kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок алгебры в 9 классе по теме "Арифметическая прогрессия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочное планирование урока алгебры в 9 классе по теме "Арифметическая прогрессия. Урок является уроком обобщения и повторения, систематизации знании учащихся, .мотивирует учащихся к осознанному восприятию и значимости материала для подготовки к контрольной работе.При проведении урока используется мультимедийный проектор, индивидуальные конверты учащихся, индивидуальные карточки оценки работы ученика, карточки проверки знания формул, проверочная работа с кодированным ответом (по вариантам).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«pril2»

      1. ПРИЛОЖЕНИЕ


Страницы Российской истории.

“ Некто продавал коня. Просил за него 25 рублей. Пожелавший купить купец возмутился, что дорого. “Хорошо, - ответил продавец. Бери коня даром, а заплати только за гвозди на его подковах. А гвоздей во всякой подкове 6 штук. И будешь ты мне платить за них таким образом: за первый гвоздь 10 копеек, за второй гвоздь 20 копеек, за третий – 30 копеек и т.д.” Купец же, думая, что заплатит намного меньше, чем 25 рублей, согласился. Проторговался ли купец, и если да, то на сколько?”



“Сосчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 40”




Задача 1 (физическая). "Свободно падающее тело проходит в первую секунду 4,9 м, а в каждую следующую секунду на 9,8 м больше, чем в предыдущую. Найдите глубину шахты, если свободно падающее тело достигло дна шахты через 5 секунд после начала падения".


Задача 2 (от строителя). При хранении бревен строевого леса их укладывают так, как показано на рисунке. Сколько бревен находится в одной кладке, если в ее основание положить 12 бревен?









Задача 3 (Задача от будущего медика).

Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 минут. Сколько дней следует принимать воздушные ванны в указанном режиме, чтобы достичь их максимальной продолжительности 1ч 45 мин?







Арифметическая прогрессия аn

1. Определение    


2. Формула n-первых членов прогрессии


3. Сумма n-первых членов прогрессии




4. Свойства






Ф.И.


 

Формулы

Устная работа

Работа у доски

Проверочная работа

Тест


баллы







  1. Итог

 


 

 

 


  1. Оценка

 


 

 

 




  1. Арифметическая прогрессия:  an

1. Определение

2.Разность арифметической прогрессии

3. Формула n - первых членов

4. Сумма n - первых членов прогрессии

5. Свойство




2


Просмотр содержимого документа
«Арифметическая прогрессия»








Разработка урока

алгебры по теме:


«Арифметическая

прогрессия»









Автор: учитель математики

Байтемирова Клара Низамуттеновна

















с.Пресногорьковка

2014










Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.


Образовательные цели: создание условий на уроке для проверки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся, связанных с решением задач по теме "Арифметическая прогрессия";

решения задач с использованием межпредметных связей;

преодоления в сознании учащихся представлений об оторванности данного материала от жизни и практики.

Развивающие цели: способствовать развитию исследовательских навыков учащихся, умений анализировать полученные данные и делать выводы;

умений осуществлять самопроверку и взаимопроверку, работу в группах;

внимания, зрительной памяти, математически грамотной речи, логического мышления, сознательного восприятия учебного материала.

Воспитательные цели:

формирование таких качеств личности, как ответственность, организованность, честность, дисциплинированность;

воспитание культуры общения, культуры диалога.

Задачи учителя на уроке:

проконтролировать знания основных формул арифметической прогрессии;

оценить умения решать ключевые задачи по данной теме;

проверить навыки учащихся по применению своих знаний в ходе решения нестандартных задач;

развить представления учащихся об использовании арифметической прогрессии в окружающей их жизни;

продолжить работу над развитием логического мышления, умением анализировать, сопоставлять и обобщать полученные знания.

Мотивация: мотивировать учащихся к осознанному восприятию и значимости материала для подготовки к контрольной работе и итоговой аттестации.

Задачи учащихся на уроке:

устранить пробелы в знаниях;

подготовиться к успешному решению контрольной работы;

применять знания в нестандартной ситуации (решение задач прикладного содержания).

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, индивидуальные конверты учащихся, индивидуальные карточки оценки работы ученика, карточки проверки знания формул, проверочная работа с кодированным ответом (по вариантам).


Все карточки смотреть в ПРИЛОЖЕНИИ.


Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая.


Метод обучения: частично - поисковый, установление связи теоретических и практических знаний.


Методы ведения урока:

преобразовательный (при усвоении учащимися и творческом применении навыков и умений в процессе практической деятельности);

контрольный (при выявлении качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция в процессе выполнения учащимися практических заданий);

методы стимулирования и мотивации, долга и ответственности;

методы наблюдения, сравнения, мини - диалога, самостоятельной работы, применения ТСО, наглядности;

нетрадиционные методы: самоанализа (применение взаимо - самоконтроля), личностного подхода (вселяется уверенность в свои силы).


ХОД УРОКА


I.Организационный этап.


Ознакомление учащихся с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке.


Эпиграф урока: (мультимедийный проектор)


Желаю работать, желаю трудиться,

Желаю успехов сегодня добиться.

Ведь в будущем всё это вам пригодится.

И легче в дальнейшем вам будет учиться (слайд № 2)


II. Проверка знаний фактического материала и умение раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях. (слайд № 3)

Учащимся предлагается заполнить таблицу.


Арифметическая прогрессия аn

1. Определение    


2. Формула n-первых членов прогрессии


3. Сумма n-первых членов прогрессии




4. Свойства






Проверка формул.

Через 5 минут на экране появляются формулы арифметической прогрессии. Ученики проверяют формулы. (Слайд №4)

Арифметическая прогрессия аn

1. Определение    

an+1= an +d

2. Формула n-первых членов прогрессии

an=a1 + d(n-1)

3. Сумма n-первых членов прогрессии

4. Свойства


Самооценивание.


III. Устная работа:

Цель: проверить ЗУН по теме: «Прогрессии.  

Метод: фронтальный опрос.

Задание: (Слайд №5)

1. Дать формулу n-го члена последовательности

1,2,3,4,5, . . . Ответ: n

1,4,9,16,25, . . . Ответ: n2

1,8,27,64,125, . . . Ответ: n3


2. Вычислить первые три члена последовательности: (Слайд №6)

An=4n-1

А1=3, А2=7, А3=11

Вn= -5n+4

В1= -1, В2= -6, В3= -11

Сn=-n

С1=-1, С2=-2, С3=-3


Самооценивание.


IV. Обратимся к страницам истории. (Слайд №7)

“Пусть властно по своей орбите нас ритм сегодняшний кружит –
Вернее будущее видит лишь тот, кто прошлым дорожит”


Хочу рассказать вам об одном интересном эпизоде из жизни немецкого математика К.Ф.Гаусса (1777-1855).

Когда ему было 9 лет, учитель, стремясь надолго занять детей, задал на уроке следующую задачу.

“Сосчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 40”

На удивление учителя один из учеников (это был Гаусс) через минуту воскликнул: “Я уже решил”. В тетради Гаусса было только одно число, но зато верное.

Ребятам предлагается решить туже самую задачу, ведь 9 – летний Гаусс с ней справился. Рассуждения Гаусса – как проверка. (Слайд №9)

Решаем у доски.

Страницы Российской истории.

В первом учебнике “ Арифметика” Магницкого (конец 18 в.) имеется значительное количество задач на прогрессии. Приведем пример задачи аналогичной тем, что упоминаются в математическом учебнике. (Слайд №10)

“ Некто продавал коня. Просил за него 25 рублей. Пожелавший купить купец возмутился, что дорого. “Хорошо, - ответил продавец. Бери коня даром, а заплати только за гвозди на его подковах. А гвоздей во всякой подкове 6 штук. И будешь ты мне платить за них таким образом: за первый гвоздь 10 копеек, за второй гвоздь 20 копеек, за третий – 30 копеек и т.д.” Купец же, думая, что заплатит намного меньше, чем 25 рублей, согласился. Проторговался ли купец, и если да, то на сколько?”

Решение

А1=10,А2=20, А3=30,…А24=240

Сумма=(10+240)/2*24=250*12=3000=30рублей

Эту задачу решаем у доски.


Страницы современной школы. 1 группа (Слайд №11)

Задача 1 (физическая). "Свободно падающее тело проходит в первую секунду 4,9 м, а в каждую следующую секунду на 9,8 м больше, чем в предыдущую. Найдите глубину шахты, если свободно падающее тело достигло дна шахты через 5 секунд после начала падения".

Решение:

Ответ: глубина шахты 122,5 м.

Для 2-ой группы (Слайд №12)

Задача 2 (от строителя). При хранении бревен строевого леса их укладывают так, как показано на рисунке. Сколько бревен находится в одной кладке, если в ее основание положить 12 бревен?

Решение:

Ответ: 78 бревен в одной кладке.


Задача 3 (Задача от будущего медика). 3 группа (Слайд №13)

Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 минут. Сколько дней следует принимать воздушные ванны в указанном режиме, чтобы достичь их максимальной продолжительности 1ч 45 мин?


Решение:
Имеем арифметическую прогрессию а1=15, d=10, аn=105. Найти n.
Решение:
аn=a+(n-1)*d
105=15+(n-1)*10
105=15+10n-10
10n=100
n=10  Ответ: 10 процедур.


VII. Домашнее задание: (Слайд № 14)


а)Творческое: найти задачи, связанные с арифметической прогрессией из различных областей: физики, медицины и т.д.

б) Решить задачи на прогрессию из сборника по подготовке к ВОУД (по вариантам)


VIII. Итог урока.

В течение урока мы повторили основные формулы арифметической прогрессии.

Показывали применение этих формул в стандартных и нестандартных ситуациях, тем самым вели подготовку к контрольной работе и успешной сдачи итоговой ВОУД.


Что для вас наиболее значимым было на уроке?


Что у вас вызвало интерес?




Заключение: на мультимедийном проекторе (Слайд № 15)


"Да, путь познания не гладок,

Но знаем мы со школьных лет,

Загадок больше, чем разгадок

И поискам предела нет".


Желаю вам успехов в ваших дальнейших поисках!














































Теоретически – практический тест

Вариант 1

  1. Бесконечно упорядоченный набор чисел

а) порядок б) последовательность в) номер

2. Последовательность обозначается

а) аn б) аn в) ( аn )

3. Числа, образующие последовательность, называются:

а) членами б) номерами в) числами

4. Члены последовательности обозначаются:

а) а1, а2, а3,… б) 1а, 2а, 3а,… в) а1, а23,….

5. Последовательности бывают:

а) параллельные б) конечные в) бесконечные

г) колеблющиеся д) постоянные е) квадратные

6. Способы задания последовательностей:

а) формулой n – го члена б) уравнением

в) рекуррентный способ г) словесно

7. Найдите первые 3 члена последовательности, заданной формулой n – го члена хn = 2n – 1

а) 2; 7; 8;… б) 1; 3; 5; … в) -1; 2; 6; …

8. Найдите седьмой член последовательности

( аn), заданной формулой: аn = n( n + 1 )

а) 5 б) 12 в) 56

9. Найдите второй член последовательности ( сn ),

если с1 = 8; сn+1 = cn – 1

а) 6 б) 7 в) 8

10. ( аn) – последовательность квадратов натуральных чисел. Выпишите первые 3 её члена.

а) 1; 4; 9; … б) 1; 2; 3; …. в) 1; 5; 12; …



Вариант 2

1. Способы задания последовательностей:

а) формулой n – го члена б) уравнением

в) рекуррентный способ г) словесно

2. Последовательности бывают:

а) параллельные б) конечные в) бесконечные

г) колеблющиеся д) постоянные е) квадратные

3. Члены последовательности обозначаются:

а) а1, а2, а3,… б) 1а, 2а, 3а,… в) а1, а23,….

4. Числа, образующие последовательность, называются:

а) членами б) номерами в) числами

5. Последовательность обозначается

а) аn б) аn в) ( аn )

  1. Бесконечно упорядоченный набор чисел

а) порядок б) последовательность в) номер

7. ( аn) – последовательность квадратов натуральных чисел. Выпишите первые 3 её члена.

а) 1; 4; 9; … б) 1; 2; 3; …. в) 1; 5; 12; …

8. Найдите второй член последовательности ( сn ),

если с1 = 8; сn+1 = cn – 1

а) 6 б) 7 в) 8

9. Найдите седьмой член последовательности

( аn), заданной формулой: аn = n( n + 1 )

а) 5 б) 12 в) 56

10. Найдите первые 3 члена последовательности, заданной формулой n – го члена хn = 2n – 1

а) 2; 7; 8;… б) 1; 3; 5; … в) -1; 2; 6; …


(учащиеся выполняют тест по вариантам, при проверке обмениваются тестами и выполняют взаимопроверку по предложенным ответам, выставляют оценки согласно критериям.)


Ответы: (Слайд 16)

В1: 1.б; 2.в; 3.а; 4.в; 5.б,в; 6.а,в,г; 7.б; 8.в; 9б; 10.а

В2: 1.а,в,г; 2.б,в; 3.в; 4.а; 5.в; 6.б; 7.а; 8.б; 9 .в; 10.б








Дополнительное задание:


Решите задачу: условия задачи на мультимедийном проекторе, там же и доказательство.


