В ходе урока использованы следующие методы и приёмы: создание проблемной ситуации, устный счёт, фронтальный опрос, беседа, тестирование, взаимопроверка (работа в парах).
Одной из главных задач урока являлось формирование у учащихся навыков устного вычисления, перевода десятичных дробей в проценты и представление процентов в виде десятичных дробей, а также обучение решению простейших задач на проценты.
В соответствии с поставленной целью урока по организации деятельности учащихся, по восприятию, осмыслению и первичному закреплению знаний и
способов деятельности, по решению задач на проценты используется мультимедийная презентация, что обеспечивает наглядное представление теоретических и практических сведений на каждом этапе урока.
При проведении устного счёта используется наглядно-иллюстрированное задание в виде шариков с примерами, что сразу же вызывает у учащихся интерес к теме урока.
На момент проведения урока у учащихся сформированы навыки работы с десятичными дробями. Урок построен так, чтобы ребята на основе ранее изученного материала сами приходят к понятию «процента». Для этого рассматриваются различные примеры, связанные с одной сотой частью величин. Актуализация знаний проводится в форме фронтального опроса, решения примеров и задач. При выполнении заданий учащиеся получают, кроме математических навыков, экономическое воспитание, что очень актуально в современных условиях формирования рыночных отношений.
На этапе рефлексии учащиеся решают тест, который высвечивается на экране в двух вариантах. Задания в тесте подобраны разноуровневые, что предполагает качественное закрепление учебного материала. Проверка правильного решения теста проводится путём взаимопроверки в парах.
В конце урока подводятся итоги тестирование.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению знаний и способов деятельности по решению задач на проценты.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками; умение ясно, точно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Предметные: Уметь записывать десятичные дроби в виде процентов и наоборот, находить несколько процентов от величины, величину по ее проценту, решать задачи на проценты.
Метапредметные: Уметь выполнять действия в соответствии с имеющимся алгоритмом; применять приёмы самоконтроля и взаимоконтроля по образцу решения; соотносить условия задачи с имеющимися моделями и выбирать необходимую модель.
Ход урока:
Организационный момент
Создание проблемной ситуации
На экране высвечиваются круги с буквами и примеры.
Учитель: если вы правильно выполните вычисления, то узнаете тему сегодняшнего урока.
1,5
3,5
0,8
0,36
1,6
0,25
0,1
13,6
Учащиеся дают ответы, на экране буквы встают на место чисел в клеточки. Появляется тема урока.
Учитель: Итак, ребята, тема сегодняшнего урока – «Проценты». Это универсальная величина, которая появилась из практической необходимости измерения различных величин. Она очень важная в курсе математики. В этом году мы начнём эту тему. В 6-ом классе мы к ней вернёмся при изучении пропорций.
– Ребята, как вы думаете, в повседневной жизни, где встречаются проценты?
(в банках, на вкладах с разной процентной ставкой, при получении кредитов)
- Верно, в современных условиях формирования рыночных отношений, мы правильно должны уметь обращаться деньгами, выбирать сберегательные банки, где нам будут предоставлять вклады по более высоким процентным ставкам. А также в повседневной жизни встречается очень много задач на нахождение процентного отношения чисел, и не только денежных. Полученные знания на уроках математики вам помогут в дальнейшем при решении задач по химии, физике. При сдаче ЕГЭ часто дают текстовые задачи на проценты. Поэтому, наша цель, научиться решать их уже сейчас, и в дальнейшем уметь применять полученные знания.
Повторение.
Вопросы:
1) Сколько килограммов в одном центнере? Какую часть центнера составляет 1 кг?
2) Сколько сантиметров в одном метре? Какую часть метра составляет 1 см?
3) Сколько ар в одном гектаре? Какую часть гектара составляет 1 а?
Учащиеся дают ответы, на экране появляются записи.
1 ц=100 кг;
1 м=100 см;
1 га = 100 а;
Записывают в тетради.
Объяснение нового материала.
-Ребята, мы рассмотрели величины, которые связаны с одной сотой частью.
Сотая часть любой величины принято называть процентом.
Слово «процент» происходит от латинского «центи» (по-французски «санти») указывающего на уменьшение единицы измерения в 100 раз. Для краткости слово «процент» после числа заменяется знаком «%».
Предлагается ученикам найти определение процента в учебнике, прочитать и запомнить. В тетради записывается:
Выводы: 1 кг – 1% центнера;
1 см – 1 % метра;
1 а – 1 % га;
0,05 – 1 % от 5.
Примеры. На экране числа появляются после ответа учащихся на наводящие вопросы учителя.
Записать в тетради:
0,103=10,3%
0,0004=0,04% - Итак, что нужно делать, чтобы десятичную дробь выразить в процентах или проценты представить в виде десятичной дроби?
Выводы: (отвечают ученики)
1) Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100.
2) Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100.
Находят эти правила в учебнике.
Решение примеров и задач.
-Теперь, ребята, вспомним
правило умножения десятичной дроби на 100;
правило деления десятичной дроби на 100;
(ребята рассказывают правила)
Решаем №№ 1532, 1533
Два ученика по очереди на доске показывают решения. После выполнения ответы появляются на экране, учащиеся проверяют свои ответы.
Задача 1. При помоле пшеницы получается 80% муки. Сколько муки получится из 90 тонн пшеницы?
Решение:
90 :100=0,9(т) – 1%
0,9 80= 72(т) – 80%
Ответ: 72 т муки получится из 90 т пшеницы.
Задача 2. Контрольную работу выполнили 20 учеников.
Из них на «5» – 4 ученика,
на «4» – 8 учеников,
на « 3» – 6 учеников,
на «2» – 2 ученика.
Какой процент всех учащихся получили соответствующие оценки?
Решение:
4:20 100=0,2 100=20(%) – на «5»
8:20 100=0,4 100=40(%) – на «4»
6:20 100=0,3 100=30(%) – на «3»
2:20 100=0,1 100=10(%) – на «2»
Ответ: написали на «5» - 20%, на «4» - 40 %, на «3» - 30% и на «2» - 10% всех учащихся.
Закрепление.
Проверочный тест:
I вариант
5 % – это
1) 0,05
2) 0,5
3) 0,005
0, 134 – это
1) 134%
2) 1,34%
3) 13,4%
25%
класса – это
1) половина класса
2) пятая часть класса
3) четверть класса
5,68 – это
1) 56,8%
2) 568%
3) 5680%
40% от 70 равно
1) 28
2) 30
3) 175
II вариант
7 % – это
1) 0,7
2) 0,07
3) 0,007
0, 976 – это
1) 97,6%
2) 9,76%
3) 976%
50%
класса – это
1)четверть класса
2) половина класса
3) пятая часть класса
13,5 – это
1) 135%
2) 1,35%
3) 1350%
30% от 80 равно
1) 50
2) 110
3) 24
Ответы: (на экране)
Учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют работы, выставляют оценки.
Заключение.
- Итак, ребята, сегодня мы с вами ознакомились с понятием процента. Выяснили, где он применяется. Научились обозначать эту величину, выражать десятичную дробь в процентах и процент представлять в виде десятичной дроби. Рассмотрели, как решаются простейшие задачи на проценты.
Проверочное тестирование показало, как вы усвоили и закрепили этот материал. На следующих уроках мы с вами будем решать более сложные задачи на проценты.
10.Итоги урока.
Выставляются оценки з за активную работу на уроке, все получают оценку за тест.
11. Домашнее задание.
Выучить определение и правила. Решить №№1569, 1560, 1583(а).