Роль уроков развивающего контроля в достижении предметных и метапредметных результатов на основе деятельностного метода.
Уроку развивающего контроля в системе обучения предмету и в направлении развитию младших школьников умение учиться определена очень важная роль. Данные уроки служат формированию у обучающих способности к осуществлению контрольной функции, развитию приемов контроля и самоконтроля изученных понятий и способов деятельности.
Уроки развивающего контроля предполагают два этапа: проведение контрольной(проверочной) работы и анализ контрольной(проверочной) работы.
Каждый из этапов имеет свою специфику и формы организации. На первом занятии учащиеся пишут контрольную работу и проводят её критериальное оценивание, на втором- делают рефлексивный анализ и коррекцию допущенных ошибок.
Способность к самооценке на уроках развивающего контроля формируется на основе разных форм. Первичной является форма участия ребенка в педагогическом контроле.
В процессе самоконтроля эталонный вариант (критерии) предлагается самому ученику для сравнения и самостоятельного оценивания своей работы.
Технология деятельностого метода на уроке развивающего контроля обеспечивается прохождением этапов учебной деятельности.
Главное достижение урока - получить предметный результат усвоения материала темы , по которой проводилась контрольная работа т.е создание ситуации успеха.
Центральным методическим инструментом урока работы над ошибками становится алгоритм(эталон) рефлексивной деятельности. Работа с эталоном способствует закреплению в сознании ученика применяемых способов действий, помогает создать механизм коррекционно развивающей деятельности, обучает неформальной самооценке, т.е работает на личностный результат. Кроме того , у урока может быть социальный эффект. Детей , недопустивших ошибки , можно использовать в роли помощников учителя. Они могут быть консультантами, организовывать взаимопроверку, создавать образы или эталоны выполнения тренировочных и дополнительных заданий, выполнять и предлагать задания творческого уровня, выступать на уроке в роли аналитиков и экспертов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Тип урока: урок развивающего контроля.
План урока:
мотивация к учебной деятельности (5 минут)
актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности (5 минут)
локализация затруднений (6 минут)
коррекция выявленных затруднений (15 минут)
самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (10 минут)
рефлексия деятельности на уроке (4 минуты)
Уроки развивающего контроля проводятся в соответствии с технологией деятельностного метода в два этапа:
проведение контрольной работы.
анализ контрольной работы .
Эти этапы проводятся на двух уроках.
На первом уроке проводилась контрольная работа. Результаты выполненных заданий учащиеся фиксировали в таблице «фиксации результатов» и сверяли с готовым образцом. В таблице был зафиксирован максимальный результат и результат, полученный при выполнении каждого задания. Поэтому на данном этапе учащиеся могли выявить затруднение и сформулировать цель коррекционной деятельности.
Урок ориентирован на достижение следующих результатов:
Метапредметные:
Личностные УУД
способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности;
смыслообразование.
Познавательные УУД
умение сравнивать, обобщать, проводить анализ и синтез;
выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия;
умение ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении задачи в зависимости от конкретных условий;
умение контролировать и оценивать результаты деятельности.
Коммуникативные УУД
умениедостаточно полно и четко выражатьсвои мысли,слушать собеседника и вести диалог;
уметь аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации.
Регулятивные УУД
умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и контроль полученного результата;
выделение и осознание того, что уже пройдено;
постановка цели, учебной задачи, контроль за процессом ее выполнения;
уметь корректировать, вносить необходимые дополнения и коррективы в план деятельности.
Конспект урока
Тема: «Анализ контрольной работы по математике»
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I. Мотивация к учебной деятельности.(5 минут)
Цель этапа (учителя):
определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно- коррекционную деятельность
Задает вопросы:
-Учиться… А что это значит?
-Чему мы учимся на уроке математики?
-Какой вид работы мы выполняли на прошлом уроке?
- Вспомним как это было.
Цель этапа (ученика):
сформулировать цель урока и мотивация к анализу ошибок и их коррекции
Отвечают на вопросы
-Писали контрольную работу.
Слайд 1.
По клику мыши появляются этапы урока.
Задает вопросы.
-С какой целью мы пишем контрольную работу?
-Посмотрите на свою работу. Как вами усвоен материал?
-Какая работа предстоит дальше?
-Что нам поможет?
-Какие качества ученика необходимы в данной ситуации?
-Какую работу мы будем выполнять на этом уроке?
-Прочитайте высказывания. Какие из них вы бы взяли на урок как девиз.
Воспроизводят структуру урока проведения контрольной работы.
Отвечают на вопросы.
-Выявить на каком уровне мы находимся.
Рассматривают свою работу
Оценивают полученный результат. (Приложение 1)
(Приложение 2)
-Алгоритм работы над ошибками.
(Приложение 3)
Называют качества для успешной деятельности.
(честность, целеустремленность, терпение…)
-Выясним, есть ли затруднения, и если есть, то выясним причину их появления и поработаем с заданиями, которые вызывают у нас затруднения.
Читают высказывания и объясняют их смысл.
-Ошибка умным не помеха, а только верный путь к успеху.
-Не стыдно не знать, стыдно не учиться!
-Скучен день до вечера, коли делать нечего!
Слайд 2
Предлагается отгадать ребус.
По клику мыши появляется отгадка, открывается слайд 3.
-Объясните смысл высказывания. «Ошибка- ступенька к знанию!»
Разгадывают ребус.
Слайд 3
-Сформулируйте тему урока?
-По какому плану будем работать?
Формулируют тему урока.(Работа над ошибками)
Определяют план работы:
-Называем затруднения
-Исправляем ошибки
-Работаем с эталоном
-Тренируемся
-Решаем творческое задание
-Подводим итоги
Слайд 4
II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.(5 минут)
Цель этапа (учителя):
организовать целепологание и построение проекта коррекции выявленных затруднений, выбора способа и средств его реализации
Задает вопросы. Предполагается повторить и актуализировать знания.
-Над какой темой мы работали на последних уроках?
-Что такое умножение?
-Что вы еще знаете об этом действии?
-Где могут пригодиться эти знания?
Цел этапа (ученика):
формирование индивидуальной цели своих будущих коррекционных действий. Выбор способа коррекции
Отвечают на вопросы.
-Умножение.
-Сложение одинаковых чисел.
Перечисляют имеющиеся знания.
Делают предположения.
III. Локализация затруднений.(6 минут)
Цели этапа (учителя):
организовать пошаговое сопоставление работ по эталону для самопроверки;
организовать выявление учащимися места и причины затруднения;
организовать фиксацию отсутствия затруднений в ходе решения и его обоснования
Предлагает рассмотреть контрольную работу и оценить полученный результат деятельности.
-Проверяем первое задание. Какой эталон вы применяли для выполнения задания?
(Приложение 10)
-У кого возникли затруднения в задании №1?
-В каком месте вы допустили ошибку?
-Почему у вас в этом задании возникло затруднение? Что надо знать?
-Как исправить ошибку ?(аналогично комментируется задание №2,3,4,5,6)... -У кого все верно? Что это означает?
Цели этапа (ученика):
сформулировать алгоритм пошаговых действий для самопроверки результата контрольной работы;
сформулировать затруднения во внешней речи
Рассматривают контрольную работу предыдущего урока. Отвечают на вопросы, выявляя место и причину затруднения.
Отвечают на вопрос (фиксируют отсутствие затруднений)
- У нас нет затруднений
IV. Коррекция выявленных затруднений.(15 минут)
Цели этапа (учителя):
организовать согласование плана достижения поставленной цели;
организовать исправление ошибок и выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых были допущены ошибки;
организовать выполнение заданий творческого характера, или работу в роли консультанта
Задает вопросы. Предлагает поставить цели на данном этапе учащимся, у которых возникло затруднение и у кого затруднений не возникло.
-У кого не возникло затруднений в контрольной работе, сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности.
- Какова дальнейшая цель работы у тех, кто выявил затруднения?
- Какой инструмент вам поможет при работе над ошибками?
По клику мыши открывается слад 5.
Цель этапа (ученика):
На основе алгоритма рефлексивной деятельности осуществить работу над ошибками.
Ставят цель. Планируют свою деятельность.
-Выполнить дополнительные задания или поработать консультантами. (Приложение 7)
-Исправить решение, используя эталон для самопроверки. (Приложение 4)
-Выполнить задание по выбору.
(Приложение 7)
-Алгоритм «Как исправить ошибку».
5 слайд
Предлагает самостоятельно исправить свои ошибки.
-Что теперь нужно сделать, что бы не допустить ошибок в подобных заданиях?
Используют эталон. (Приложение4)
Выполняют тренировочные задания. (Приложение 5)
Потренироваться в выполнении подобных заданий.
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(10 минут)
Цели этапа (учителя):
организовать выполнение самостоятельной работы;
организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и фиксацию результатов;
зафиксировать достижение индивидуальной цели
Задает вопросы.
-Какие задания вы будете выполнять?
-Как будете проверять вашу работу?
-Какой инструмент поможет при проверке вашей работы?
-Кто допустил ошибки в самостоятельной работе? В чем причина?
-Вы молодцы, что нашли ошибки и поняли их причину.
-Кто не допустил ошибки?
-Какой вывод мы можете сделать?
Цель этапа (ученика) :
выполнить самостоятельную работу и самооценку результата и процесса выполнения
Отвечают на вопросы.
-Подобные тем, в которых были допущены ошибки.
-Сравнивать с эталоном для самопроверки. (Приложение 6)
- Алгоритм «Самопроверка по образцу». (Приложение 11)
Выполняют задания из самостоятельной работы, которые вызвали затруднения, и самостоятельно сопоставляют полученные решения с эталоном для самопроверки. (Приложение 6)
Отвечают на вопрос:
-Мы не справились с затруднением , нужно еще тренироваться.
Проверяют дополнительные задания по подробному образцу. (Приложение 8)
-Мы справились с затруднением.
VI.Рефлексия деятельности на уроке.(4 минуты)
Цель этапа (учителя):
организовать рефлексию на уроке;
согласовать с учащимися домашнее задание
Задает вопросы:
-Чему был посвящен урок?
-Вспомните девиз урока.
-Согласны ли вы с ним?
Предлагает с помощью
«Лесенки успеха» оценить
полученный результат
собственной деятельности.
-Оцените свою работу, пользуясь следующими критериями.
-Если вы не допустили.
ошибок, то поставьте себя на
высшую ступеньку.
-Если у вас возникло затруднение,
но вы справились, то поставьте
себя на среднюю ступеньку.
-Если вы не справились с
затруднением, поставьте себя
на первую ступеньку.
-Чем был урок для вас полезен?
-У кого остались вопросы,
затруднения?
-Как планируете их преодолеть?
Цель этапа (ученик):
самооценка деятельности на уроке с опорой на «Лесенку успеха»;
7. Во дворе гуляли котята. Всего у них 12 лап. Сколько котят гуляло во дворе?___________________________________________
Приложение 2
№ задания
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
а
б
а
б
а
б
в
г
а
б
а
б
в
г
выражение
результат
Твой ответ
балл
Таблица фиксации результатов контрольной работы
Максимальный балл________
Мой результат_______
Приложение 3
Образец для самопроверки контрольной работы I вариант
1.
а) При увеличении множителей произведение увеличивается
б) От перестановки множителей произведение не изменяется
2.
а)3×5=3+3+3+3+3=15
б)5×3=5+5+5=15
3.
а) 18×7
б) 3×5
4.
а) 15×4=70 б) 25×6=150
15×5= 85 25×5=125
5.
а) 28 х 1=28 в) 0 х 747=0
б)39 +(-) 0=39 г) 56 - 1=55
6.
8х6=48(руб.)
Ответ:48 руб. заплатили за 6 тетрадей.
7*. Ответ: 8 цыплят.
Образец для самопроверки контрольной работы II вариант
1.
а) При уменьшении множителей произведение уменьшается
б) От перестановки множителей произведение не изменяется
2.
а) 4×3=4+4+4=12
б) 3×4=3+3+3+3=12
3.
а) 12×7
б) 2×6
4.
а)15×8=120 б) 30×7=210
15×9=135 30×6=180
5.а)42 х 1=42 в) 0 + 421=421
б) 0 х 579=0 г) 76 - 1=75
6.
5х3=15(ябл.)
Ответ: 15 яблок в 3 коробках.
7*. Ответ: 3 котенка.
Приложение 4
1.
Мн х Мн =Пр
Мн х Мн = Пр
а х б = б х а
Эталон для самопроверки контрольной работы I вариант
а) При увеличении множителей произведение увеличивается
б) От перестановки множителей произведение не изменяется
а + а + … + а = а · b
2.
а)3×5=3+3+3+3+3=15
b раз
б)5×3=5+5+5=15
3.
а + а + … + а = а · b
а) 18×7
б) 3×5
b раз
4.
а + а + … + а = а · b
а) 15×4=70 б) 25×6=150
15×5= 85 25×5=125
b раз
5.
а х 0=0 х а = 0
а х 1 = 1 х а = а
а + 0 = 0+а а – 0 =а
а) 28 х 1=28 в) 0 х 747=0
б)39 +(-) 0=39 г) 56 - 1=55
6.
8х6=48(руб.)
Ответ:48 руб. заплатили за 6 тетрадей.
а + а + … + а = а · b
b раз
Эталон для самопроверки контрольной работы ll вариант
Мн х Мн =Пр
Мн х Мн = Пр
а х б = б х а
1.
а) При уменьшении множителей произведение уменьшается
б) От перестановки множителей произведение не изменяется
а + а + … + а = а · b
2.
b раз
а) 4×3=4+4+4=12
б) 3×4=3+3+3+3=12
3.
а + а + … + а = а · b
а) 12×7
б) 2×6
b раз
а + а + … + а = а · b
4.
а)15×8=120 б) 30×7=210
b раз
15×9=135 30×6=180
а х 0=0 х а = 0
а х 1 = 1 х а = а
а + 0 = 0+а а – 0 =а
5. а)42 х 1=42 в) 0 + 421=421
б) 0 х 579=0 г) 76 - 1=75
6.
а + а + … + а = а · b
5х3=15(ябл.)
Ответ: 15 яблок в 3 коробках.
b раз
Приложение 5
Тренировочные задания
2. Замени произведение суммой и вычисли.
4×5
5×4
3. Сравни:
36×3 36×5 а×5 а+а+а+а+а
2×7 8×9 8×с 8×с+8
4.Сосчитай используя результат первого равенства.
12×6=72 15×5=75
12×7= 15×4=
5.Вставь пропущенные знаки.
37 1=37 139 0=139
0 296=0 64 1=63
6. Реши задачу.
На одно платье портниха истратила 6м ткани. Сколько метров ткани потребуется на 4 таких платья?
Приложение 6
Образец для самопроверки тренировочных заданий
2. Замени произведение суммой и вычисли.
4×5=4+4+4+4+4=20
5×4=5+5+5+5=20
3. Сравни:
36×3
2×7
4.Сосчитай, используя результат первого равенства.
12×6=72 15×5=75
12×7=94 15×4=60
5.Вставь пропущенные знаки.
37 × 1=37 139 ± 0=139
0 × 296=0 64 - 1=63
6. Реши задачу.
Решение
6×4=6+6+6+6=24(м)
Ответ:24 м ткани.
Приложение 7
Дополнительное задание
1. Сколько среди трехзначных чисел таких, в записи которых используются числа 4 и 5?
2. Поставь вместозвездочки подходящий знак действия:
27 * 3 *7 =17 27 * 3 * 7 =16
3. Составь слова, исключи лишнее слово.
УДБ НЁКЛ АНИБЯР ФАШК АИСОН
4. Лестница состоит из 15 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть посередине лестницы? Какая ступенька будет средней у лестницы в 20 ступенек?
5. Запиши следующие 5 чисел последовательности, сохраняя закономерность: 0,1,1,2,3,5,8,13,21,34…