Найдите: (Слайд №17)


а) сумму 2 + 4 + 6 + : + 2n, слагаемыми которой являются все четные натуральные числа


от 2 до 2n;


Решение. (Слайд № 18)


Найдите: (Слайд № 19)

б) сумму 1 + 3 + 5 + : + (2n - 1), слагаемыми которой являются все не четные числа


от 1 до 2n - 1.


Решение. (Слайд № 20)







Просмотр содержимого презентации
«открытый урок в 9 классе»

Обобщение и систематизация знаний по теме:   «Арифметическая  прогрессия»  9 класс

Обобщение и систематизация знаний по теме:

«Арифметическая

прогрессия»

9 класс

Желаю работать, желаю трудиться,  Желаю успехов сегодня добиться.  Ведь  в будущем всё это вам пригодится.  И легче в дальнейшем вам будет учиться .

Желаю работать, желаю трудиться,

Желаю успехов сегодня добиться.

Ведь в будущем всё это вам пригодится.

И легче в дальнейшем вам будет учиться .

Арифметическая прогрессия а n 1. Определение     2. Формула n-первых членов прогрессии 3. Сумма n-первых членов прогрессии 4. Свойства

Арифметическая прогрессия а n

1. Определение    

2. Формула n-первых членов прогрессии

3. Сумма n-первых членов прогрессии

4. Свойства

Арифметическая прогрессия a n 1. Определение       a n+1 = a n +d 2. Формула n-первых  a n =a 1 + d(n-1)  членов прогрессии 3. Сумма n-первых  членов прогрессии 4. Свойства

Арифметическая прогрессия a n

1. Определение      a n+1 = a n +d

2. Формула n-первых a n =a 1 + d(n-1)

членов прогрессии

3. Сумма n-первых

членов прогрессии

4. Свойства

1. Дать формулу n -го члена последовательности Ответ: n 1,2,3,4,5, . . . Ответ: n 2 1,4,9,16,25, . . . 1,8,27,64,125, . . .  Ответ: n 3

1. Дать формулу n -го члена последовательности

Ответ: n

1,2,3,4,5, . . .

Ответ: n 2

1,4,9,16,25, . . .

1,8,27,64,125, . . .

Ответ: n 3

2. Вычислить первые три члена последовательности : A n =4 n -1 А 1 =3, А 2 =7, А 3 =11 В n =-5 n +4 В 1 = -1, В 2 = -6, В 3 = -11 С n =- n С 1 =-1, С 2 =-2, С 3 =-3

2. Вычислить первые три члена последовательности :

A n =4 n -1

А 1 =3, А 2 =7, А 3 =11

В n =-5 n +4

В 1 = -1, В 2 = -6, В 3 = -11

С n =- n

С 1 =-1, С 2 =-2, С 3 =-3

“ Пусть властно по своей орбите нас ритм сегодняшний кружит –  Вернее будущее видит лишь тот, кто прошлым дорожит”

“ Пусть властно по своей орбите нас ритм сегодняшний кружит – Вернее будущее видит лишь тот, кто прошлым дорожит”

“ Сосчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 40”

Сосчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 40”

“ Некто продавал коня. Просил за него 25 рублей. Пожелавший купить купец возмутился, что дорого. “Хорошо, - ответил продавец. Бери коня даром, а заплати только за гвозди на его подковах. А гвоздей во всякой подкове 6 штук. И будешь ты мне платить за них таким образом: за первый гвоздь 10 копеек, за второй гвоздь 20 копеек, за третий – 30 копеек и т.д.” Купец же, думая, что заплатит намного меньше, чем 25 рублей, согласился. Проторговался ли купец, и если да, то на сколько?”

“ Некто продавал коня. Просил за него 25 рублей. Пожелавший купить купец возмутился, что дорого. “Хорошо, - ответил продавец. Бери коня даром, а заплати только за гвозди на его подковах. А гвоздей во всякой подкове 6 штук. И будешь ты мне платить за них таким образом: за первый гвоздь 10 копеек, за второй гвоздь 20 копеек, за третий – 30 копеек и т.д.” Купец же, думая, что заплатит намного меньше, чем 25 рублей, согласился. Проторговался ли купец, и если да, то на сколько?”

Задача 1 (физическая).  “ Свободно падающее тело проходит в первую секунду 4,9 м, а в каждую следующую секунду на 9,8 м больше, чем в предыдущую. Найдите глубину шахты, если свободно падающее тело достигло дна шахты через 5 секунд после начала падения”.

Задача 1 (физическая).

Свободно падающее тело проходит в первую секунду 4,9 м, а в каждую следующую секунду на 9,8 м больше, чем в предыдущую. Найдите глубину шахты, если свободно падающее тело достигло дна шахты через 5 секунд после начала падения”.

При хранении бревен строевого леса их укладывают так, как показано на рисунке. Сколько бревен находится в одной кладке, если  в  ее основание положить 12бревен ?

При хранении бревен строевого леса их укладывают так, как показано на рисунке. Сколько бревен находится в одной кладке, если в ее основание положить 12бревен ?

Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 минут. Сколько дней следует принимать воздушные ванны в указанном режиме, чтобы достичь их максимальной продолжительности 1ч 45 мин?

Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 минут. Сколько дней следует принимать воздушные ванны в указанном режиме, чтобы достичь их максимальной продолжительности 1ч 45 мин?

Домашнее задание а)Творческое: найти задачи по данной теме из различных областей. б) Решить задачи на прогрессию из сборника по подготовке к ВОУД (по вариантам)

Домашнее задание

а)Творческое: найти задачи по

данной теме из различных областей.

б) Решить задачи на прогрессию из сборника по подготовке к ВОУД (по вариантам)

« Да, путь познания не гладок, Но знаем мы со школьных лет, Загадок больше, чем разгадок  И поискам предела нет » .

« Да, путь познания не гладок,

Но знаем мы со школьных лет,

Загадок больше, чем разгадок

И поискам предела нет » .

Ответы: В1 : 1.б; 2.в; 3.а; 4.в; 5.б,в; 6.а,в,г; 7.б; 8.в; 9б; 10.а В2 : 1.а,в,г; 2.б,в; 3.в; 4.а; 5.в; 6.б; 7.а; 8.б; 9 .в; 10.б

Ответы:

В1 : 1.б; 2.в; 3.а; 4.в; 5.б,в; 6.а,в,г; 7.б; 8.в; 9б; 10.а

В2 : 1.а,в,г; 2.б,в; 3.в; 4.а; 5.в; 6.б; 7.а; 8.б; 9 .в; 10.б

Решите задачу 1 : Найдите сумму 2 + 4 + 6 + … + 2n, слагаемыми которой являются все четные натуральные числа от 2 до 2n;

Решите задачу 1 :

Найдите сумму

2 + 4 + 6 + … + 2n,

слагаемыми которой являются все четные натуральные числа от 2 до 2n;

Дано :  арифметическая прогрессия   Найти:  Решение :  Ответ: (для четных чисел)

Дано : арифметическая прогрессия

Найти:

Решение :

Ответ:

(для четных чисел)

Решите задачу 2 : Найдите : сумму 1 + 3 + 5 + … + (2n – 1), слагаемыми которой являются все нечетные числа от 1 до 2n – 1 .

Решите задачу 2 :

Найдите : сумму

1 + 3 + 5 + … + (2n – 1), слагаемыми которой являются все нечетные числа от 1 до 2n – 1 .

Дано :  арифметическая прогрессия  Найти:  Решение: Ответ :  (для нечетных чисел).

Дано : арифметическая прогрессия

Найти:

Решение:

Ответ :

(для нечетных чисел).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок алгебры в 9 классе по теме "Арифметическая прогрессия"

Автор: Байтемирова Клара Низамуттеновна

Дата: 18.12.2014

Номер свидетельства: 145379

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по алгебре на тему "Арифметическая прогрессия" ( 9 класс)"
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-alghiebrie-na-tiemu-arifmietichieskaia-proghriessiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "255231"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447876831"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Урок по теме Арифметическая прогрессия "
    ["seo_title"] => string(47) "urok-po-tiemie-arifmietichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "243162"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445632116"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Презентация к уроку на тему: "Арифметическая прогрессия" "
    ["seo_title"] => string(65) "priezientatsiia-k-uroku-na-tiemu-arifmietichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "136171"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417061851"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Технологическая карта урока алгебры "Решение задач по теме "Арифметическая прогрессия"" "
    ["seo_title"] => string(105) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-alghiebry-rieshieniie-zadach-po-tiemie-arifmietichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "102618"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402536950"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "конспект урока математики "Решение задач по теме арифметическая прогрессия" "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-matiematiki-rieshieniie-zadach-po-tiemie-arifmietichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "102586"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402528285"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1500 руб.
2500 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1120 руб.
1870 руб.
1240 руб.
2070 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства