Нахождение двух чисел по их сумме и разности (4 из 4)
Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015
Просмотр содержимого документа
«Tehnologichesaya_karta_k_uroku_Zadachi_na_nahozhdenie_chisel_po_ih_summe_i_raznosti»
Технологическая карта урока математики в 5 классе
по теме «Нахождение двух чисел по их сумме и разности»
1. ФИО 2. Место работы 3. Должность 4. Предмет 5. Класс 6. Тема и номер урока в теме 7. Базовый учебник | Комиссарова Анна Юрьевна МОУ СОШ № 20 имени Н. З. Бирюкова учитель математики математика 5 Нахождение двух чисел по их сумме и разности (4 из 4) Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012. |
8. Цель урока: совершенствование практических навыков решения основных задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности и умение применять их при решении реальных жизненных задач
9. Планируемые результаты:
предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать навыки решения основных задач на нахождение двух чисел по их сумме через уравнивание
личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения
метапредметные: уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности
10. Задачи:
образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение способа при решении задач на нахождение двух чисел по их сумме; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на нахождение двух чисел по их сумме; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении текстовых задач
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.
11. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
12. Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная
13. Необходимое оборудование: доска, проектор, ноутбук, тесты, карточки самооценивания.
14. Структура и ход урока
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин) | Формируемые УУД |
1. Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | 1 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты. | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. | 6 | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. | Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. | 3 | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации | Показать разнообразие задач по данной теме, решаемых в жизни. | Организация и контроль за процессом решения задач. | Работают индивидуально и в парах над поставленными задачами. | 28 | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. Физкультминутка | Смена деятельности. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | 1 | |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. | 2 | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) | Дать количественную оценку работы учащихся | Подводит итоги работы групп и класса в целом. | Учащиеся сдают карточки самооценивания. | 1 | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Дает комментарий к домашнему заданию | Учащиеся записывают в дневники задание. | 3 | |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу по 5 бальной системе «5» - справился самостоятельно с задачей без затруднений, «4»- справился с задачей, с помощью наводящих вопросов, «3»- решил задачу с ошибкой, но исправил ее "2" - не справился с задачей. | Учащиеся слушают учителя, оформляют карточки. |
2. Актуализация знаний Устный счет: а) 25 · 3 + 7; б) 25 · (3 + 7); в) (204-14) ꞉ 10; г) 32 + 52; д) (3 + 5)2 Объясните, как найти неизвестное число x и найдите его: а) 31 · x = 93; б) x ꞉ 3 = 42; в) 55 ꞉ x = 9 ( ост.1) ; г) х ꞉ 8=6 (ост.5) Папе 45 лет, он на 21 год моложе бабушки и в 5 раз старше сына. Сколько лет каждому? (бабушке – 66, сыну - 9) Вспомним алгоритм решения задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности: 1) По условию задачи составить схему. 2) Вычесть из общей суммы «лишнее» (уравнять количество). 3) Разделить количество поровну. 4) Ответить на вопрос задачи. | Учащиеся устно выполняют предложенные задания. Учащиеся формулируют алгоритм решения задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности. | |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Рассмотрим следующую задачу: Задача 1. В первой команде на 12 человек больше, чем во второй. Сколько человек должно перейти из первой команды во вторую, чтобы их количество стало равным? - Приходилось ли вам встречаться с подобными задачами? Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с такими задачами. Где мы встречаемся с такими вопросами? Тема нашего урока: Нахождение двух чисел по их сумме и разности Наша цель на уроке - обобщить знания по теме «Нахождение двух чисел по их сумме и разности» и уметь применить эти знания при решении реальных жизненных задач. | Учащиеся предлагают свои решения. Отвечают на поставленный вопрос (В магазине, и в банке, и в аптеке, и в газетах, и в журналах, и по телевизору и в школе) Формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока. |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни. Задача №2 Сумма двух чисел 832, а разность 142. Найдите эти числа. Ответ: 345 и 487 Задача № 3 В двух коробках было поровну апельсинов. Из первой коробки переложили во вторую 20 апельсинов. На сколько больше апельсинов стало во второй коробке? У доски задачу решает 1 ученик, затем сверяется с классом Ответ: на 40 апельсинов. Задача № 4 Даны три числа, сумма которых равна 453. Первое число больше второго на 7, а третье число меньше второго на 7. Найдите большее их этих трех чисел. Ответ: 165 Решение задачи №4 из презентации к уроку (в парах). Дополнительное задание: Турист преодолел пешком, а затем на велосипеде расстояние 90 км. На велосипеде он проехал на 50 км больше, чем прошел пешком. Какое расстояние он прошел пешком и какое проехал на велосипеде? | Учащиеся записывают решение задачи в тетрадь. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания. Учащиеся решают задачу, затем сверяют свое решение с решением ученика, читающего с места, корректируют, при необходимости, ход решения. Учащиеся решают задачу в парах, обсуждая ход решения, затем сверяют свое решение с решением отвечающего. Учащиеся, которые быстро справились с решением задачи со слайда, решают дополнительную задачу (проверяет учитель) По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания. |
5. Физкультминутка (перед заданием в парах) Давайте немного передохнем. Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны по шире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Руки опустили вниз – это «шесть» Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны по шире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть». | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения? Игра «Расскажи другу, что понравилось на урока» | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. Учащиеся рассказывают друг другу, что понравилось и запомнилось на уроке |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами. Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке. | Учащиеся сдают карточки самооценивания. |
8. Информация о домашнем задании Составить задачу на нахождение двух чисел по их сумме и разности. Оформить на альбомном листе. С одной стороны написать условие задачи, с другой- схему и решение. | Учащиеся получают домашнее задание. |
Просмотр содержимого презентации
«Prezentaci_Zadachi_na_nahozhdenie_dvuh_chisel_po_ih_summe_i_raznosti»