Организация самообучения учеников с учетом индивидуальных интересов и потребностей.
Организация самообучения учеников с учетом индивидуальных интересов и потребностей.
Интерес к математике формируется с помощью не только математических игр и занимательных задач, рассмотрения софизмов, разгадывания кроссвордов, головоломок, хотя они необходимы, но и логической занимательностью самого математического материала: проблемным изложением, постановкой гипотез, рассмотрением различных путей решения проблемной ситуации, решением задач или доказательством теорем различными методами другими разработанными в методике математики приемами формирования познавательного интереса к математике.
Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Важно учить школьников самостоятельно строить и их отрицания, показывать,что в математике почти ничего не нужно зазубривать - следует понять и научиться применять, и тогда все запомнится само собой.
Для того, чтобы выявить причины, которыми определяется отношение школьников к учебному предмету математике можно провести анкетирование.
Анкета 1. Почему ты не любишь уроки математики?
1. На уроках математики скучно, неинтересно.
2. Не люблю сам предмет, так как увлекаюсь другим предметом.
3. Не люблю решать задачи.
4. Не умею самостоятельно решать.
5. Не понимаю материал учебника, не могу в нем самостоятельно разобраться.
6. Имею серьезные проблемы в знаниях по предмету за предыдущие года, что мешает усвоить новый материал.
7.Мало времени дается на изучение материала.
Анкета№2. Почему ты любишь уроки математики?
1. Мне легко дается математика.
2.Математика нужна при решении практических задач.
3. Математика- интересный увлекательный предмет.
4. При изучении математики повышается точность рассуждений, представляется возможность - научиться строго, доказывать.
5. Учитель математики хорошо объясняет материал, помогает его понять.
6. Мне нравится решать трудные задачи, это как игра.
7. Материал учебника изложен доступно, есть возможность самостоятельно в нем разобраться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация самообучения учеников с учетом индивидуальных интересов и потребностей. »
Организация самообучения учеников с учетом индивидуальных
интересов и потребностей.
Макитова Мара Жумабековна
начальник отдела методического
обеспечения инновационного развития
филиала АО НЦПК «Өрлеу»
«ИПК ПР по Акмолинской области»
Интерес к математике формируется с помощью не только математических игр и занимательных задач, рассмотрения софизмов, разгадывания кроссвордов, головоломок, хотя они необходимы, но и логической занимательностью самого математического материала: проблемным изложением , постановкой гипотез, рассмотрением различных путей решения проблемной ситуации, решением задач или доказательством теорем различными методами другими разработанными в методике математики приемами формирования познавательного интереса к математике.
Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Важно учить школьников самостоятельно строить и их отрицания , показывать ,что в математике почти ничего не нужно зазубривать - следует понять и научиться применять, и тогда все запомнится само собой.
Для того, чтобы выявить причины, которыми определяется отношение школьников к учебному предмету математике можно провести анкетирование.
Анкета 1. Почему ты не любишь уроки математики?
1. На уроках математики скучно, неинтересно.
2. Не люблю сам предмет, так как увлекаюсь другим предметом.
3. Не люблю решать задачи.
4. Не умею самостоятельно решать.
5. Не понимаю материал учебника, не могу в нем самостоятельно разобраться.
6. Имею серьезные проблемы в знаниях по предмету за предыдущие года, что мешает усвоить новый материал.
7.Мало времени дается на изучение материала.
Анкета№2. Почему ты любишь уроки математики?
1. Мне легко дается математика.
2 .Математика нужна при решении практических задач.
3. Математика- интересный увлекательный предмет.
4. При изучении математики повышается точность рассуждений, представляется возможность - научиться строго, доказывать.
5. Учитель математики хорошо объясняет материал, помогает его понять.
6. Мне нравится решать трудные задачи, это как игра.
7. Материал учебника изложен доступно, есть возможность самостоятельно в нем разобраться.
Результаты проведенного учителем анкетирования позволяет ему определить у учащихся эффективные пути формирования познавательного интереса к математике. Такой подход к определению эффективной методики организации учебного процесса отвечает идеям гуманизации и гуманитаризации образования. Гуманизацию обучения математике определяют как направленность всего учебно-воспитательного процесса на личность учащегося, то есть максимальный учет интересов, склонностей, способностей и возможностей ребенка. Гуманитаризацию математического образования истолковывают как усиление в обучении математике акцента на общее развитие логического мышления, математической речи, пространственного воображения, интуиции и т. п., а также усиление взаимосвязи естественно-математического образования с гуманитарным.
Развитие самообучения учеников обеспечивается не только содержанием математического образования. Важное значение имеет и то, насколько среда создаваемая учителем на уроке и вне его, благоприятна для развития способностей ребенка, как она обеспечивает самореализацию его личностного потенциала и побуждает к поиску собственных результатов в обучении.
Таким образом, содержание обучения математике включает не только математические знания, способы деятельности, методы познания, но и процесс взаимодействия учителя и ученика по усвоению содержания математического образования. Здесь возникает еще одна проблема, проблема понимания, которая не ограничивается рамками предмета, а выходит в плоскость отношений между учителем, учеником и коллективом учеников.
Все это говорит о важности и многозначности проблемы формирования личности в современной парадигме образования. Правильная постановка учебного процесса позволяет проиллюстрировать цели и концепции учебного предмета, способность активного участия учащихся в процессе обучения, обеспечить личный рост каждого ученика, усилить восприятие, повысить мотивацию, научиться исследовать действительность, активно взаимодействовать друг с другом.
В книге «Методика работы над формулировкой, доказательством и закреплением теоремы» (автор В.А. Дарингер) рассматривается конкретная технология обучения учащихся умению работать с формулировкой теоремы, умению воспроизводить готовое и находить собственное доказательство теоремы. Также в этой книге профессор Дарингер В.А. рассмотрел вопрос об обеспечении усвоения учащимися доказательства теоремы, в связи с чем раскрываются особенности использования частично-поискового, объяснительно-иллюстративного методов, метода самостоятельной работы.
Строить методику обучения учащихся доказательству теорем следует с учетом их склонностей и способностей. Для правильной организации работы по формированию у школьников умения доказывать теоремы следует с помощью прогностических методов выявить «за» и «против», которые влияют на этот процесс. Учитель, располагающий подобным материалом, имеет возможность строить свою работу так, чтобы, снимая отрицательные факторы, целенаправленно формировать у школьников познавательный интерес к изучению доказательств теорем.
Освещая новый вопрос, учитель должен сначала убедиться в прочности и ясности всех понятий, являющихся элементами нового, тогда отпадает необходимость в изложении учителем вывода или доказательства нового положения. Его задачей будет постановка вопроса, формулировка цели, а весь процесс вывода или доказательства предоставляется самим учащимся. Учитель только направляет работу класса. Для этого учитель, направив деятельность учеников на усвоение условий и заключений теоремы и повторив все необходимые для доказательства теоремы понятия на доске или на компьютере, предлагает заранее заготовленное доказательство теоремы в виде одних лишь выводов, без соответствующей аргументации каждого из них. Можно наоборот, предложить учащимся закончить доказательство, записав все необходимые выводы.
Большие возможности для развития самообучения учащихся представляют практические работы. В процессе их выполнения учащиеся совершенствуют свои знания, вырабатывают умения пользоваться ими, обнаруживают связь математики с жизнью.
Примеры практических работ:
1) вывод формулы длины окружности;
2) задания по вычислению площади и объема;
3) вычерчивание диаграмм;
4) измерительные работы на местности;
5) моделирование.
Для самостоятельного обучения очень важно воспитать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний и их приложении. Поэтому одной из задач является приобщение учеников к решению задач по своей инициативе, сверх школьной программы. Одним из средств является математическая олимпиада. Школьники убеждаются на собственном опыте, что чем больше разнообразных задач они самостоятельно решают, тем значительнее их успехи не только в школьной, но и в городской олимпиаде.
Это служит дополнительным стимулом к самообучению.
Умение ученика планировать свою самостоятельную внеурочную познавательную деятельность по приобретению знаний – одно из условий самообучения. Учитель помогает ему в составлении индивидуальных планов самообучения и их реализации. В 5-6 классах самообучение школьников проводится по плану, подсказанному учителем. В 7-9классах уже при совместном обсуждении в индивидуальных или групповых беседах и консультациях, то в 10-11-х классах эти планы составляются самим учеником. Лишь в некоторых случаях он прибегает к совету учителя или руководствуется его рекомендациями. Большое значение в планах отводится самостоятельной подготовке к ЕНТ: изучение пособий по математике для поступающих в Вузы, решение тестовых заданий прошлых лет дают возможность учащимся за короткий срок ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях по математике из курса школьной программы
Самообучение школьника невозможно без его умения и желания работать с математической книгой. Подбору математической литературы для самообучения учителю приходится уделять большое внимание. Установлено, что учащиеся по- разному работают над книгой : одни стараются побыстрее пройти теоретический материал и приступить к решению задач, другие больше внимания уделяют, наоборот, теоретическим вопросам. Первым не нравятся многословные учебники и пособия, они предпочитают краткие дедуктивные доказательства, вторые предпочитают книги с подробными вкладками, пояснениями, индуктивными выводами, примерами и т.п.
С учетом избирательного отношения учеников к математическим книгам можно рекомендовать для самообучения не одно учебное пособие, а несколько, чтобы ученики сами выбирали то, которое им больше подходит по индивидуальным склонностям и способностям. Хотя учителю в этом случае труднее контролировать их самостоятельную работу над книгой и проводить консультации, зато самообучение школьников будет более эффективнее.
Таким образом, самообучение отражает потребности и тенденции в современной практике, позволяет утверждать, что это новый тип организации образовательного процесса, отвечающий духу демократической и гуманистической школы, объединяющий все составные части педагогического процесса, которые позитивно влияют на повышение его качества.