясникова Елена Александровна, учитель математики Самарской СОШ, Карагандинской области, Абайского района, села Самарка.

Описание работы: Предлагаю конспект урока для 9 классов всё про многогранники. При подборке материала учитывала возрастные особенности учащихся.  Урок познавательного характера, направлен на воспитание сплочённости коллектива и развитие интереса к предмету; с использованием новых технологий, а также прослеживается межпредметная связь. Использованный материал направлен на самостоятельную работу, гибкость мышления, практическую направленность. Данный материал будет полезен для учителей математики работающих в старшем звене общеобразовательных школ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Многогранники вокруг нас" »

Дата: __________________


"Многогранники вокруг нас"

Цели урока:

  • показать учащимся “мир в целом”, преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам;

  • способствовать систематизации знаний об основных видах многогранников, показать их применение в других видах деятельности;

  • способствовать формированию и развитию эвристического мышления;

  • способствовать развитию самостоятельности и творчества, расширению кругозора, проявлению личностных качеств и способностей, обогащению межличностных отношений.

Методы обучения: словесный, наглядный, деятельностный

Средства обучения: Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Для каждого ученика существенное значение имеют такие личностные качества и способности, как самостоятельность, практическая направленность и гибкость мышления, творческое решение практических задач, способность оперативно находить, подбирать и целенаправленно использовать необходимую информацию в практической работе.

Содержание урока:

I. Вступительное слово учителя.

Ни одни геометрические тела не обладают таким совершенством и красотой, как правильные многогранники. “Правильных многогранников так мало, - написал когда-то Л. Кэрролл, - но это весьма скромный по численности отряд сумел пробраться в самые глубины различных наук”.

Сегодня на уроке мы поговорим о многогранниках, а точнее о том какие многогранники называются правильными, где встречаются многогранники в природе.

Мы уже знаем 5 примеров правильных многогранников:

  1. правильный тетраэдр;

  2. куб или правильный гексаэдр;

  3. правильный октаэдр;

  4. правильный додекаэдр;

  5. правильный икосаэдр

Каково же это вызывающе малое количество и почему их именно столько. А сколько? Оказывается, ровно пять - ни больше, ни меньше.

Заполняют таблицу свойств правильных многогранников.

Тела

Форма грани

Грани

Вершины

Ребра

тетраэдр

Правильный треугольник

4

4

6

куб

Квадрат

6

8

12

октаэдр

Правильный треугольник

8

6

12

икосаэдр

Правильный пятиугольник

20

12

30

додекаэдр

Правильный треугольник

12

20

30

III. Выступление группы «Историки»

Названия правильных многогранников пришли из Греции. В дословном переводе с греческого "тетраэдр", "октаэдр", "гексаэдр", "додекаэдр", "икосаэдр" означают: "четырехгранник", "восьмигранник", "шестигранник". "двенадцатигранник", "двадцатигранник". Этим красивым телам посвящена 13-я книга "Начал" Евклида. Их еще называют телами Платона, т.к. они занимали важное место в философской концепции Платона об устройстве мироздания. Четыре многогранника олицетворяли в ней четыре сущности или "стихии". Тетраэдр символизировал огонь, т.к. его вершина устремлена вверх. Икосаэдр - воду, т.к. он самый "обтекаемый. Куб -
землю, как самый "устойчивый. Октаэдр - воздух, как самый "воздушный". Пятый многогранник, додекаэдр, воплощал в себе "все сущее", символизировал все мироздание, считался главным. Гармоничные отношения древние греки считали основой мироздания, поэтому четыре стихии у них были связаны такой пропорцией: земля/вода = воздух/огонь. Атомы "стихий" настраивались Платоном в совершенных консонансах, как четыре струны лиры. Консонансом называется приятное созвучие. Надо сказать, что своеобразные музыкальные отношения в Платоновых телах являются чисто умозрительными и не имеют под собой никакой геометрической основы. Этими отношениями не связаны ни число вершин Платоновых тел, ни объемы правильных многогранников, ни число ребер или граней. В связи с этими телами уместно будет сказать, что первая система элементов, включавшая четыре элемента - землю, воду, воздух и огонь, - была канонизирована Аристотелем. Эти элементы оставались четырьмя краеугольными камнями мироздания в течение многих веков. Вполне возможно отождествить их, с известными нам, четырьмя состояниями вещества - твердым, жидким, газообразным и плазменным.

Важное место занимали правильные многогранники в системе гармоничного устройства мира И. Кеплера. Все та же вера в гармонию, красоту и математически закономерное устройство мироздания привела И. Кеплера к мысли о том, что поскольку существует пять правильных многогранников, то им соответствуют только шесть планет. По его мнению, сферы планет связаны между собой вписанными в них Платоновыми телами. Поскольку для каждого правильного многогранника центры вписанной и описанной сфер совпадают, то вся модель будет иметь единый центр, в котором будет находиться Солнце. Проделав огромную вычислительную работу, в 1596 г. И. Кеплер в книге "Тайна мироздания" опубликовал результаты своего открытия. В сферу орбиты Сатурна он вписывает куб, в куб - сферу Юпитера, в сферу Юпитера - тетраэдр, и так далее последовательно вписываются друг в друга сфера Марса - додекаэдр, сфера Земли - икосаэдр, сфера Венеры - октаэдр, сфера Меркурия. Тайна мироздания кажется открытой. Сегодня можно с уверенностью сказать, что расстояния между планетами не связаны ни с какими многогранниками. Впрочем, возможно, что без "Тайны мироздания", "Гармонии мира" И. Кеплера, правильных многогранников не было бы трех знаменитых законов И. Кеплера, которые играют важную роль в описании движения планет.

IV. Выступление группы “Биологи” 

Где еще можно увидеть эти удивительные тела? В очень красивой книге немецкого биолога начала нашего века Э. Геккеля "Красота форм в природе" можно прочитать такие строки: "Природа вскармливает на своем лоне неисчерпаемое количество удивительных созданий, которые по красоте и разнообразию далеко превосходят все созданные искусством человека формы".

В молекуле метана, который удается очень точно измерить в эксперименте, а поскольку ни один атом водорода в молекуле СН4, очевидно, ничем не выделен, то разумно предположить, что эта молекула имеет форму правильного тетраэдра. Этот факт подтверждается фотографиями молекулы метана, полученными при помощи электронного микроскопа.

Создания природы, приведенные в этой книге, красивы и симметричны. Это неотделимое свойство природной гармонии. Но здесь видно и одноклеточные организмы - феодарии, форма которых точно передает икосаэдр. Чем же вызвана такая природная геометризация? Может быть, тем, что из всех многогранников с таким же количеством граней именно икосаэдр имеет наибольший обьем и наименьшую площадь поверхности. Это геометрическое свойство помогает морскому микроорганизму преодолевать давление водной толщи.

Интересно и то, что именно икосаэдр оказался в центре внимания биологов в их спорах относительно формы вирусов. Вирус не может быть совершенно круглым, как считалось ранее. Чтобы установить его форму, брали различные многогранники, направляли на них свет под теми же углами, что и поток атомов на вирус.

Оказалось, что только один многогранник дает точно такую же тень - икосаэдр. Его геометрические свойства, о которых говорилось выше, позволяют экономить генетическую информацию.

В трехмерном пространстве деления сферы ведут к созданию пяти правильных многогранников, так называемых пяти тел Платона. Формы Платона связаны с человеческим телом и природой сознания, раскрытие которой ведет не только к понимание интеллекта Вселенной, но и к эмпирическому восприятию Бога, даруя ощущение глубокой всеобщей взаимосвязи элементов бытия. Здесь особую роль играет число 5. Оно связано с зарождением жизни на земле и в то же время с бессмертием.

Первичные многоугольники и многогранники — фундаментальные образцы творения, представляющие творческие силы самоорганизации, которые формируют и определяют мир. Все в природе может быть описано в терминологии математических принципов, которые свойственны этим формам.

Какую форму могло бы иметь первое творение? Каковы изначально сотворенные объемные формы? Существует пять таких творений, которые являются наиболее существенными, потому что они — единственные тела, у которых все грани и все внутренние углы равны. Это тетраэдр, октаэдр, куб, додекаэдр и икосаэдр; производные от треугольника, квадрата и пятиугольника; воплощение чисел 3, 4 и 5. Все другие тела представляют собой только модификации эти пяти.

V. Выступление группы “Архитекторы”

Цели исследования

  • Познакомиться с яркими примерами применения многогранников в архитектуре города Хабаровска

Гипотеза исследования

  • Какую роль могут играть многогранники при проектировании и построении таких архитектурных сооружений как церкви и небоскребы?

Проблемные вопросы

  • Каким образом форма многогранника нашла приложение в архитектуре?

  • Многогранники вокруг нас или мы внутри многогранника?

Итог урока

Мы с вами рассмотрели: что называют правильными многогранниками и сколько их существует; где встречаются многогранники, для чего мы их изучаем. А также узнали исторические предположения о применении правильных многогранниках. Я думаю, каждый из вас для себя сделает выводы в области математики, насколько она близка с нами, как важно ее изучать.

Применение многогранников. А теперь подведем некоторый итог. Неужели столь необычные и удивительные формы есть объект изучения только такой науки как геометрия?.. На экране (доске, плакате) схема:

ФИЗИКА – смотри Справочник “Кристаллические и аморфные тела”

ХИМИЯ – кристаллические решетки таких веществ, как метан, поваренная соль, алмаз имеют форму правильных тетраэдра, гексаэдра (куба), октаэдра.

ГЕОГРАФИЯ. ГЕОЛОГИЯ – смотри книгу “Минералы Кольского полуострова”7.

Итог подведет презентация “Кристаллы – природные многогранники”

СПОРТ – футбольный мяч имеет форму полуправильного многогранника (модель мяча).

ИГРЫ И ИГРУШКИ – знаменитая на весь мир игрушка кубик Рубика (смотри Энциклопедический словарь юного математика1, с. 142); похожая на кубик Рубика игрушка “Тетраэдр”; головоломка “Звездочка”.

  1. Домашнее задание:

  1. п. 31, 32, 33.

  2. Выполнить модели правильных многогранников (материал любой: бумага, картон, проволока, дерево)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
"Многогранники вокруг нас"

Автор: Балясникова Елена Александровна

Дата: 19.03.2015

Номер свидетельства: 188752

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Проект по теме "Многогранники вокруг нас" ( презентация, Геометрия 10-11 классы) "
    ["seo_title"] => string(87) "proiekt-po-tiemie-mnoghoghranniki-vokrugh-nas-priezientatsiia-gieomietriia-10-11-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "139851"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417802480"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Урок геометрии "Многогранники вокруг нас""
    ["seo_title"] => string(45) "urok-ghieomietrii-mnoghoghranniki-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "202791"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429333301"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Программа факультативного курса «Геометрия вокруг нас». Внеурочная деятельность. "
    ["seo_title"] => string(87) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-gieomietriia-vokrugh-nas-vnieurochnaia-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "225965"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439993454"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Исследовательская работа  "Кристаллы вокруг нас" "
    ["seo_title"] => string(49) "issliedovatiel-skaia-rabota-kristally-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "152666"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420892626"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Презентация по геометрии в 11 классе: "Многогранники вокруг нас" "
    ["seo_title"] => string(72) "priezientatsiia-po-ghieomietrii-v-11-klassie-mnoghoghranniki-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "139730"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417786341"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1280 руб.
2130 руб.
1250 руб.
2090 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1360 руб.
2260 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства