3. Проблемная задача №1 Цель: 1) рассмотреть простейшую форму задач, решаемые прямым предметным действием; 2) выделить общую структуру задачи для различных предметных областей. | -В группы учащимся предлагается набор вопросов из различных предметных областей.. 1 группа. Как дышат рыбы? Какие буквы пишутся одинаково в английском и русском алфавите? 2 группа. Как передвигается улитка? Что больше по площади: учебник по химии для 8 класса или учебник по английскому языку для 4 класса? 3 группа. Что будет с очищенной картошкой, если на нее капнуть йодом? Какая монета тяжелее пятикопеечная или десятикопеечная? 4 группа. Что будет с растительным маслом, если смешать его с водой? В каком из вторых классов самое короткое имя девочки? 5 группа. Что будет с кусочком шоколада, если его бросить в стакан с газировкой? Какую песню Винни Пух спел Пятачку: Ворчалку, Кричалку, Пыхтелку или Смешилку? - По запросу учащихся им выдается в группы все необходимое - как сами объекты, о которых они должны сделать вывод, так и запрошенные средства. - При подведении итогов, фиксируем, что был дан вопрос, и мы подбирали такие условия, которые по нашему мнению, позволили нам ответить на него. - Все, что было дано, с помощью чего мы отвечали на вопрос, называется условием. - А условие вместе с вопросом, мы будем называть задачей. На доске: - Если, воспользовавшись условием, мы ответим на вопрос, то мы можем сказать, что мы решили эту задачу. | Учащимся необходимо для каждого вопроса записать, что им необходимо для ответа на этот вопрос 1 группа – рыба в воде; английский алфавит, русский алфавит; 2 группа – улитка; учебник по химии для 8 класса, учебник по английскому языку для 4 класса; 3 группа – очищенный картофель, йод; одна монета пятикопеечная и одна монета десятикопеечная, весы. 4 группа – растительное масло, вода, сосуд; список имен девочек по классам 5 группа – плитка шоколада, стакан с газировкой; текст песни; Учащиеся пытаются ответить на поставленные вопросы. При обсуждении работы групп может оказаться, что не на все вопросы будет получен ответ. Возможно, это связано с недостаточностью запрошенных средств, с недостаточным временем наблюдения, с неправильно организованным наблюдением. |
4. Проблемная задача №2 Цель: 1) научиться различать задачу на фоне других текстов; 2) выделять в задаче ее составные части: условие и вопрос. | - Ребята, давайте теперь посмотрим, как бы звучали некоторые задачи, которые вы только что решали, если соединить в одно целое условие и вопрос. Например, Пронаблюдайте за рыбой, плавающей в аквариуме. Как она дышит? В группы предлагается набор текстов, некоторые из которых являются задачами, другие содержат только описание (условие), но не содержат вопроса, третьи – только вопрос. Задание: Прочитайте тексты и выберите из них задачи. Обратите внимание на ваших столах лежат маркеры. Маркер – это средство для выделения самых важных мест в тексте. Откройте маркер. В отличие от фломастера, он имеет широкий скошенный кончик. А след, который он оставляет, прозрачный, чтобы через него хорошо были видны буквы выделяемого текста. Чтобы выделить какую-то часть текста, нужно маркером провести прямо по строчке текста (учитель показывает). - Давайте договоримся, что условие в задаче будем выделять желтым цветом, а вопрос – зеленым. Итак, выберите задачи и выделите в них условие и вопрос. - При обсуждении результатов групп делаем акцент на то, что условие может быть дано в виде чертёжа, рисунка, текста, и того и другого вместе. Условие может идти как до вопроса, так и после. После обсуждения предлагается решить задачи по группам. Решенные задачи вывешиваются на доску и обсуждаются. 1 группа. Ответ: Лиза. Предлагается проверить решение. Выходят 6 девочек (имена в тексте задачи подобраны в соответствии с реальными списками классов) и встают так, как указано в условии задачи. Сравнивается реальное имя девочки, оказавшейся между Настей и Соней, с получившимся у детей при решении задачи. 2 группа. Правильные схемы 1) и 2). В схеме 3) нарушена последовательность времен года. 3 группа. Ответ: белый, большой. 4 группа. Ответ: грустное настроение. 5 группа. Задача в некоторой степени провокационная. Чисто зрительно хочется отнести к ластику маленький отрезок, так как чашка весов с ластиком расположена ниже. На самом деле, ластик тяжелее, т.е. его масса больше, а значит, на чертеже массе ластика соответствует больший из отрезков. | 1 группа. Первоклассницы Соня, Маша, Алёна, Полина, Настя, и Лиза встали так, как показано на рисунке. Затем девочки взялись за руки и образовали круг. Какая из девочек окажется между Настей и Соней? Почему листья желтеют? Звукомор проглотил звуки в слове МОЛОКО. 2 группа. Банку и стакан сравнили по объёму. Чей звуковой домик самый большой? Какие из схем правильно отражают процесс смены времён года? (Поставь галочки в нужных квадратиках). 3 группа. Какой предмет тяжелее? Прочитай слова: белый, бегает, белка, большой. Какие слова, называют признак? Для дыхания нам необходим воздух. 4 группа. Прочитай стихотворение: Наша Таня громко плачет Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь. Не утонет в речке мяч. Какое настроение у девочки? Сколько дождливых дней было в прошлом году в Москве? Маша выше Пети, а Коля ниже Оли. 5 группа. Как назвать рассказ? -
Какой отрезок на чертеже показывает массу ластика? (Обведи этот отрезок). Зимой многие звери впадают в спячку. |
4.Проблемная задача № 3 | Сегодня на уроке мы решали много разных задач. Можно ли разделить задачи на разные типы? В ходе обсуждения приходим к выводу: Задача, в которой надо ответить на вопрос с помощью некоторых рассуждений, называется мыслительная задача. Задача, в которой надо выполнить практические действия и дать ответ на вопрос задачи по результату, называется исследовательской. Задача, в которой чтобы ответить на вопрос надо что-то нарисовать, поставить сценку и т.д., называется творческой На доске. Вспомните все задачи, которые мы решили на уроке. К какому типу задач вы их отнесёте? | Мыслительная: про времена года, про признаки предмета, про площади учебников. Исследовательская: про первоклассниц, про русский и английский алфавит, про картошки и йод. Творческая: про девочку Таню. |