Решение уравнений с помощью дробей.Повторение узученного материала.
Просмотр содержимого документа
«Примеры дидактического обеспечения организации индивидуальной работы при решении дробно-рациональных уравнений.»
Выпускная работа по курсу «Совершенствование системы подготовки к решению задач повышенного уровня сложности ЕГЭ по математике»
Тема: « Примеры дидактического обеспечения для организации индивидуальной работы при решении дробно-рациональных уравнений»
Выполнила: Миронова любовь Евгеньевна
Пример дидактического обеспечения для организации индивидуальной работы при решении дробно-рациональных уравнений.
Известный математик Д.Пойя советует:
«Если хотите научиться решать задачи, то решайте их»
Условие задач:
Решить уравнения:
2) 3) 4) x3 + 6x2 +
Вспоминаем :
Уравнение y(x)=0 называют дробно-рациональным уравнением, если выражение y(x) является дробным т.е. содержит деление на выражение с переменной
Дробь =0 тогда и только тогда, когда числитель равен 0, а знаменатель не равен 0.
Алгоритм решения дробно-рациональных уравнений:
Все слагаемые переносим в одну сторону
Дроби приводим к НОЗ (наименьшему общему знаменателю)
После упрощения получаем уравнение типа «дробь равна нулю»
Найди ошибку при решении дробно-рациональных уравнений
Пример1.
=0 x2 -25 =0, x=±5. Ответ: x=±5
Правильное решение:
=0 = Ответ: x=5
Пример2.
Ответ: 2,5; -1
Правильное решение:
2x2-3x-5=0
D=9+40=49
X1 = x2 =
Ответ: 2,5;
Пример3. Реши самостоятельно
Используя алгоритм решения
Все слагаемые перенеси в одну сторону
НОЗ = x-3, записать числитель полученной дроби
После упрощения получаем _________________
Числитель свернем по формуле a2 -2ab+b2 = (a-b)2 Получим
X=3 обращаем знаменатель в …………, значит уравнение …………….не имеет …….
Ответ: ……………….
Если же мы отклонимся от алгоритма. Сократив в левой части уравнения на x-3
x-2=1, x=3
Ответ: x=3
При таком способе решения мы получим посторонний корень
Выводы:
Отклонение от алгоритма может привести к приобретению посторонних корней уравнения
После решения уравнения не забыть сделать проверку, исключив корни, которые обращают НОЗ в ноль
Перед тем как понять, что пред тобой рациональное уравнение убедись, что в нем нет знака корня ()
Если ты все усвоил, то реши самостоятельно уравнения:
Поиск нового метода решения
Преобразуем правую часть уравнения
Выполним сложения
Используя основное свойство пропорции = a*d=b*c
(2x+1)(x-2)=(2x-2)(x-1)
2x2+x-4x-2=2x2 – 2x-2x+2
-3x-2=-4x+2
-3x+4x=2+2
X=4 (4≠1, 4≠2)
Ответ: X=4
Пример 4. Решить уравнение X3 + 6x2 +
Перенесем из правой части число 3 в левую часть уравнения
X3 + 6x2 +
Объединим последние 2 слагаемых в уравнении и выполним действия
X3 + 6x2 +
X3 + 6x2 +
Приведем к НОЗ
Ответ: 0; -3;1
Пример5. (Метод введения новой переменной)
Пусть x2-2x =t, тогда получаем уравнение
Найдем х:
X2 -2x=1 или x2 -2x=
X2-2x-1=0 x3,4 = 10,5
X1,2=1
Ответ: X1,2=1, x3,4 = 10,5