«Симметрия. Осевая симметрия». 9 класс. (интегративно с музыкой, ИЗО)
«Симметрия. Осевая симметрия». 9 класс. (интегративно с музыкой, ИЗО)
Данный урок предназначен для коррекционных школ 8 вида.Урок интегрированный. Показывает учащимся связь математики с другими областями науки, искусством и реальной деятельностью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Симметрия. Осевая симметрия». 9 класс. (интегративно с музыкой, ИЗО)»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Болгарская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Спасского района РТ
- воспитывать устойчивый интерес к изучению математики,
- воспитывать взаимную вежливость, аккуратность,
- расширять эстетические представления о мире (понятие красоты, совершенства, гармонии).
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (карточки с разноуровневыми заданиями – 2 варианта), рабочая тетрадь, чертёжные инструменты, цветная бумага, ножницы, шаблон.
Учебно-методическое обеспечение: учебник М.Н. Перова Математика 9 класс для детей с ограниченными возможностями здоровья, Москва «Просвещение», 2014 г.
Подготовка к уроку – Проверить в наличии чертёжные принадлежности у учащихся.
План.
1.Организационный момент.
2. Введение в тему урока.
3.Словарная работа
4. Изучение нового материала
5. Исследовательская работа
6. Физминутка.
7. Закрепление изученного
8.Работа с учебником
9. Самостоятельная работа
10. Примеры симметрии в окружающем мире
11. Практическая работа
12.Домашнее задание
13.Итог урока
14. Рефлексия
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте! Садитесь. Глядя друг на друга, улыбнёмся. Создадим доброжелательную обстановку. Итак, начинаем урок!На сегодняшнем уроке мы попытаемся совершить маленькое, но самостоятельное открытие. Для этого надо быть настойчивыми, трудолюбивыми и внимательными.
Всегда оставайся удачливым, смелым, Пусть только попутные веют ветра! Но главное – чтобы Ты в жизни ни делал, Пусть все это будет во имя добра!
2. Введение в тему урока.
- Разгадав кроссворд, вы узнаете тему урока.
СЛАЙД №1
Кроссворд:
Мера времени (час).
Перерыв в школьных занятиях (каникулы).
Результат сложения (сумма).
Четырехугольник, у которого противоположные стороны равны (прямоугольник).
Геометрическая фигура, которая бывает равносторонним, разносторонним, равнобедренным (треугольник).
Мера длины (метр).
7. Геометрическая фигура, у которой все стороны равны (квадрат).
8.Чертежный инструмент для построения окружности (циркуль).
9.Первый месяц года (январь).
- Теперь прочитайте ключевое слово кроссворда. ( СИММЕТРИЯ )
3.Словарная работа.
Симметрия (сим - мет - ри - я)
Симметричные фигуры (сим - мет - рич - ны - е фигуры)
Ось симметрии (ось сим - мет - ри - и)
Итак, тема нашего урока: Симметрия. Осевая симметрия СЛАЙД 2
Слово «симметрия» в древности употреблялось как «красота», «гармония». Термин «гармония» в переводе с греческого означает «соразмерность, одинаковость в расположении частей».
- Какое сегодня число, день недели, месяц?
- Запишите тему урока в тетрадь.
4. Изучение нового материала. СЛАЙД 3
-Но красота и гармония мира строятся на сухих математических терминах. С одним из таких терминов нам сегодня и предстоит познакомиться. Как вы думаете о чем сейчас пойдет речь? Много веков люди восхищаются красотой, созданной самой природой. Крылья бабочки, снежинки, лисья клена и многое другое являлось своеобразной подсказкой для открытия такого явления как симметрия.
Известный математик Герман Вейль писал: "Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту, совершенство".
Сегодня мы прикоснемся к удивительному математическому понятию – симметрия, познакомимся с симметрией не только в математике, но и… а, где же еще мы встречаемся с симметрией?
В древности слово « симметрия » употреблялось как «красота», «гармония».
Я в листочке, я в кристалле,
Я в живописи, архитектуре,
Я в геометрии, я в человеке.
Одним я нравлюсь, другие
Находят меня скучной.
Но все признают, что
Я – элемент красоты.
(Учащимся предлагаются изготовленные из бумаги изображения ёлочки, матрёшки)
- Рассмотрите изображения данных предметов. Перегните ёлочку так, чтобы совпали левая и правая половины рисунка. Разверните и выделите линию сгиба карандашом. Что можно сказать о частях рисунка по обе стороны от линии сгиба? (Равны)
(Аналогично с матрешкой).
- Если правая и левая половинки совпадают, то предмет называется симметричным, а линию называют осью симметрии. Осью симметрии могут быть прямая и отрезок. СЛАЙД 4
Определение осевой симметрии.
Осевая симметрия
Симметрия относительно прямой (или осевая симметрия) – это такое свойство геометрической фигуры, когда любой точке, расположенной по одну сторону прямой, всегда будет соответствовать точка, расположенная по другую сторону прямой, а отрезки, соединяющие эти точки, будут перпендикулярны оси симметрии и делятся ею пополам. Ось симметрии может быть горизонтальной, вертикальной, наклонной.
5. Исследовательская работа. СЛАЙД 5
- А сейчас займёмся исследовательской деятельностью, я буду вашим научным руководителем.
( Учащимся предлагаются 4 квадрата)
- Согните каждый лист так, как показано на рисунке.
-Является ли квадрат симметричной фигурой? Почему? Сколько всего осей симметрии имеет квадрат? (четыре)
- Начертите в тетради квадрат со стороной 6см, проведите в нём все оси симметрии.
Свои исследования занесём в таблицу.
Симметричные фигуры
Несимметричные фигуры
- У вас в конверте различные геометрические фигуры (прямоугольник, круг, параллелограмм, ромб; равносторонний, равнобедренный, разносторонний треугольники).
Мы должны выяснить: какие из этих геометрических фигур симметричные, а какие несимметричные. Свои исследования занесём в таблицу.
Прямоугольник.(Практическим путем - складывая учащиеся доказывают что прямоугольник симметричный).
-Сколько осей симметрии имеет прямоугольник? (2)
Занесём вывод в таблицу. ( Аналогично с другими геометрическими фигурами) ( у круга несколько)
У всех ли фигур вам удалось провести ось симметрии? Почему не удалось этого сделать у параллелограмма?
Вывод: квадрат, круг, прямоугольник имеют ось симметрии.
6.Физминутка на расслабление мышечной напряжённости.
– Встаньте, улыбнитесь. Соединили ладони, видим, что они симметричны. Поочередно прижимаем подушечки пальцев друг к другу, попружинили их. Возьмитесь за руки. Передайте своему товарищу положительные эмоции, поделитесь капелькой теплоты, добра.
Хочу я, чтоб тепло к тебе пришло
Как свет весенний, как тепло костра:
Пусть для тебя источником добра
Не станет то, что для другого – зло.
7.Закрепление изученного.
Слайд 6
1.Определите, чем является прямая а в предметах, изображённых на рисунке.
В прямоугольнике АВСД проведено несколько отрезков. Какой отрезок можно назвать осью симметрии? Почему нельзя назвать осью симметрии другие отрезки?
8.Работа с учебником.
№ 866, с. 177
Как можно назвать расположение пары точек А и А1 и окружностей О и О1 относительно точки О (рис. 56)? Как называется точка О? Измерьте расстояние от центра симметрии до симметричных точек А и А1.
А О А1
9. Самостоятельная работа. СЛАЙД 7
Выбери из данных предметов симметричные и проведи ось симметрии.
10.Примеры симметрии в окружающем мире. Слайды( 8-14)
- Сядьте поудобнее. Послушаем музыку и узнаем, где мы встречаемся с симметрией в окружающем мире. ( Звучит музыка) Симметрия наблюдается не только у геометрических фигур. С симметрией мы встречаемся повсюду.
а)Симметрия в природе.
Она есть у многих творений природы ( листья, цветы, насекомые).
б) Симметрия в технике.
Встречается симметрия в технике. Нарушение симметрии в этих изобретениях, может погубить много людей, так как самолет может разбиться, корабль затонуть, машина не поедет.
