Тема: «Отношения между частью и целым; между частями целого»
Цель: Изучить внутренние связи и отношения между целым и частями; подвести детей к тому, что часть всегда меньше своего целого с помощью сравнения; продолжить работу по определению на схеме частей и целого; побуждать детей к беседе с учителем и между собой на основе диалога.
Оборудование: 2 солнца – одно целое, а второе с частью; два стакана с водой, два стакана с крупой, коробочка с кусковым сахаром, две ленты одинаковой длины; маркеры, листы для групповой работы.
Ход урока:
( дети стоят около своих мест)
Прозвенел звонок на наш урок. Доброе утро ребята и наши гости. Приятно Вас всех видеть.
- Выполнение упражнений «Мозговой гимнастики».
- Давайте, выполним умную гимнастику, которая нам поможет решить сложные задания, с которыми я надеюсь, что вы справитесь. Давайте посчитаем до 20,заменяя каждое 3-е число хлопком в ладоши. Очень хорошо развивает мозг рисование с зарытыми глазами. Закройте глазки, мысленно нарисуйте квадрат, а теперь нарисуем посередине квадрата - круг.
- Итак, мы подзарядились и я вижу, что все готовы работать!
- Ребята, сегодня я опять принесла на урок книгу Н.Носова. А как она называется, напомните мне? Кто герои этой книги? Хотите, послушать ещё одну историю, которая произошла с Незнайкой из Солнечного Города?
- Слушайте внимательно, что же с ним произошло.
( учитель рассказывает историю, которая произошла с Незнайкой)
Как – то раз во время прогулки на Незнайку налетел майский жук и ударил его по затылку. Незнайка кубарём покатился на землю, а жук в ту же минуту улетел и скрылся. Когда Незнайка вскочил и оглянулся по сторонам, то кругом никого не было, и он подумал, что наверно, от солнца оторвался кусок и ударил его по голове. Незнайка пошёл домой, и всем, кто по дороге встречался, он об этом рассказывал.
- Как вы думаете, поверили ему коротышки из этого города?
- А давайте всё это переведём на математический язык и рассмотрим это удивительное событие с точки зрения математики.
- Вот оно солнце ( показ). Что с ним произошло?
- Интересно, было солнце, а стало два солнца, вот здорово!
- А в каком отношении находятся Солнце и его части?
- Что больше, по вашему мнению, целое или часть?
- Давайте проверим!
Само солнце, первоначально, когда оно было целым обозначим О
То, что осталось от солнца A, и кусочек, который обломился В.
- В каком отношении Солнце находится с оставшейся частью?
О…В
- Докажите. Кто поможет сравнить! ( сравнение, наложением друг на друга).
- В каком отношении Солнце находится с кусочком?
О…А
- Интересно, ребята, а всегда ли часть будет меньше, чем целое?
- А вот мне не верится, давайте проверим, ведь настоящие математики ставят опыты, исследуют, проверяют.
- Во всех ли случаях, часть будет меньше, чем целое ?
- Практическое задание.
( учитель раздаёт величины)
1 группа работает с объёмом ( вода)
2 группа работает с массой ( сахар)
3 группа работают с объёмом ( крупа)
4 группа работает с длиной ( лента)
- Перед вами величина целая. Вам необходимо эту величину превратить в части, обсудить в группах как вы величину разделите на части, обозначьте буквами, постройте схему и сравните отношения ЦЕЛОГО с ЧАСТЯМИ.
- Прежде чем приступить к работе, вы должны распределить роли между собой, кто проводит опыты, кто строит схему, кто контролирует, кому доверите ответственность, кто нам должен будет рассказать, как всё это выполнили.
- На столике лежат необходимые принадлежности, можно подойти и взять, что вам необходимо.
(р а б о т а в г р у п п а х)
(Когда дети зафиксируют отношения на доске, попросить группу рассказать)
- В каком отношении находятся ЦЕЛОЕ И ЧАСТИ? ( Ц > Ч)
- Вот видите, оказывается, у всех получилось, что Ц > Ч.
- А как нам зафиксировать, записать этот вывод, чтобы передать детям другого класса? Ц > Ч.
- А посмотрите, пожалуйста, в каком отношении находятся части?
(Ч # Ч, Ч = Ч)
( если у детей нет, отношения равенства частей, то учитель разыгрывает ситуацию с шоколадкой, делит её на две ровные части)
- А в каком отношении находятся эти две части? (в равных)
- Оказывается, что часть может быть равна части.
Здорово, а как же это нам записать? (Ч # Ч, Ч = Ч)
- А теперь свой вывод мы можем передать детям другого класса.
- Замечательно, МОЛОДЦЫ!
- А теперь, давайте оценим свою работу на шкале оценок, как вы работали в группах. Легко ли Вам было договариваться в группах?
- Скажите, а как вы думаете, можно ли использовать открытые нами формулы на наших уроках математики?
- Какую цель поставим на следующий урок?
- Домашнее задание.
Найдите дома величину, которую можно также разделить на части и проверьте сделанные нами вывод.