Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Учебные действия смыслового чтения |
1. Организационный этап |
Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | Личностные: настрой на работу. | |
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. |
Подготовка уча- щихся к объяснению нового знания: - актуализация изученных знаний и способов действий; - мотивация учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществле- ние; оценка лучших творческих домашних работ | Вопросы: -Чему мы научились вчера на уроке? - Что такое диаграмма? -Какие вы знаете виды диаграмм? - Каковы преимущества диаграмм по сравнению с таблицами или с текстовой информацией? -Кто подготовил красочно оформленные диаграммы? Покажите остальным (выходят к доске). Расскажите, какую информацию вы представили? Спасибо. Отметки с комментированием за домашнюю работу | Ответы: Учились строить диаграммы. Диаграмма – способ наглядного представления числовых данных -Существует множество видов диаграмм. Диаграммы могут быть плоскостными и объемными. Среди плоскостных диаграмм различают: графики, столбчатые, линейчатые, точечные, кольцевые. - Наглядность, возможность сравнивать разные величины друг с другом, возможность представить большой объём информации Выходят к доске и демонстрируют результат домашней работы Объясняют, аргументируют. | Познавательные: Коммуникативные: умение отвечать на вопросы учителя, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение представлять свою работу; Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня выполненной работы. | Поиск информации и понимание прочитанного: объяснять назначение таблиц и диаграмм, составленных к тексту; уметь читать информацию, представленную в виде таблиц и диаграмм; Преобразование и интерпретация: Оценка информации: |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | -Как вы думаете, где берут данные для того, чтобы составить таблицу, а по ней диаграмму? - Всегда ли в учебнике есть то, что нам надо? Проблема: А как составить вопросы, чтобы потом можно было ответы на них обработать в компьютере? Например, мы хотим получить и обработать данные о том, насколько вы себя безопасно ведёте на улице. Что для этого надо сделать? Если перед нами стоит такая задача, то какую цель можно поставить перед собой? | В учебнике, в Интернете, в различных журналах Нет, не всегда, но можно всегда составить вопросы и получить на них ответы. Составить вопросы и потом как-то сделать диаграмму Формулируют цель урока Придумать вопросы анкеты по теме «Соблюдение безопасного поведения детей на улице»; провести в классе анкету, обработать полученную информацию, сделать по ней диаграмму и проанализировать данные | Личностные: смыслообразование. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. | Преобразование и интерпретация: - на основе имеющихся представлений планировать работу по заданному направлению. |
4. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) |
Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Тема нашего урока такая же, как и вчера, но цели этих уроков различны: вчера мы учились по готовой текстовой или табличной информации составлять диаграммы, а сегодня попробуем сами создать текст в виде анкеты, обработать её и сделать диаграмму. - С чего начнём? - Какие это должны быть вопросы? - Допустим, мы написали уже анкету. Какие могут быть ответы детей? - Удобно ли будет обрабатывать эти данные? - Тогда как выйти из этой ситуации? - Какие самые простые варианты ответов можно получить, чтобы ответить, безопасно ведут себя дети на улице или нет? | Записывают в тетрадь тему урока и осмысляют различие целей Надо придумать вопросы, по которым можно определить, безопасно ли ведут себя дети на улице. Разные, какие они сами придумают. Нет, потому что неудобно на диаграмме отмечать длинные и различные ответы. Можно предложить свои варианты ответов и дети будут выбирать из них. Варианты ответов могут быть такими: да, нет, затрудняюсь ответить | Регулятивные: Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в ком-муникации использование критериев для обоснования своего суждения | Оценка информации: |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) |
Активизация способов действий и мыслитель- ных операций; мотивация учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществле- ние | Проектная задача: Придумать 3-4 вопроса для будущей анкеты о безопасности поведения детей на улице. Образец: Знаешь ли ты, как спастись от вооружённого грабителя? Вопросы: - Важно ли в этой анкете знать отдельно мнение мальчиков и девочек? - Как обработать данные анкетирования? - Что сейчас надо сделать, чтобы составить таблицу, по которой затем можно будет составить диаграмму? Учитель следит за ходом анкетирования и за ходом заполнения таблиц - Какую диаграмму лучше всего построить по этим данным? Почему? 4. Постройте диаграмму по полученным данным. - Что мы можем увидеть по диаграмме? - Какие вы дали бы рекомендации по данным анкетирования своим одноклассникам? 5. Напишите рекомендации для учащихся 5А класса | Работа в группах. Учащиеся придумывают по 3-4 вопроса о безопасном поведении детей на улице. В ходе этой работы 2 человека собирают полученные данные и составляют анкету. Отвечают на вопросы, осознавая план построения будущей диаграммы. В ноутбуках в программе Excel строят таблицу Эти 2 человека проводят анкетирование-опрос по составленным вопросам (зачитывают вопрос, дети поднимают руки на ответ «да»), затем каждый ученик записывает в таблицу отдельно количество положительных ответов мальчиков и девочек. Определяют преимущества и недостатки определённого вида диаграмм, делают необходимый выбор. Индивидуальная работа учащихся на компьютерах. Анализируют полученные данные по классу, делают вывод о различии мнений девочек и мальчиков. Проговаривают вслух по желанию рекомендации одноклассникам. Работа в группах. Пишут рекомендации, затем по одному представителю от группы зачитывают их, а каждая следующая группа только добавляет к сказанному свои рекомендации. | Познавательные: умение составлять несплошной текст для решения поставленных задач; работа в программе Exсel: построение таблиц и диаграмм; чтение и анализ составленных диаграмм, оценка достоверности полученной информации; Регулятивные: Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. Личностные: | Преобразование и интерпретация: умение составлять несплошной текст для решения различного рода задач; структурировать текст, используя программу Exсel, использовать диаграммы для представления текстовой информации, уметь читать несплошной текст; уметь делать выводы по результатам анкетирования или опроса; на основе имеющегося текста и полученных в ходе анализа данных формулировать утверждения в виде рекомендаций по безопасному поведению детей на улице. Оценка информации: связывать имеющуюся в ходе жизненного опыта информацию со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные другими учащимися, исходя из своих представлений о безопасном поведении детей на улице; находить доводы в защиту своей точки зрения; высказывать оценочные суждения по полученным данным. |
Рефлексия (подведение итогов занятия) |
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий. Соотнесение цели учебной дея- тельности и её результатов | По цепочке продолжите любое из предложений: Сегодня я научился… Теперь я знаю … Я понял, что … Мне надо помнить, что … Кроме цели урока, я ещё … Оцените свою работу на уроке: встаньте те, кто считает, что работал и усвоил тему на «отлично»; поднимите правую руку те, кто оценивает себя на «хорошо». Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Самым активным поставить отметки. | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, рефлексируют. | Регулятивные: – рефлексия способов и условий действия; – контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные: – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Личностные: – адекватное понимание причин успеха / неус- пеха в учебной деятельности; – самооценка на основе критерия успешности. | |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Предлагаю выполнить домашнюю работу на компьютерах: составить диаграммы на заданную тему: Количество слов, прочитанных за минуту учащимися 5 класса (5-6 человек). Количество учащихся по классам нашей школы (5-8 класс). Численность населения столиц Европы. Численность населения стран Европы. Продолжительность жизни людей в развитых странах. Количество уроков по предметам (5 класс за год). Площади морей, омывающих берега России. Итоги Зимней Олимпиады. Количество букв в словах в двух первых строках стихотворения А.С. Пушкина “Я памятник себе воздвиг…” Число курящих людей в России - Откуда можно получить информацию по каждой теме? - Какие виды диаграмм подойдут к каждой теме? Работу можно выполнить в паре. | Выбирают тему, подходят за дополнительными консультациями; выбирают себе пару для выполнения задания. | Личностные: умения самостоятельно делать выбор; Регулятивные: умение планировать свою деятельность; Коммуникативные: умение задать необходимый (уточняющий) вопрос учителю; выбрать себе пару, распределить задания в паре, договорится. | Понимание прочитанного: |