в)Симметрия в архитектуре.
Много симметрии и в архитектурных сооружениях. Древним храмам, башням средневековых замков, современным зданиям она придает гармоничность и законченность.
У нас они тоже есть, это архитектурные сооружения нашего древнего города Болгар.
г) Симметрия в орнаментах.
Издревле люди стремились украсить все, что окружало их в быту. Они старались простой предмет сделать нарядным, внести праздничность в повседневную жизнь. Украшали дома, посуду, стремились сделать свою одежду красивой. Для украшения использовали различные орнаменты, в основе которых тоже симметрия.
д) Симметрия в буквах, словах и цифрах.
-Есть симметрия в буквах и словах
А Ж С
ТОПОТ, АННА
цифрах
3 8 0
- А, музыка, которая сейчас звучала, тоже обладает симметрией. Понятие симметрии в музыке появилось благодаря музыкальному деятелю Э.К.Розенову. Во второй половине 19 века анализируя произведение Баха он пришел к выводу, что в них «господствуют закон золотого сечения и закон симметрии»
Вот как много в окружающем мире примеров симметрии.
- А теперь, ребята, найдите и назовите симметричные предметы в окружающей вас обстановке.
11. Практическая работа.
-Сегодня, пользуясь симметрией, мы сделаем небольшую поделку, а поможет нам в этом симметрия.
Подумайте,
что это может быть? (это сердце)
-Почему такой шаблон?
(половинки у сердца одинаковые)
Работа с ножницами и бумагой.
Сейчас будем работать с ножницами, поэтому будьте осторожны! Соблюдайте технику безопасности.
-Выполнение поделки по плану:
1.Возьми лист красной бумаги.
2.Сложи его пополам.
3.Приложи шаблон линией симметрии к сгибу, обведи.
4.Вырежи.
5.Разверни, получилось сердце.
- Найдите линию сгиба.
- Где проходит эта прямая?
- Как она поделила фигуру? (Пополам.)
- Докажите. (Совместились.)
- Как мы называем эту прямую? (Ось симметрии.)
-Ребята, приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете?
(Бьются наши сердца.)
-Иногда человеку говорят «У тебя доброе сердце».
-Что это значит?
-Про каких людей так говорят?
Поделимся частичкой своей доброты с окружающими.
(подарить сердца всем гостям урока)
- Скажите на каких уроках вы используете этот принцип симметрии?
( На уроках швейного дела, при раскрое ткани. На уроках столярного дела, при
нанесении рисунка для выжигания, выпиливания)
12. Домашнее задание № 867,с.177
СЛАЙД 15 ( на дополнительную оценку)
Раскрась цветными карандашами только симметричные фигуры.
13. Итог урока.
- Какое открытие мы сделали на уроке?
-Какие фигуры называются симметричными?
-Что называется осью симметрии?
(Выставление оценок)
- На следующем уроке мы будем учиться строить с вами симметричные геометрические фигуры относительно оси симметрии при помощи чертежных инструментов.
14. Рефлексия.
Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то хлопните три раза в ладоши.
Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то хлопните всего один раз.
Если вы считаете, что вы не поняли тему сегодняшнего урока, то хлопать не надо.
Вы аплодировали себе и своим новым знаниям. Спасибо за урок.
На фоне музыки учитель читает стихи:
Как много В нашем мире красоты, Которой, часто мы не замечаем. Все потому, Что каждый день встречаем Её давно знакомые черты. Мы знаем, Что красивы облака, Река, цветы, Лицо любимой мамы, И Пушкина, летящая строка, И то, Что человек Красив делами… Но, можно ли всё это объяснить? И что подскажут в этом нам науки? Взгляните, мир чудесен и красив Надеюсь, что урок прошёл без скуки.
- Спасибо за урок!
Использованная литература:
1. Зенкевич И.Г., Эстетика урока математики: Пособие для учителей. – М.:
Просвещение,1981г.
2. Перова М.Н., математика 9 класс для детей с ограниченными возможностями
здоровья, Москва «Просвещение», 2014г. 3. Тарасов Л. И, « Этот удивительно симметричный мир», Москва: