kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подобие фигур

Нажмите, чтобы узнать подробности

\Разработка урока в 9 классе по геометрии.

по теме: «Подобие фигур»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тема:

«Подобие фигур»

 

тип урока: комбинированный урок

методы: словесный, объяснительно-иллюстрационный.

 

Цели:

  • Закрепить в процессе решения задач полученные знания и навыки
  • Совершенствовать навыки решения задач.
  • Подготовиться к контрольной работе.

 

Задачи:

обучающие:

закрепление навыков решения задач по данной теме;

определить сферы практического использования знаний.

развивающие:

развивать мыслительные операции (проведение аналогии, анализ, синтез);

развивать пространственное мышление;

развивать логическое мышление.

воспитывающие:

развивать чувство коллективизма, умение выслушивать ответы товарищей;

прививать интерес к предмету.

 

Оборудование: доска, учебные пособия, раздаточный материал (карточки)

План:

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Проверка домашнего задания (5-6 мин)
  3. Математический диктант (15 мин)
  4. Решение задач на данную тему
  5. Подведение итогов (1 мин)

 

Ход урока

Математический диктант

 

 

I – Вариант

II - Вариант

1

Что такое преобразование подобия?

Что такое гомотетия?

2

Докажите, что гомотетия есть преобразование подобия.

Какие свойства преобразования подобия вы знаете? Докажите, что преобразование подобия сохраняет углы между полупрямыми.

3

Какие фигуры называются подобными?

Каким знаком обозначается подобие фигур? Как записывается подобие треугольников?

4

Сформулируйте и докажите признак подобия треугольников по двум углам.

Сформулируйте и докажите признак подобия треугольников по двум сторонам и углу между ними.

5

Что такое плоский угол?

Что такое центральный угол?

 

 

Решение задач

№1

         Докажите, что биссектриса треугольника делит противоположную сторону на отрезки, пропорциональные прилежащим сторонам треугольника.

Решение:

 

                                      А
















 

 

 

 

 

 

                                       Н           В        D               С

 

         Пусть АD – биссектриса треугольника АВС. Докажем, что .

Треугольники АВD и АСD имеют общую высоту АН, поэтому . С другой стороны, эти же треугольники имеют по равному углу (), поэтому

.

         Из двух равенств для отношения площадей получаем

 или .

                                                                           Ч.т.д.

№2

         Стороны угла О пересечены параллельными прямыми АВ и СD. Докажите, что отрезки ОА и АС пропорциональны отрезкам ОВ и ВD.

Решение:                                                     C

 

 

 

                                                       A                  C1

 











 

 

 

                                               О               В             D

         Проведем через точку А прямую АС1, параллельную прямой ВD (С1 – точка пересечения этой прямой с прямой СD). Тогда ОАВ ~ АСС1 по первому признаку подобия треугольников (), следовательно, . Так как АС1=ВD , то .

                                                                                                       Ч.т.д.

№3

         Доказать, что медианы треугольника пересекаются в одной точке, которая делит каждую медиану в отношении 2:1, считая от вершины.

Решение:

                                                                    С

 

 

                                                       В1    4      2    А1

 

 

                                                А   1       С1         3  В

Рассмотрим произвольный треугольник АВС. Обозначим буквой О точку пересечения его медиан АА1 и ВВ1 и проведем среднюю линию А1В1 этого треугольника.

Отрезок А1В1 параллелен стороне АВ, поэтому  и . Следовательно, треугольники АОВ и А1ОВ1 подобны по двум углам, и, значит, их стороны пропорциональны:

.

Но АВ=2А1В1, поэтому АО=2А1О и ВО=2В1О. Таким образом, точка О пересечения медиан АА1 и ВВ1 делит каждую из них в отношении 2:1, считая от вершины.

Аналогично доказывается, что точка пересечения медиан ВВ1 и СС1 делит каждую из них в отношении 2:1, считая от вершины, и, следовательно, совпадает с точкой О. Итак, все три медианы треугольника АВС пересекаются в точке О и делятся ею в отношении 2:1, считая от вершины.

 

№4

         Используя утверждение 20, докажите теорему Пифагора: в прямоугольном треугольнике АВС с прямым углом С   АС2+ВС2=АВ2.

Решение:

         Пусть СD – высота треугольника АВС. На основе утверждения 20, имеем  или . Аналогично . Складывая эти равенства почленно и учитывая, что АD+ВD=АВ, получаем

 АС2+ВС2=АD*АВ+ВD*АВ=(АD+ВD)АВ=АВ2.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подобие фигур »














Разработка урока в 9 классе по геометрии.

по теме: «Подобие фигур»





























тема:

«Подобие фигур»


тип урока: комбинированный урок

методы: словесный, объяснительно-иллюстрационный.


Цели:

  • Закрепить в процессе решения задач полученные знания и навыки

  • Совершенствовать навыки решения задач.

  • Подготовиться к контрольной работе.


Задачи:

обучающие:

закрепление навыков решения задач по данной теме;

определить сферы практического использования знаний.

развивающие:

развивать мыслительные операции (проведение аналогии, анализ, синтез);

развивать пространственное мышление;

развивать логическое мышление.

воспитывающие:

развивать чувство коллективизма, умение выслушивать ответы товарищей;

прививать интерес к предмету.


Оборудование: доска, учебные пособия, раздаточный материал (карточки)

План:

    1. Организационный момент (1 мин)

    2. Проверка домашнего задания (5-6 мин)

    3. Математический диктант (15 мин)

    4. Решение задач на данную тему

    5. Подведение итогов (1 мин)


Ход урока

Математический диктант



I – Вариант

II - Вариант

1

Что такое преобразование подобия?

Что такое гомотетия?

2

Докажите, что гомотетия есть преобразование подобия.

Какие свойства преобразования подобия вы знаете? Докажите, что преобразование подобия сохраняет углы между полупрямыми.

3

Какие фигуры называются подобными?

Каким знаком обозначается подобие фигур? Как записывается подобие треугольников?

4

Сформулируйте и докажите признак подобия треугольников по двум углам.

Сформулируйте и докажите признак подобия треугольников по двум сторонам и углу между ними.

5

Что такое плоский угол?

Что такое центральный угол?



Решение задач

№1

Докажите, что биссектриса треугольника делит противоположную сторону на отрезки, пропорциональные прилежащим сторонам треугольника.

Решение:


А





Н В D С


Пусть АD – биссектриса треугольника АВС. Докажем, что .

Треугольники АВD и АСD имеют общую высоту АН, поэтому . С другой стороны, эти же треугольники имеют по равному углу (), поэтому

.

Из двух равенств для отношения площадей получаем

или .

Ч.т.д.

№2

Стороны угла О пересечены параллельными прямыми АВ и СD. Докажите, что отрезки ОА и АС пропорциональны отрезкам ОВ и ВD.

Решение: C



A C1



О В D

Проведем через точку А прямую АС1, параллельную прямой ВD (С1 – точка пересечения этой прямой с прямой СD). Тогда ОАВ ~ АСС1 по первому признаку подобия треугольников (), следовательно, . Так как АС1=ВD , то .

Ч.т.д.

№3

Доказать, что медианы треугольника пересекаются в одной точке, которая делит каждую медиану в отношении 2:1, считая от вершины.

Решение:

С



В1 4 2 А1



А 1 С1 3 В

Рассмотрим произвольный треугольник АВС. Обозначим буквой О точку пересечения его медиан АА1 и ВВ1 и проведем среднюю линию А1В1 этого треугольника.

Отрезок А1В1 параллелен стороне АВ, поэтому и . Следовательно, треугольники АОВ и А1ОВ1 подобны по двум углам, и, значит, их стороны пропорциональны:

.

Но АВ=2А1В1, поэтому АО=2А1О и ВО=2В1О. Таким образом, точка О пересечения медиан АА1 и ВВ1 делит каждую из них в отношении 2:1, считая от вершины.

Аналогично доказывается, что точка пересечения медиан ВВ1 и СС1 делит каждую из них в отношении 2:1, считая от вершины, и, следовательно, совпадает с точкой О. Итак, все три медианы треугольника АВС пересекаются в точке О и делятся ею в отношении 2:1, считая от вершины.


№4

Используя утверждение 20, докажите теорему Пифагора: в прямоугольном треугольнике АВС с прямым углом С АС2+ВС2=АВ2.

Решение:

Пусть СD – высота треугольника АВС. На основе утверждения 20, имеем или . Аналогично . Складывая эти равенства почленно и учитывая, что АD+ВD=АВ, получаем

АС2+ВС2=АD*АВ+ВD*АВ=(АD+ВD)АВ=АВ2.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Подобие фигур

Автор: Шерихова Любовь Николаевна

Дата: 16.10.2014

Номер свидетельства: 119474

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Вводное учебное занятие с использованием технологии развития критического мышления по теме " Преобразование подобия". "
    ["seo_title"] => string(135) "vvodnoie-uchiebnoie-zaniatiie-s-ispol-zovaniiem-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-po-tiemie-prieobrazovaniie-podobiia"
    ["file_id"] => string(6) "175279"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424256776"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "разработка урока по математике 6 класс "Пропорциональность в геометрии. Подобные фигуры"" "
    ["seo_title"] => string(92) "razrabotka-uroka-po-matiematikie-6-klass-proportsional-nost-v-ghieomietrii-podobnyie-fighury"
    ["file_id"] => string(6) "109047"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404063815"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Подобие треугольников. Решение практических задач» "
    ["seo_title"] => string(59) "podobiie-trieughol-nikov-rieshieniie-praktichieskikh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "107547"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403290260"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Преобразование подобия. Подобные фигуры.Гомотетия"
    ["seo_title"] => string(55) "prieobrazovaniie_podobiia_podobnyie_fighury_gomotietiia"
    ["file_id"] => string(6) "372764"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482501015"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Подобие произвольных фигур"
    ["seo_title"] => string(29) "podobiie_proizvol_nykh_fighur"
    ["file_id"] => string(6) "401477"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1489914669"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1440 руб.
2400 руб.
1240 руб.
2070 руб.
1120 руб.
1870 руб.
1280 руб.
2130 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства