kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Сумма углов треугольника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок относится к разделу «Соотношения между сторонами и углами треугольника», первый урок из данного раздела.Урок построен в деятельностном методе обучения и предполагает следующие этапы.

 

1.Организационный момент  – 2 мин

2.Мотивация к учебной деятельности. Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Для этого учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи. У учащихся возникает положительная эмоциональная направленность. –2 мин

Актуализация опорных знаний. Предполагается  осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. Организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:  1.      предлагается самостоятельно выполнить исследование и  выдвинуть свою гипотезу.  –7 мин

 

2.Проблемное изучение нового знания. Учащиеся определяют ключевое слово урока, цель урока, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить. Учитель предлагает учащимся задание, подводящее их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он подводит итог. –10 мин

3.Первичное закрепление во внешней речи. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают  задания, объединенные общей темой («Сумма углов треугольника»), проговаривают решения вслух. Задания подаются с учетом нарастания трудностей. – 6 мин

4.Самостоятельная работа с самопроверкой. Здесь используется индивидуальнаяформа работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. – 7 мин

5.Включение нового знания в систему знаний и повторение. Учитель  предлагает учащимся задание,  чтобы в ходе его выполнения ученики, пользуясь знаниями, приобретенными на уроке, создавали собственные способы его решения.– 8 мин

6.Итоги урока. Рефлексия учебной деятельности. Организуется самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке  – 3 мин

На данном уроке применяются следующие методы: наглядный,  творческий.

Форма организации учебной деятельности рассчитана на фронтальную, парную, групповую и индивидуальную работу. Формы, методы урока соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся данного класса

           Оборудование, используемое на уроке: презентации (приложения №1, №2, №3), доска, видеопроектор, компьютер, ватман, бумажные модели треугольников, транспортир.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Сумма углов треугольника" »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Костромы

«Средняя общеобразовательная школа №8»



Конкурс

«Открытый урок-2012»




Номинация

Урок математики




Название работы

Урок геометрии в 7 классе по теме «Сумма углов треугольника»

по учебнику Атанасяна и др. «Геометрия 7-9 классы» (М.: Просвещение, 2009)




Информация об авторе:

  • Ф.И.О. – Царькова Татьяна Сергеевна

  • Дата рождения - 05.11.1974

  • Место работы – СОШ № 8 города Костромы

  • Должность – учитель математики

  • Педагогический стаж – 15 лет

  • Квалификационная категория – первая

  • Контактный телефон 9-964-155-53-26

  • Контактный E-mail – carinda@mail.ru



С правилами и условиями проведения конкурса ознакомлена и согласен.


26.01.12 Царькова Т.С.





Разрешаю размещение своей работы в сборнике методических разработок, издаваемом по инициативе МБУ ГЦОКО и на портале «Образование Костромской области».


26.01.12 Царькова Т.С.









Кострома - 2012



Пояснительная записка

Работа представлена по направлению «Урок математики» – урок геометрии в 7 классе по теме «Сумма углов треугольника».

В 7 классе вместо предмета «Математика» появляется два новых предмета «Алгебра» и «Геометрия». Наибольшую сложность вызывает изучение геометрии. Учащимся непонятны теоремы, логика их доказательств, выполнение чертежей и решение новых для них задач. Учитель в 7 классе начинает требовать от учащихся выучить теоремы. Но очень многим детям это не по силам и для них геометрия превращается в скучный и непонятный предмет. Применение на уроках презентаций, разработанных в среде PowerPoint, позволяет значительно сэкономить время на уроке, продемонстрировать учащимся аккуратные, четкие образцы оформления чертежей, повысить уровень наглядности в ходе обучения и, наконец, просто внести элементы занимательности, оживить учебный процесс, что способствует решению развивающих целей, которые мы ставим на уроках.

Данный урок был проведен в 7 Б классе, который состоит из 30 человек. В классе 17 девочек и 13 мальчиков, трое учеников выведены на индивидуальное обучение. В классе 15 неполных семей, из них 3 семьи, где школьника воспитывает один отец. Необходимо также отметить, что в классе есть один опекаемый ученик, а три семьи относятся к так называемым неблагополучным семьям. В классе царит дружественная атмосфера и благоприятный социально-психологический климат. Прежде всего это выражается в том, что учащиеся доброжелательны по отношению друг к другу. Если говорить о конфликтных ситуациях, то они возникают редко. Особое внимание можно уделить и активной внеурочной деятельности школьников. Ребята занимаются хореографией в школе, учатся в художественной школе, выступают на различного рода конкурсах, в том числе и общегородских. Дети самостоятельные и любознательные, особенно девочки, любят разрабатывать, организовывать и проводить различные мероприятия, как в классе, так и в школе. Класс 7 Б является общеобразовательным. В классе средний уровень развития. Но есть учащиеся с уровнем выше среднего, а есть и отстающие ученики, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении. Необходимо также обратить внимание на тот факт, что у отдельных ребят очень плохо развиты память и речь, им трудно повторить сказанное, грамотно аргументировать свой ответ и записать решение в тетрадь. Большинство учащихся могут работать только по образцу.

В работе используется Авторская программа Бурмистровой Т. А. для общеобразовательных учреждений, (М., «Просвещение», 2009) к учебнику Л. С. Атанасяна «Геометрия.7-9 классы» (Геометрия. 7-9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 19-е изд.- М.: Просвещение, 2009.- 384 с. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации).

Урок относится к разделу «Соотношения между сторонами и углами треугольника», первый урок из данного раздела.

Согласно Федеральному компоненту и базисному учебному плану МОУ СОШ №8 города Костромы на изучение геометрии в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Урок построен в деятельностном методе обучения и предполагает следующие этапы.

  1. Организационный момент – 2 мин

  2. Мотивация к учебной деятельности. Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Для этого учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи. У учащихся возникает положительная эмоциональная направленность. –2 мин

  3. Актуализация опорных знаний. Предполагается осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. Организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: предлагается самостоятельно выполнить исследование и выдвинуть свою гипотезу. –7 мин

  4. Проблемное изучение нового знания. Учащиеся определяют ключевое слово урока, цель урока, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить. Учитель предлагает учащимся задание, подводящее их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он подводит итог. –10 мин

  5. Первичное закрепление во внешней речи. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают задания, объединенные общей темой («Сумма углов треугольника»), проговаривают решения вслух. Задания подаются с учетом нарастания трудностей. – 6 мин

  6. Самостоятельная работа с самопроверкой. Здесь используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. – 7 мин

  7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Учитель предлагает учащимся задание, чтобы в ходе его выполнения ученики, пользуясь знаниями, приобретенными на уроке, создавали собственные способы его решения.– 8 мин

  8. Итоги урока. Рефлексия учебной деятельности. Организуется самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке – 3 мин

На данном уроке применяются следующие методы: наглядный, творческий.

Форма организации учебной деятельности рассчитана на фронтальную, парную, групповую и индивидуальную работу. Формы, методы урока соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся данного класса

Оборудование, используемое на уроке: презентации (приложения №1, №2, №3), доска, видеопроектор, компьютер, ватман, бумажные модели треугольников, транспортир.

Анализ работы учащихся на уроке. Весь урок прошел в дружеской рабочей атмосфере. Учащиеся на уроке были активны, самостоятельно выдвигали гипотезы, предлагали эффективные способы решения проблемы, опираясь на свои исследования, отстаивали свое мнение, проявили уважение к чужому мнению, решали задачи.

Урок построен в технологии деятельностного метода.

Результат урока: цели урока были достигнуты.


















Конспект урока по геометрии по теме «Сумма углов треугольника» в 7 классе

Цель урока: открыть и доказать теорему о свойстве углов треугольника

Задачи:

образовательные:

  • доказать теорему о сумме углов треугольника;

  • формировать умения увидеть проблему и пути её решения;

  • вырабатывать навыки самостоятельного применения знаний;

развивающие:

  • развивать интерес и уважение к предмету;

  • развивать аккуратность математических записей;

  • развивать мышление и грамотную математическую речь учащихся;

  • способствовать развитию творческой деятельности учащихся;

воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность и трудолюбие учащихся;

  • воспитывать ответственность за коллективное решение.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Этапы урока:

1. Организационный момент – 2 мин

  1. Мотивация к учебной деятельности –2 мин

  2. Актуализация опорных знаний –7 мин

  3. Проблемное изучение нового знания – 10 мин

  4. Первичное закрепление во внешней речи – 6 мин

  5. Самостоятельная работа с самопроверкой –7 мин

  6. Включение нового знания в систему знаний и повторение –8 мин

  7. Итоги урока. Рефлексия учебной деятельности. Организуется самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке – 3 мин

Ход урока

Этап урока,

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приложение 1

Слайд 1

-Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня мы еще раз пройдем с вами путь исследования, познания истины. Пусть мы не откроем ничего нового в геометрии, но каждый из вас наблюдая, предполагая, доказывая, откроет что-то новое для себя. Научится видеть, выдвигать гипотезу, подтверждать или опровергать свои предположения. В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я предлагаю взять слова советского математика Вениамина Федоровича Кагана: «…было бы легче остановить Солнце, легче было сдвинуть Землю, чем уменьшить сумму углов в треугольнике…»

Учащиеся приветствуют учителя стоя, садятся за свои рабочие места, психологически готовятся к уроку, слушают.

Актуализация опорных знаний





Приложение 1


Слайд №2


Слайд №3



Слайд №4



Слайд №5


Слайд №6

Предлагает ответить на вопросы:

-Дайте определение параллельных прямых.

-Сформулируйте аксиому параллельных прямых.

- Сформулируйте свойства углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых третьей.

- Укажите пару накрест лежащих углов.

- Определите, какие стороны у четырехугольника параллельны. Ответ обоснуйте.

- Найдите углы треугольника АВС, если mАС.

- Найдите угол В треугольника АВС, если А=60о, С=70о.

- Найдите угол, под которым пересекутся прямые a и b.


Отвечают на поставленные вопросы, предлагают свои пути решения возникшей проблемы

Проблемное изучение нового знания

-Как вы видите, наших знаний не достаточно для решения двух последних задач. Поэтому давайте проведем наблюдения. На столах у вас модели треугольников, которые вы принесли из дома: первый ряд – остроугольные, второй ряд – прямоугольные, третий ряд – тупоугольные. Проведем практическую работу:

измерьте с помощью транспортира углы треугольника и найдите их сумму. Запишите результаты измерений в таблицу (таблица заготовлена заранее на доске).

- Какие результаты у вас получились?

Проанализируйте результаты.


Измеряют углы, записывают результаты своих измерений в таблицу,













-179о, 180о, 182о. анализируют результаты измерений, делают первые предположения.

Приложение 2

Слайд №1

- Результаты измерений у нас получились разные. Поэтому давайте проведем еще один эксперимент, назовем его «Ножницы». Пронумеруйте углы треугольника. Составьте угол из углов треугольника, определите его вид и найдите его градусную меру. Для этого оторвите углы треугольника, сложите полученные углы так, чтобы их вершины совпали, т.е. находились в одной точке. Моделируйте!

Учитель в ходе выполнения задания помогает тем учащимся, у которых возникли трудности.

- Какой угол у вас получился?

- Чему равна его градусная мера?

Учащиеся выполняют задание, работая в парах моделируют, отвечают на вопрос учителя.













-Развернутый.

-180о.


- Какую закономерность вы заметили?

- Случайно ли сумма углов треугольника оказалась равной 180о или этим свойством обладает любой треугольник?

Высказывают мнение о том, что сумма углов треугольника равна 180о. Учащиеся понимают, что ответ они могут дать только наугад.


- Как мы назовем утверждение, которое сформулировали?

- А почему это утверждение мы назвали гипотезой?


- Как убедиться, что гипотеза стала истинной, т.е. что она справедлива для любого треугольника?

- Как называется утверждение, справедливость которого надо доказать?

Предполагаемые ответы: «гипотезой»,

«потому что мы практически это увидели, но не доказали»,

«ее надо доказать»,



«теоремой»


- Сформулируйте тему нашего урока и запишите ее в тетрадь.

- Какая цель стоит перед нами сегодня?

Предполагаемые ответы: «Сумма углов треугольника», цель: «доказать теорему о сумме углов треугольника и применять ее при решении задач»

Приложение 2

слайд №2

-Сформулируем теорему. Запишем, что дано и что требуется доказать, сделаем чертеж к теореме.

- Какие геометрические фигуры рассмотрены в данной теореме?

- Сколько углов? Перечислите их.

- Каким свойством обладают данные углы?

- Итак, что дано в теореме? Что требуется доказать?

Предлагает учащимся самостоятельно доказать теорему. В случае затруднения делает подсказку: «Через точку В проведите прямую, параллельную АС». Одного из учащихся просит устно доказать теорему у доски по готовому чертежу. Доказательство теоремы записывают в тетрадь.

-Разберем теорему с использованием данного рисунка и обозначений.

Формулируют теорему, записывают условие, делают чертеж, пытаются самостоятельно доказать теорему, в случае затруднений записывают доказательство, предложенное учителем

Первичное закрепление во внешней речи

Приложение 3

слайд №2, 3












Слайд №4

Предлагает учащимся выполнить устную работу по готовым чертежам.

-Закрепим наши знания.

Найдите неизвестные углы треугольника.

- Сколько углов надо знать, чтобы найти неизвестные углы треугольника?

-Следовательно, как решаются задачи, которые были в начале урока?

-Далее будем решать задачи на применение теоремы о сумме углов треугольника.

- Решение данной задачи запишем в тетрадь. Сколько способов решения она имеет?







- Надо знать два угла.



Учащиеся устно решают задачи, проговаривая вслух свое решение





Один из учеников записывает на доске свое решение задачи.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Приложение 3, слайд №5, 6

- Молодцы! А теперь каждый из вас выполнит небольшую самостоятельную работу в тетрадях. Формулирует задание к самостоятельной работе:

- Найти неизвестные углы треугольника.

Учащиеся выполняют работу, самостоятельно проверяют свою работу

Включение нового знания в систему знаний и повторение Приложение 3, слайд №7

Предлагает решить задачу:

- Найдите сумму углов шестиугольника.

- Решите задачу из учебника №230 (для сильных учащихся, слабым предложить решить задачи из рабочей тетради №116, 117)

Решают задачу, оформляют ее решение в тетрадях

Итог урока. Рефлексия. Приложение 3

Слайд №8, 9

Задаёт домашнее задание учащимся, комментирует его: «п.30, 31, № 223аб, 228а и выбрать любую задачу из предложенных».

- С какой теоремой мы познакомились? Сформулируйте ее. - Существует ли треугольник, градусные меры которого равны 30, 45 и 70о. Почему?

-Кто-нибудь может нарисовать треугольник, у которого два прямых угла? А два тупых угла? Ответ обоснуйте.  В прямоугольном треугольнике могут быть прямой и тупой углы? Два острых угла?

-Какую цель мы ставили сегодня на уроке? Достигли ли мы цели урока?

-Вернемся к эпиграфу урока: «…было бы легче остановить Солнце, легче было сдвинуть Землю, чем уменьшить сумму углов в треугольнике…»

-Согласны ли вы с этими словами? Почему?

Записывают домашнее задание, отвечают на поставленные вопросы.
















Предполагаемые ответы: «Да, достигли».


Делают предположения и формулируют еще раз теорему о свойстве углов треугольника

Просит оценить учащихся свою деятельность на уроке.

- Наступила весна, природа пробуждается ото сна, очень скоро мы будем отмечать Международный Женский день! Создадим первый весенний букет. У каждого из вас на столах лежат бумажные цветы, а у меня есть ваза для них. Возьмите клей: если вы все поняли, справились со всеми заданиями, то приклейте к стебельку красный цветок, если еще не все ясно и есть над чем работать, то желтый цветок, если же осталось очень много вопросов и загадок, то синий. Посмотрите, какой красивый у нас получился букет!

Выставление оценок за урок с мотивацией.

Выбирают цветок и приклеивают его к стеблю, нарисованному на ватмане


-Сегодняшний урок я хочу закончить словами С.Маршака:

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце добрым будет!















Ресурсное обеспечение

  1. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 7 класс.- 2-е изд., перераб. И доп. М.: ВАКО, 2009.- 304 с.- 9В помощь школьному учителю);

  2. Геометрия. 7-9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 19-е изд.- М.: Просвещение, 2009.- 384 с. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации);

  3. Изучение геометрии в 7-9 классах. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.].- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2010.- 255 с.;

  4. Сборник "Уроки геометрии с применением информационных технологий. 7-9 классы". Методическое пособие с электронным приложением/ Е.М. Савченко. – М.: Планета, 2011. – 256 с. – (Современная школа).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме "Сумма углов треугольника"

Автор: Царькова Татьяна Сергеевна

Дата: 14.10.2014

Номер свидетельства: 119085

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "конспект урока на тему "Сумма углов треугольника""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekturokanatiemusummaughlovtrieugholnika"
    ["file_id"] => string(6) "289747"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454856484"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Презентация и разработка урока геометрии "Сумма углов треугольника". 7 класс (системно-деятельностный подход) "
    ["seo_title"] => string(119) "priezientatsiia-i-razrabotka-uroka-ghieomietrii-summa-ughlov-trieughol-nika-7-klass-sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod"
    ["file_id"] => string(6) "140635"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417974911"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "технологическая карта пары уроков по геометрии с указанием ЭОР и УУД по теме: Сумма углов треугольника "
    ["seo_title"] => string(116) "tiekhnologhichieskaia-karta-pary-urokov-po-ghieomietrii-s-ukazaniiem-eor-i-uud-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "176193"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424368568"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "технологическая карта пары уроков с указанием ЭОР и УУД по теме: Сумма углов треугольника "
    ["seo_title"] => string(100) "tiekhnologhichieskaia-karta-pary-urokov-s-ukazaniiem-eor-i-uud-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "176200"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424368980"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Презентация для урока геометрии в 7 классе по теме " Сумма углов треугольника" "
    ["seo_title"] => string(89) "priezientatsiia-dlia-uroka-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "164564"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422647321"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2640 руб.
1500 руб.
2500 руб.
1440 руб.
2400 руб.
1500 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства