Тема урока: «Положительные и отрицательные числа»
Класс: 6
Цель урока:
• Познакомить учащихся с отрицательными числами, с обозначением отрицательных чисел на координатной прямой.
• Способствовать развитию познавательных интересов, памяти, воображения, внимания, наблюдательности.
• Формировать положительный мотив учения.
Оборудование:
компьютер, мультимедиа проектор, презентация, учебник «Математика 6» Виленкин Н.Я., карточки с заданиями, магниты.
Ход урока.
Организационное начало.
Работа по теме урока.
Целеполагание.
Слайд 1.
У Маши на телефоне было 20 рублей. Минута разговора стоит 3 рубля. Маша проговорила с Леной 5 минут. Сколько рублей осталось у Маши на телефоне после разговора с Леной?
20-5*3 = 5
Слайд 2.
А затем она позвонила Тане и разговор пролился еще 3 минуты. Какой счет будет на телефоне Маши после этой беседы?
5- 3*3 = -4
Слайд 3.
Какой баланс телефона?
Слайд 4.
Найдите значение выражений:
35 – 28 = 7
123 – 78 = 45
20 – 3 = 17
8 – 10 = -2
Проблема: мы не можем найти значение последнего выражения.
Слайд 5.
Бывают ли в жизни ситуации, когда нужно от меньшего отнимать большее число?
Должны ли существовать числа для решения таких ситуаций?
Вывод: Необходимо ввести такие числа.
А чтобы сделать это мы сегодня на уроке рассмотрим тему «Положительные и отрицательные числа»
Слайд 6.
И так, какая задача предстоит сегодня на уроке? (познакомиться с новыми числами)
-А чему мы должны будем научиться? (читать эти числа, записывать эти числа, и узнать где живут эти числа)
Объяснение нового материала.
Применение отрицательных чисел.
Слайд 7.
(Структура Эй Ар-Гайд)
Ребята, возьмите белые листочки и напишите в левой колонке, где в жизни по вашему мнению применяются отрицательные числа(20 сек). А теперь посмотрим небольшой ролик «Зачем нужны отрицательные числа?»
Теперь напишите в правый столбик, где еще используются отрицательные числа.
Задание 1.
Слайды №8-10
Выходя из дома и глядя на термометр, мы фиксируем различную температуру, в зависимости от времени года.
Вопросы:
- какую температуру показывает термометр, как можно сказать о температуре воздуха, а записать, чтобы было понятно тепло на улице или холодно? (Помогают слова ниже нуля, выше нуля).
Слайд 11.
- Записать в тетради показания термометра. Что представляет собой термометр? (шкалу, где выше 0 записаны отрицательные числа, а ниже нуля – положительные числа).
Задание 2.
Слайд 12.
Посмотрите на экран. Назовите из данного ряда отрицательные числа
-9, 5,5, -3/4, 95, 23, -105, 78, 90, -25, 5
Слайд 13.
Какие числа называют положительными? Какие отрицательными?
Удалось ли вам правильно дать определение, сможете узнать, прочитав это определение на стр.147 учебника.
Работа у учебником.
В учебнике на стр. 147 – определение положительных и отрицательных чисел. Есть числа отрицательные, положительные, а нуль?
Как правильно читать числа со знаком «+» и «-», стр. 150 учебника.
Давайте прочитаем. Молодцы.
Экскурс в историю.
Слайд 14.
Ребята отрицательные числа появились значительно позже, чем натуральные и дробные. Первые сведения встречаются у китайских математиков. Положительное число тогда толковалось как имущество, а отрицательное как долг, недостача.
А своим признанием отрицательные числа обязаны французскому математику, физику и философу Рене Декарту, который предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел и ввел координатную прямую.
4. Закрепление изученного материала
Слайд 15-16
- Запишите используя положительные и отрицательные числа положение следующих объектов:
Горы Ловозерские тундры расположены Тундры расположены на 1116 м выше уровня моря;
Сопка Варничная в Мурманске расположена на 200 м выше уровня моря;
Средняя глубина озера Имандра 13 м;
Средняя температура января в центральных районах Мурманской области доходит до 15 градусов ниже нуля;
Горы Хибины расположены на 1191 м выше уровня моря;
Устье реки Варзуга расположено на 189 м ниже её истока.
Слайд 17.
Появляется таблица
28 | 228 | 132 | -28 | 38 | -228 | 53 | -53 | -38 | -225 | 225 | -132 |
| Д | | Е | | | К | | А | Р | | Т |
Физкультминутка.
Если я называю положительное число, то ребята поднимают правую руку, если – отрицательное – левую: -1,2; 3/5; 0; -11,2;-4,8; 5; 8,3, -1000; 0, 0001; 0.
Слайды 18-19
Задание на умение отмечать координаты точек на координатной прямой.
Вопросы:
- что изображено на рисунке? (координатный луч)
- определение координатного луча? (луч с выбранным на нем началом отсчета и единичным отрезком называют координатным)
- каждой точке на луче соответствует точка и каждой точке – число. Запишите координаты точек: Д(3), А(5), В (8), Е(11), С(13), F(15).
- Поменяйтесь тетрадками с соседями и проверьте правильность выполнения задания.
- что получили? Какую прямую назовем координатной? (определение в учебнике, стр. 148). Координата точки?
- где на координатной прямой отмечают положительные числа, а где отрицательные?
У вас на столе лежат карточки с нанесённой на ней координатной прямой.
1)Изобразить на координатной прямой точки:
А(2), В(-5), С(4,5), Д(-3), Е(-1) (слайд №17)
Обобщение.
Итак, проделано много работы .
Вернёмся к нашим поставленным задачам и узнаем, выполнили мы их?
- что нового узнали на уроке?
- какая прямая называется координатной?
- что такое координата точки?
- как располагаются числа на координатной прямой?
Оценивание.
Берем листы оценивания и считаем какую отметку получает каждый за урок.
IY. Задание на дом.
Дома: п.26., ответить на вопросы, № 920, 922, 925
Y. Итог урока. Рефлексия .
Вы сегодня работали замечательно. Спасибо за урок. Возьмите магниты и установите на координатной прямой в той части, какое ваше настроение от урока (отрицательное или положительное)
19