Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Структура текстовой задачи. Методы и способы решения текстовых задач"»
Тема: «Структура текстовой задачи. Методы и способы решения текстовых задач»
Цель: создание условий для усвоения студентами представлений о структуре текстовой задачи, методах ее решения.
Задачи:
Образовательные:
Научить разбираться в понятии текстовой задачи и процесса ее решения, используя базовые знания, восполнить пробелы и совершенствовать общеучебные умения.
Развивающие:
Способствовать развитию познавательных интересов, логического мышления, применение на практике полученных знаний.
Воспитательные:
Стремление к совершенствованию, адаптация к окружающей среде и желание подготовиться к будущей профессиональной.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: рабочий лист по теме «Структура текстовой задачи. Методы и способы решения текстовых задач», карточки – задания для проведения математической игры.
План урока
Приветствие. Проверка отсутствующих
Определение темы урока. Мотивация учебной деятельности
Определение темы урока. Мотивация учебной деятельности
Тема нашего урока «Структура текстовой задачи. Методы и способы решения текстовых задач».
С явлением «задача» люди сталкиваются в повседневной жизни постоянно. Это могут быть общегосударственные задачи (освоение космоса, воспитание подрастающего поколения и т.д.), задачи, стоящие перед целыми коллективами (строительство зданий, издание литературы и т.д.) и отдельными личностями (выбор профессии, разработка интерьера дома и т.д.).
Отдельно стоят математические задачи, решение которых достигается специальными математическими средствами и методами.
Решение текстовых задач при начальном обучении математике является средством формирования многих математических понятий, умений строить математические модели реальных явлений, а также средством развития мышления детей.
Задачи способствуют развитию логического мышления. Большое значение имеет решение задач и в воспитании личности учащегося. Поэтому важно, чтобы учитель имел глубокие представления о текстовой задаче, о её структуре, умел решать такие задачи различными способами, а также учителю надо знать не только различные методические подходы к обучению детей решению текстовых задач, но и как устроены такие задачи и уметь решать их различными методами и способами.
Изучение нового материала
У вас на столах лежат рабочие листы, которыми мы будем пользоваться во время урока.
Текстовая задача – это описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого – либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между компонентами или определить вид этого отношения.
Любая текстовая задача состоит из двух частей: условия (утверждения) и требования.
В условии сообщаются сведения об объектах и их величинах, об отношении между ними, задаются количественные характеристики величин (их численное значение).
Требование – это указание, что нужно найти. Оно может быть выражено предложением в повелительной или вопросительной форме.
Пример:
Свитер, шапку и шарф связали из 1 кг 200 г шерсти. На шарф потребовалось на 100г шерсти больше, чем на шапку, и на 400 г меньше, чем на свитер. Сколько шерсти израсходовали на каждую вещь?
Утверждения:
Свитер, шапка и шарф связаны из 1200 г шерсти
На шарф израсходовали на 100 г больше, чем на шапку
На шапку израсходовали на 400 г меньше, сем на свитер
Требования:
Сколько шерсти израсходовали на свитер?
Сколько шерсти израсходовали на шапку?
Сколько шерсти израсходовали на шарф?
Как мы видим из примера, в задаче может быть сразу несколько условий и требований. Условия представляют собой количественные или качественные характеристики объектов задачи и отношений между ними. Требования в задачи могут быть сформулированы ка в вопросительной так и в утвердительной форме.
Условие и требование в задаче взаимосвязаны. И в зависимости от отношений между ними различают:
- определенные задачи – в них заданных условий столько, сколько необходимо и достаточно для выполнения требований.
- недоопределенные задачи – в них условий недостаточно для получения ответа
Пример: Из зала вынесли сначала 12 стульев, потом еще 5. Сколько стульев осталось в зале?
- переопределенные задачи – в них имеются лишние условия
Пример: Возле дома росло 5 яблонь, 2 груши и 3 березы. Сколько фруктовых деревьев росло возле дома?
Методы решения задач
Решить задачу – это значит через логически верную последовательность действий и операций с объектами, числами, величинами, отношениями выполнить требование задачи (ответить на ее вопрос).
Выделяют следующие методы решения задач:
Практический – это метод, при котором ответ находится в процессе действий с предметами (например, путем пересчета).
Арифметический – метод, при котором ответ находится в результате выполнения арифметический действий над числами.
Алгебраический – это метод, при котором ответ находится путем составления и решения уравнения
Геометрический - это метод, при котором ответ находится в результате геометрических построений (чертежей, графиков).
Логический – это метод, при котором ответ находится в результате логических рассуждений, вычисления, как правило, не используются.
Чтобы закрепить изученный материал мы проведем математическую игру. Для начала вам нужно разделиться на 4 команды (деление на команды в зависимости от количества присутствующих студентов).
Придумайте название своей команды и выберите капитана.
Отлично!
Теперь я расскажу Вам правила нашей игры.
В нашей игре 6 раундов, на каждом из них командам дается задание, команда первая выполнившая задание поднимает руку. Далее мы проверяем правильность выполнения задания.
Если задание выполнено верно, команда получает 1 балл.
Желаю всем удачи!
1 раунд. «Составь задачу»
Командам даются отдельные фрагменты предложений и слов, которые необходимо сложить в задачу. Выделить в ней условии и требование. Команда, первая справившаяся с заданием поднимает руку. Если задание выполнено верно - получает 1 балл, если нет право ответа переходит к команде, которая была второй и т.д.
Задача: Две девочки одновременно побежали навстречу друг другу по спортивной дорожке, длина которой 420 м. Когда они встретились, первая пробежала на 60 м больше, чем вторая. С какой скоростью бежала каждая девочка, если они встретились через 30 с?
2 раунд. «Установи соответствие»
Командам необходимо установить соответствие между задачей и ее видом. Команда, первая справившаяся с заданием поднимает руку. Если задание выполнено верно - получает 1 балл, если нет право ответа переходит к команде, которая была второй и т.д.
На горке катались 6 мальчиков, что на 2 человека больше, чем девочек. Сколько детей катались на горке?
В треугольник одна сторона имеет длину 10 см, а другая 8 см. Найти длину третьей стороны.
определенные задачи
Возле дома росло 5 яблонь, 2 вишни и 3 березы. Сколько фруктовых деревьев росло возле дома?
Из зала вынесли 12 стульев, а потом еще 5. Сколько стульев осталось в зале?
На столе лежали 5 простых карандашей и 7 цветных карандашей. Сколько карандашей всего лежало на столе?
недоопределенные задачи
В саду яблонь на 12 меньше, чем груш. Сколько груш растет в саду?
Карлсон съел на завтрак 5 булочек, 2 ананаса, 3 шоколадки и 4 груши. Сколько фруктов съел на завтрак Карлссон?
переопределенные задачи
Девочки прыгали со скакалкой. Таня прыгнула 6 раз, Оля на 3 раза больше. Пришел старший брат Вова. Он прыгнул столько же раз, сколько обе девочки вместе. Сколько раз прыгнул Вова?
Маша в корзине несла 2 пирожка с картошкой, 2 куста торта, 3 пирожка с мясом, 4 яблока. Сколько пирожков несла в корзине Маша?
3 раунд. «Филворд».
Командам необходимо найти все способы решения задач. Команда, первая справившаяся с заданием поднимает руку. Если задание выполнено верно - получает 1 балл, если нет право ответа переходит к команде, которая была второй и т.д.
4 раунд. Конкурс для капитанов «Шифр»
Следуя указанием капитану команды необходимо разгадать шифр. Для этого ему пригодятся знания направлений сторон света. Получает 1 балл та команда, чей капитан быстрее справится с заданием.
5 раунд. «Математический» кроссворд
Командам необходимо. Команда, первая справившаяся с заданием поднимает руку. Если задание выполнено верно - получает 1 балл, если нет право ответа переходит к команде, которая была второй и т.д.
2
6
1
4
1
4
0
1
0
8
0
0
3
5
2
4
0
4
7
4
0
Горизонтально
Вертикально
1. Аня купила проездной билет на месяц и сделала за месяц 41 поездку. Сколько рублей она сэкономила, если проездной билет стоит 580 рублей, а разовая поездка — 20 рублей? (240)
2. Таксист за месяц проехал 6000 км. Стоимость 1 литра бензина — 20 рублей. Средний расход бензина на 100 км составляет 9 литров. Сколько рублей потратил таксист на бензин за этот месяц? (10800)
6. В розницу один номер еженедельного журнала стоит 24 рубля, а полугодовая подписка на этот журнал стоит 460 рублей. За полгода выходит 25 номеров журнала. Сколько рублей можно сэкономить за полгода, если не покупать каждый номер журнала отдельно, а получать журнал по подписке? (140)
7. На бензоколонке один литр бензина стоит 32 руб. 60 коп. Водитель залил в бак 30 литров бензина и купил бутылку воды за 48 рублей. Сколько рублей сдачи он получит с 1500 рублей? (474)
9. Поступивший в продажу в апреле мобильный телефон стоил 2800 рублей. В мае он стал стоить 1820 рублей. На сколько процентов снизилась цена мобильного телефона в период с апреля по май? (35)
3. Летом килограмм клубники стоит 80 рублей. Мама купила 1 кг 200 г клубники. Сколько рублей сдачи она получит с 500 рублей? (404)
4. На счету Машиного мобильного телефона было 53 рубля, а после разговора с Леной осталось 8 рублей. Сколько минут длился разговор с Леной, если одна минута разговора стоит 2 рубля 50 копеек? (18)
5. На автозаправке клиент отдал кассиру 1000 рублей и залил в бак 28 литров бензина по цене 28 руб. 50 коп. за литр. Сколько рублей сдачи он должен получить у кассира? (202)
6. Стоимость полугодовой подписки на журнал составляет 450 рублей, а стоимость одного номера журнала — 24 рубля. За полгода Аня купила 25 номеров журнала. На сколько рублей меньше она бы потратила, если бы подписалась на журнал? (150)
8. Стоимость проездного билета на месяц составляет 650 рублей, а стоимость билета на одну поездку — 28 рублей. Аня купила проездной и сделала за месяц 45 поездок. На сколько рублей больше она бы потратила, если бы каждый раз покупала билет на одну поездку? (610)
Подведение итогов урока
Наша игра подошла к концу. Победила команда (название команды). Команда победителю сегодня за урок выставляются оценки «отлично».
Задавание на дом
Составить задачи, решаемые алгебраическим, арифметическим и геометрическим способами.
Рабочий лист по теме
«Структура текстовой задачи. Методы и способы решения текстовых задач»
Текстовая задача – это описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого – либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между компонентами или определить вид этого отношения.
Любая текстовая задача состоит из двух частей: условия (утверждения) и требования.
В условии сообщаются сведения об объектах и их величинах, об отношении между ними, задаются количественные характеристики величин (их численное значение).
Требование – это указание, что нужно найти. Оно может быть выражено предложением в повелительной или вопросительной форме.
Пример:
Свитер, шапку и шарф связали из 1 кг 200 г шерсти. На шарф потребовалось на 100г шерсти больше, чем на шапку, и на 400 г меньше, чем на свитер. Сколько шерсти израсходовали на каждую вещь?
Утверждения:
Свитер, шапка и шарф связаны из 1200 г шерсти
На шарф израсходовали на 100 г больше, чем на шапку
На шапку израсходовали на 400 г меньше, сем на свитер
Требования:
Сколько шерсти израсходовали на свитер?
Сколько шерсти израсходовали на шапку?
Сколько шерсти израсходовали на шарф?
Как мы видим из примера, в задаче может быть сразу несколько условий и требований. Условия представляют собой количественные или качественные характеристики объектов задачи и отношений между ними. Требования в задачи могут быть сформулированы ка в вопросительной так и в утвердительной форме.
Условие и требование в задаче взаимосвязаны. И в зависимости от отношений между ними различают:
- определенные задачи – в них заданных условий столько, сколько необходимо и достаточно для выполнения требований.
- недоопределенные задачи – в них условий недостаточно для получения ответа
Пример: Из зала вынесли сначала 12 стульев, потом еще 5. Сколько стульев осталось в зале?
- переопределенные задачи – в них имеются лишние условия
Пример: Возле дома росло 5 яблонь, 2 груши и 3 березы. Сколько фруктовых деревьев росло возле дома?
Методы решения задач
Решить задачу – это значит через логически верную последовательность действий и операций с объектами, числами, величинами, отношениями выполнить требование задачи (ответить на ее вопрос).
Выделяют следующие методы решения задач:
Практический – это метод, при котором ответ находится в процессе действий с предметами (например, путем пересчета).
Арифметический – метод, при котором ответ находится в результате выполнения арифметический действий над числами.
Алгебраический – это метод, при котором ответ находится путем составления и решения уравнения
Геометрический - это метод, при котором ответ находится в результате геометрических построений (чертежей, графиков).
Логический – это метод, при котором ответ находится в результате логических рассуждений, вычисления, как правило, не используются.
Две девочки одновременно побежали навстречу друг другу по спортивной дорожке, длина которой 420 м. Когда они встретились, первая пробежала на 60 м больше, чем вторая. С какой скоростью бежала каждая девочка, если они встретились через 30 с?
2 раунд. «Установи соответствие»
Установите соответствие, записав номер задачи под ее видом
1.На горке катались 6 мальчиков, что на 2 человека больше, чем девочек. Сколько детей катались на горке?
определенные задачи
________________
_______________
2.В треугольник одна сторона имеет длину 10 см, а другая 8 см. Найти длину третьей стороны.
3.Возле дома росло 5 яблонь, 2 вишни и 3 березы. Сколько фруктовых деревьев росло возле дома?
4.Из зала вынесли 12 стульев, а потом еще 5. Сколько стульев осталось в зале?
5.На столе лежали 5 простых карандашей и 7 цветных карандашей. Сколько карандашей всего лежало на столе?
недоопределенные задачи
______________________
_____________________
6.В саду яблонь на 12 меньше, чем груш. Сколько груш растет в саду?
7.Карлсон съел на завтрак 5 булочек, 2 ананаса, 3 шоколадки и 4 груши. Сколько фруктов съел на завтрак Карлссон?
переопределенные задачи
______________________
_______________________
8.Девочки прыгали со скакалкой. Таня прыгнула 6 раз, Оля на 3 раза больше. Пришел старший брат Вова. Он прыгнул столько же раз, сколько обе девочки вместе. Сколько раз прыгнул Вова?
9.Маша в корзине несла 2 пирожка с картошкой, 2 куста торта, 3 пирожка с мясом, 4 яблока. Сколько пирожков несла в корзине Маша?
Решите кроссворд, ответ запишите в соответствующую строку с номером вопроса (1 клеточка – 1 цифра).
Горизонтально
Вертикально
1. Аня купила проездной билет на месяц и сделала за месяц 41 поездку. Сколько рублей она сэкономила, если проездной билет стоит 580 рублей, а разовая поездка — 20 рублей?
2. Таксист за месяц проехал 6000 км. Стоимость 1 литра бензина — 20 рублей. Средний расход бензина на 100 км составляет 9 литров. Сколько рублей потратил таксист на бензин за этот месяц?
6. В розницу один номер еженедельного журнала стоит 24 рубля, а полугодовая подписка на этот журнал стоит 460 рублей. За полгода выходит 25 номеров журнала. Сколько рублей можно сэкономить за полгода, если не покупать каждый номер журнала отдельно, а получать журнал по подписке?
7. На бензоколонке один литр бензина стоит 32 руб. 60 коп. Водитель залил в бак 30 литров бензина и купил бутылку воды за 48 рублей. Сколько рублей сдачи он получит с 1500 рублей?
9. Поступивший в продажу в апреле мобильный телефон стоил 2800 рублей. В мае он стал стоить 1820 рублей. На сколько процентов снизилась цена мобильного телефона в период с апреля по май?
3. Летом килограмм клубники стоит 80 рублей. Мама купила 1 кг 200 г клубники. Сколько рублей сдачи она получит с 500 рублей?
4. На счету Машиного мобильного телефона было 53 рубля, а после разговора с Леной осталось 8 рублей. Сколько минут длился разговор с Леной, если одна минута разговора стоит 2 рубля 50 копеек?
5. На автозаправке клиент отдал кассиру 1000 рублей и залил в бак 28 литров бензина по цене 28 руб. 50 коп. за литр. Сколько рублей сдачи он должен получить у кассира?
6. Стоимость полугодовой подписки на журнал составляет 450 рублей, а стоимость одного номера журнала — 24 рубля. За полгода Аня купила 25 номеров журнала. На сколько рублей меньше она бы потратила, если бы подписалась на журнал?
8. Стоимость проездного билета на месяц составляет 650 рублей, а стоимость билета на одну поездку — 28 рублей. Аня купила проездной и сделала за месяц 45 поездок. На сколько рублей больше она бы потратила, если бы каждый раз покупала билет на одну поездку?
Ответы
1 раунд.
Задача: Две девочки одновременно побежали навстречу друг другу по спортивной дорожке, длина которой 420 м. Когда они встретились, первая пробежала на 60 м больше, чем вторая. С какой скоростью бежала каждая девочка, если они встретились через 30 с?
Условие: девочки одновременно побежали навстречу друг другу по спортивной дорожке, длина дорожки 420 м, первая пробежала на 60 м больше чем вторая, они встретились через 30 с.
Требование: найти с какой скоростью бежала каждая девочка
2 раунд
1.На горке катались 6 мальчиков, что на 2 человека больше, чем девочек. Сколько детей катались на горке?
определенные задачи
(1, 5, 8)
2.В треугольник одна сторона имеет длину 10 см, а другая 8 см. Найти длину третьей стороны.
3.Возле дома росло 5 яблонь, 2 вишни и 3 березы. Сколько фруктовых деревьев росло возле дома?
4.Из зала вынесли 12 стульев, а потом еще 5. Сколько стульев осталось в зале?
5.На столе лежали 5 простых карандашей и 7 цветных карандашей. Сколько карандашей всего лежало на столе?
недоопределенные задачи
(2, 4, 6)
6.В саду яблонь на 12 меньше, чем груш. Сколько груш растет в саду?
7.Карлсон съел на завтрак 5 булочек, 2 ананаса, 3 шоколадки и 4 груши. Сколько фруктов съел на завтрак Карлссон?
8.Девочки прыгали со скакалкой. Таня прыгнула 6 раз, Оля на 3 раза больше. Пришел старший брат Вова. Он прыгнул столько же раз, сколько обе девочки вместе. Сколько раз прыгнул Вова?
9.Маша в корзине несла 2 пирожка с картошкой, 2 куста торта, 3 пирожка с мясом, 4 яблока. Сколько пирожков несла в корзине Маша?
переопределенные задачи
(3, 7, 9)
3 раунд.
4 раунд.
ОТВЕТ: Текстовая задача
5 раунд.
2
6
1
4
1
4
0
1
0
8
0
0
3
5
2
4
0
4
7
4
0
Аня купила проездной билет на месяц и сделала за месяц 41 поездку. Сколько рублей она сэкономила, если проездной билет стоит 580 рублей, а разовая поездка — 20 рублей?
Ответ: 240.
Таксист за месяц проехал 6000 км. Стоимость 1 литра бензина — 20 рублей. Средний расход бензина на 100 км составляет 9 литров. Сколько рублей потратил таксист на бензин за этот месяц?
Ответ: 10 800.
Летом килограмм клубники стоит 80 рублей. Мама купила 1 кг 200 г клубники. Сколько рублей сдачи она получит с 500 рублей?
Ответ: 404.
На счету Машиного мобильного телефона было 53 рубля, а после разговора с Леной осталось 8 рублей. Сколько минут длился разговор с Леной, если одна минута разговора стоит 2 рубля 50 копеек?
Ответ: 18.
На автозаправке клиент отдал кассиру 1000 рублей и залил в бак 28 литров бензина по цене 28 руб. 50 коп. за литр. Сколько рублей сдачи он должен получить у кассира?
Ответ:202 рубля.
В розницу один номер еженедельного журнала стоит 24 рубля, а полугодовая подписка на этот журнал стоит 460 рублей. За полгода выходит 25 номеров журнала. Сколько рублей можно сэкономить за полгода, если не покупать каждый номер журнала отдельно, а получать журнал по подписке?
Ответ: 140 руб.
На бензоколонке один литр бензина стоит 32 руб. 60 коп. Водитель залил в бак 30 литров бензина и купил бутылку воды за 48 рублей. Сколько рублей сдачи он получит с 1500 рублей?
Ответ: 474.
Стоимость полугодовой подписки на журнал составляет 450 рублей, а стоимость одного номера журнала — 24 рубля. За полгода Аня купила 25 номеров журнала. На сколько рублей меньше она бы потратила, если бы подписалась на журнал?
Ответ: 150.
Стоимость проездного билета на месяц составляет 650 рублей, а стоимость билета на одну поездку — 28 рублей. Аня купила проездной и сделала за месяц 45 поездок. На сколько рублей больше она бы потратила, если бы каждый раз покупала билет на одну поездку?
Ответ: 610.
Поступивший в продажу в апреле мобильный телефон стоил 2800 рублей. В мае он стал стоить 1820 рублей. На сколько процентов снизилась цена мобильного телефона в период с апреля по май?
Ответ: 35
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области
«Мезенский педагогический колледж»
Конспект урока по математике
тема «Структура текстовой задачи. Методы и способы решения текстовых задач»
Разработала:
преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин