kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Применение метода координат к решению задач»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок геометрии. 11 класс. Тема урока "Применение метода координат к решению задач". Тип урока: урок закрепления, совершенствования знаний и умений. Вид урока: проблемно-исследовательский. Методы: по источнику передачи и восприятия информации (словестные, практические); по степени самостоятельности мышления обучаюихся (репродуктивные, частично-поисковые); по стимулированию интереса к учению(создание ситуации занимательности,ситуации успеха). Формы работы:фронтальная, индивидуальная, коллективная, самостоятельная. Педагогические технологии: по типу познавательной деятельности(обучение по учебникам, использование дополнительной литературы; по подходу к ребенку(личностно-ориентированный, диффреренцированный); по преобладающим методам(развивающее обучение); по направлению(модернизация существующей традиционной системы на основе чередования различных форм и методов работы с обучающимися; по категории обучающихся (технология коллективных способов обучения:индивидуальная, класс-ученик, работа в малых группах). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Применение метода координат к решению задач»»

Урок по геометрии в 11-м классе на тему: «Применение метода координат к решению задач»

  1. Тема урока.

Место в системе уроков. Это урок по теме «Применение метода координат к решению задач». На предыдущих уроках повторялись все типы и способы их решения. Перед уроком в качестве домашнего задания учащимся предлагалось повторить теоретические сведения на тему «метод координат»

Для удобства концентрации всех теоретических сведений учащимся раздаются заранее индивидуально листы (см. Приложение).

Методы:

1.          объяснительно- иллюстративные методы (практическая работа на применение знаний правила);

2.          репродуктивные методы (выполнение заданий по образцу (нахождение уравнения плоскости) с последующим применением их решения задач);

3.          частично поисковые методы (беседа с опорой на наглядность, ведущая к выводу, перенос общих признаков известного на новое в практических действиях учащихся).

 

Оборудование:

1.                компьютерная презентация;

2.                математический диктант

3.                карточка № 1 и №2  «Реши задачу»;

4.                учебник «Геометрия 10-11 (авторы Атанасян и другие.);

5.               

Тип урока.

Урок объяснения и совершенствования знаний и умений учащихся.

Вид урока: проблемно-исследовательский.

Комплексная дидактическая цель.

Задачи урока.

  • Комплексная дидактическая цель. закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков учащихся при решении геометрических задач с использованием метода координат в пространстве.

Задачи урока.

1. Образовательная

    • Закрепить и систематизировать знания учащихся по теме «метод координат в пространстве»,

    • Формировать умение учащихся применять данный метод для решения различных типов задач части С при подготовки к ЕГЭ;

  1. Развивающая

  • Формировать познавательную активность и самостоятельность учащихся, добывая знания из различных источников;

    • организовать работу класса по поиску ответа на поставленный проблемный вопрос на этапе сообщения темы и задач урока, а также на протяжении всего урока ;

  • Развивать умение учащихся применять общий способ в различных ситуациях;

  • Развивать логическое мышление, оперативную память, выделяя главное, анализируя, формулируя выводы;


  1. Воспитательная

    • Обеспечить эстетику урока;

    • Прививать умение рационально использовать учебное время;

    • Способствовать созданию ситуации взаимопомощи, сотрудничества.

    • Воспитывать у учащихся аккуратность, культуру поведения;

    • Научить понимать важность изучаемой темы.

  1. Диагностическая

  • По окончанию урока учащиеся должны уметь решать задачи с применением метода координат в пространстве.

Средства обучения.

Методы:

1.          объяснительно- иллюстративные методы (практическая работа на применение знаний правила);

2.          репродуктивные методы (списывание готового текста, выполнение заданий по образцу с последующим обобщением);

3.          частично поисковые методы (беседа с опорой на наглядность, ведущая к выводу, перенос общих признаков известного на новое в практических действиях учащихся).

 


  1. Методы

- По источнику передачи и восприятия информации:

  • Словесные

  • практические

- По степени самостоятельности мышления обучающихся:

  • репродуктивные

  • частично-поисковые

-По стимулированию интереса к учению:

  • создание ситуации занимательности

  • создание ситуации успеха.

- Методы контроля:

  • письменные, устно

  1. Педагогические технологии

- По типу познавательной деятельности

  • Обучение по учебникам

  • Использование дополнительной литературы

- По подходу к ребенку:

  • Личностно-ориентированный

  • дифференцированный

- По преобладающим методам:

  • Развивающее обучение

- По направлению:

  • Модернизация существующей традиционной системы на основе чередования различных форм и методов работы с учащимися

-По категории обучающихся:

  • Технология коллективных способов обучения (индивидуальная, класс – ученик, работа в малых группах (разных по составу)),

  1. Приемы

  • домашнее задание

  • Беседа

  • Создание ситуации занимательности, работа с дидактическими карточками – заданиями

  • Выполнение заданий в тетради и на листочках

  1. Формы.

  • Фронтальная

  • Индивидуальная

  • Коллективная

  • Самостоятельная

Оборудование

  • Доска

  • Набор для работы с классом (индивидуальные листы, либо проекция на экран, либо запись на доске);

  • Набор карточек для самостоятельной работы (индивидуальные листы, либо запись на доске).













Этап урока, цель

Содержание и ход урока

I Этап: организационный

Цель. Подготовить учащихся к работе на уроке, создать комфортную атмосферу для их деятельности.

- Доброе утро. Рада вас видеть и работать с вами. Как всегда желаю вам хорошего настроения, успехов во всех ваших добрых и полезных делах.

Дежурные, пожалуйста, подайте информацию об отсутствующих на листочке.

Откройте тетради, запишите число. Урок начнем красивыми стихами известного поэта Ф. Тютчева:

Небесный свод, горящий славой,
Таинственно глядит из глубины,
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

- О чем идет речь?

- О звездах в пространстве.

- Конечно, о звездах. А как выглядят для нас звезды, если наблюдать за ними с земли?

- Это точки, имеющие свое местоположение в пространстве.

- Другими словами, точка задана координатами.

И в нашем случае, с одной стороны – геометрия с ее фигурами и телами, а с другой – алгебраические вычисления. Как это все соединить воедино? А поможет решить эту проблему метод известного французского математика и философа Рене Декарта, который позволяет решать геометрические задачи алгебраическим способом.

II. Целеполагание.

Цель. Подготовить учащихся к содержанию урока, раскрывая его цели.





Поэтому, тема урока: «Применение метода координат в пространстве к решению задач».

В прошлом году для нахождения угла между прямой и плоскостью, между прямыми, между плоскостями, для нахождения расстояния между объектами мы использовали геометрические определения. Сегодня, используя уже полученные теоретические знания по теме: «Метод координат в пространстве», мы постараемся закрепить на уроке, а также применить их на более высоком уровне к решению задач части С 2.

Задачи на нахождение геометрических элементов – один из самый сложных разделов школьного курса математики, а сборник для подготовки к ЕГЭ содержит задачи, с начиная с части «В». Данное противоречие порождает проблему:

Как в сложившейся ситуации успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ по математике?

- Материал урока пригодится вам как на итоговой государственной аттестации в школе, так и при дальнейшем вашем обучении в ВУЗе. Поэтому работать нам придется сообща, помогая друг другу, выслушивая друг друга, а также учитывать мнение каждого. Всё это требует от вас выдержки, терпения и уважения.

- Вы не задумывались, почему маленькие дети часто ломают игрушки? Они их не ломают, они пытаются выяснить: почему едет машинка, и почему кукла говорит «мама». Они пытаются понять: как все устроено. Вот и нам сегодня предстоит ответить на проблемный вопрос: как применить метод координат к решению геометрических задач. Чтобы до конца понять и осмыслить задачу, нужно разобраться в том, как она устроена. Для этого необходимо освоить технологию составления данных задач.

III. Актуализация опорных знаний. Работа с доской. Проверка дом. задания.

1. Установить правильность и осознанность освоения учащимися материала урока.

2. Закрепить полученные на предыдущих уроках ЗУН посредством выполнения заданий на доске.



Начнем нашу работу с проверки домашнего задания.

а) решение задачи (у доски) – карточка № 1 - 1 человек








б) математический диктант (остальные)

«Найди пару»


Взаимопроверка – по вариантам

I вариант

У

Р

А

В

Н

Е

II вариант

П

Л

О

С

К

О









Этап проверки и закрепления ЗУН.

Цель:

Отработать при решении задач формулы нахождения уравнения плоскости и расстояния от точки до плоскости


Лежит ли точка М(0;4;-2) на плоскости, проходящей через точки:

Предложите варианты решения данной задачи

  • написать, используя формулу нахождения уравнения плоскости, уравнения плоскости

  • а) подставить координаты точки М в полученное уравнение

б)использовать формулу нахождения расстояния от точки до плоскости

Работа ведется в группах:

(SAD): x-y+z - √2/2= 0 – группа № 1 и № 3

(BA1C1): x+y+z-2=0 группа № 1 и № 2

(BA1D1): x-y-z-=0 группа № 3 и № 4

Этап совершенствования ЗУН.

Цель:

Применить полученные знания к более сложным задачам

А можно ли алгоритм решения задачи применить для решения более сложной задачи?

Задача № 1

АВСDA1В1С1D1 - куб с ребром, равным 1. Найти расстояние от Р до плоскости (ВА1D1)

(Разобрать данную задачу устно, предложив оформление задачи на дом).


Задача № 2

Используя условия задачи «карточка № 1» (из домашнего задания), найдем

а) угол, образованный плоскостью основания и прямой, проходящей через середины AS и ВС.

б) угол между прямыми МК и SB.


-Проблема?! Давайте постараемся решить ее, разбив на несколько этапов. Ваши варианты.

  • можно ввести прямоугольную систему координат, начала отсчета которой будет совпадать с центром основания пирамиды, точка В будет лежать на оси Ох, а ось Оу пройдет параллельно стороне АС, OS будет лежать на оси Оz;

  • введем координаты точек A, B,C,S;

  • вычислим координаты точек М, K, используя формулы середины отрезка;

  • применяя формулы нахождения угла между плоскостью и прямой, а также угла между прямыми, можно ответить на поставленные в задаче вопросы.

Решение задачи (оформление)


- Решая задачу на нахождение угла между прямой и плоскостью, первоначально получаем синус угла. Вы, наверное, уже обратили внимание на то, что в задачах такого типа, решая геометрическим способом, вычисляют тангенс угла. Ответ получается более красивый.

Какие тригонометрические формулы помогут нам ответить на поставленный вопрос?

  • основное тригонометрическое тождество

  • определение тангенса угла через отношения синуса угла к косинуса угла.

Ответ. (ABC)^M K = arctg 21/40

SB^M K = = arccos29/√2049


Молодцы! Вы очень хорошо поработали. И перед следующим этапом урока мы сделаем зарядку для глаз, выполнив упражнение «Стрельба глазами»: мальчики стреляют в девочек, а девочки в мальчиков. При этом можно поворачиваться в разные стороны. Постарайтесь попасть не менее 10 раз.

Задача № 3

В правильной четырехугольной пирамиде SABCД с основанием АВСД, все ребра которого равны 1, найдите синус угла между плоскостью SAD и плоскостью, проходящей через точку А перпендикулярно ВД.


Разбор алгоритма решения задачи № 3

- Подумайте и ответьте на следующие вопросы (работа в группах)

1)Как рациональнее ввести прямоугольную систему координат в задаче?

  • начало отсчета провести через точку пересечения диагоналей, А будет лежать на оси Оx, В - на оси Оу, S - на оси Oz.

2) через какие точки пройдет плоскость, проходящая через точку А, перпендикулярно ВД?

  • (SAD)

3) Как задается уравнение плоскости, если она проходит через точки, в которых одна из соответствующих координат равна 0?

  • например, если плоскость проходит через точки, абсциссы которых равны нулю, то Х=0 – искомое уравнение плоскости

  • если плоскость проходит через точки, ординаты которых равны нулю, то У=0 – искомое уравнение плоскости

  • если плоскость проходит через точки, аппликаты которых равны нулю, то Z=0 – искомое уравнение плоскости

3) Дайте полный алгоритм решения задачи.

  • введем прямоугольную систему координат, тогда точки S, A, B,C,D будут иметь координаты:

S(0;0;√2/2), А(√2/2; 0; 0), В(0; √2/2; 0), С(- √2/2; 0;0), Д (0; - √2/2; 0)

Уравнение плоскости(SAD) уже вычислили в начале урока:

(SAD): x-y+z - √2/2= 0

  • так как плоскость(SAС) проходит через точки, ординаты которых равны 0, то у=0 – искомое уравнение плоскости (SAС)

  • =вычислим по формуле

cos (SAС)^ (SAD)= 1/√3;

  • sin (SAС)^ (SAD)= √1- cos2 (SAС)^ (SAD)

Ответ. sin (SAС)^ (SAD)= √2/3

Информация о домашнем задании и подведении итогов. (3 мин)

Цель. Определить домашнее задание. Дать общую характеристику работы класса. Показать степень успешности в овладении содержанием урока. Оценить деятельность учащихся на уроке.


-Наш урок подошел к завершению. Пришло время записать домашнее задание и подвести итоги.

Домашнее задание. № 1, №2, №6. (приложение 2)

- Над какой темой мы работали на уроке?

  • применение метода координат к решению задач.

- Какие пробелы в знаниях вы сегодня восполнили? заполните соответствующую таблицу. (приложение)

( таблицу заполняет руководитель группы, опрашивая участников)

Оценка деятельности учащихся

А сейчас расслабьтесь. После такого плодотворного урока, вспомните что-нибудь приятное и представьте, что вам подарили шикарный подарок! С такой приятной улыбкой мы заканчиваем урок.


Всем спасибо. Всего хорошего!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Применение метода координат к решению задач»

Автор: Захарова Надежда Викторовна

Дата: 10.11.2015

Номер свидетельства: 251189

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Применение метода координат к решению задач "
    ["seo_title"] => string(52) "primienieniie-mietoda-koordinat-k-rieshieniiu-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "139238"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417687205"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "План урока по теме: "Векторы и координаты. Решение задач.""
    ["seo_title"] => string(53) "planurokapotiemieviektoryikoordinatyrieshieniiezadach"
    ["file_id"] => string(6) "270188"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451034266"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Программа элективного курса "Решение задач с параметрами" "
    ["seo_title"] => string(64) "proghramma-eliektivnogho-kursa-rieshieniie-zadach-s-paramietrami"
    ["file_id"] => string(6) "157156"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421562791"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Технологическая карта урок "Метод координат" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "tiekhnologhichieskaia-karta-urok-mietod-koordinat-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "218736"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433882033"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Применение производной при решении физических задач "
    ["seo_title"] => string(61) "primienieniie-proizvodnoi-pri-rieshienii-fizichieskikh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "157513"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421599295"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1390 руб.
1980 руб.
1490 руб.
2130 руб.
1460 руб.
2090 руб.
1680 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства