1. Мотивация к учебной деятельности | Организовать и смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность | Методы обучения и воспитания: Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы развития познавательного интереса. Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований | -Здравствуйте ребята! Меня зовут Елизавета Алексеевна и сегодня урок математики у вас проведу я. - Предлагаю встать и поприветствовать друг друга. У вас был урок физкультуры, чтобы успокоиться и настроиться на урок попрошу вас повторять за мной. - Глубоко и медленно вдыхаем через нос и выдыхаем через рот. Повторяйте за мной (делаем 3 раза). - Перед началом также проверим готовность к уроку. На парте у вас должны лежать дневник, учебник по математике, тетрадь в клетку и пенал. - Кто готов можете присаживаться. Не забывайте про правильную посадку. Ноги стоят ровно на полу, спина соприкасается со спинкой стула, между вами и партой расстояние кулачок и руки лежат на парте. -Замечательно! Ребята, для того, чтобы настроиться на работу, я предлагаю вам выполнить одно интересное упражнение. -У вас на партах у каждого лежат карточки. Что вы на них видите? 2 4 1 6 9 8 1 2 5 7 8 2 7 9 0 4 2 6 8 7 4 3 9 2 2 7 4 1 5 9 6 4 1 2 4 6 8 1 3 2 7 1 9 5 3 5 9 2 9 1 7 6 3 4 5 3 2 1 6 8 1 7 3 5 2 8 7 9 8 9 4 7 7 1 5 8 5 6 3 1 5 3 2 1 8 7 6 4 2 2 -Верно, это цифры. -Ваша задача, среди этих цифр найти и обвести в кружок цифры 2, 5 и 8. Обвести простым карандашом. -Кому не понятно, что сейчас нужно сделать? -Хорошо. Тогда предлагаю приступить к выполнению упражнения. У вас есть пол минутки. Будьте внимательны. -Заканчивает эту работу. Поменяйтесь с соседями по парте карточкам. И посмотрите, как ваш товарищ выполнил работу. Внимателен ли он был? Если найдете еще цифры 2, 5 и 8, то обведите их ручкой. -Верните листы. -Ребята, кто оказался самым внимательным и не пропустил ни одной цифры? Покажите класс. -Молодцы! Я вижу, что многие из вас настроены на работу и готовы получать новые знания. | -приветствуют учителя, делают дыхательную гимнастику, проверяют готовность к уроку. -проверяют правильность посадки. -цифры (возможное повторное объяснение учителя) -выполняют упражнение. -проверяют и обводят. | Ф, И | Презентация (фон), карточки с упражнением на внимание | Взаимоконтроль | Личностные: обучающиеся проявляют положительный эмоциональный настрой на познавательную деятельность Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция,), познавательные УУД (анализ), коммуникативные УУД (сотрудничество с учителем и сверстниками). |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы | Актуализировать знания о письменных примах вычисления. Сформулировать тему и план урока. | Методы обучения и воспитания: По источнику получения знаний: беседа Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы развития познавательного интереса. Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности: беседа | -Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, нам нужно повторить то, что мы уже знаем и умеем. -Для этого я вам предлагаю выполнить задание на карточках. -Они есть у каждого из вас. Что вы на них видите? -Верно. Это примеры, которые нужно решить. Умеем ли мы вычислять столбиком? -Да. Ваша задача сейчас решить примеры столбиком. Но! Обратите внимание возле каждого ответа есть слоги. После того как вы решите примеры, нужно соотнести слоги и ответы в правильном порядке и заполнить таблицу ниже. Так мы узнаем тему нашего урока. -Что делаем сначала? -Верно, сначала решаем примеры. Приступайте. У вас есть две минуты. -Если есть вопрос или затруднения, поднимите руку я к вам подойду. -Кто решил все примеры, можете заполнять таблицу. Но, когда узнаете тему урока, прошу вас не говорить её всем, а поднять руку. -Вижу многие уже закончили и узнали тему нашего урока. Кто скажет? -У кого получилась другая тема? -Замечательно! Вы правы. Тема нашего урока сегодня «Компоненты умножения». -Чтобы успешно освоить эту тему и узнать новое нам нужен план. Согласны? -У нас с вами есть план. Но он немного повредился и его нужно восстановить. -Посмотрите на слайд. У нас есть начало плана и конец. Попробуем соединить их по смыслу. -Кто уже составил первый пункт плана? -Верно. В начале мы с вами познакомимся с названиями компонентов умножения. -Что будем делать потом? -Верно. Поупражняемся заменять сложение умножением. -И в конце урока что нам останется сделать? -Да, мы решим текстовую задачу. Познакомиться с названиями компонентов умножения. Поупражняться заменять сложение умножением. Решить текстовую задачу. -Вы умнички. Предлагаю не медлить и начать знакомиться с названиями компонентов умножения. | -примеры и слоги возле них, таблицу с числами. -решаем примеры и записываем правильный ответ. -компоненты умножения -да -спрашиваю по руке Познакомиться с компонентами умножения. -Поупражняемся заменять сложение умножением. -Решим текстовую задачу. | Ф, И | Презентация, карточка с примерами и темой урока | Самоконтроль, контроль учителя | Личностные: обучающиеся проявляют активность в процессе урока, проявляют самостоятельность мышления, демонстрируют познавательный интерес к уроку математики. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, планирование, целеполагание), познавательные УУД (знаково-символические, анализ синтез), коммуникативные УУД (слушать и понимать речь других, сотрудничество с учителем и сверстниками). Предметные: выполняют письменные вычисления изученных видов в пределах 100 |
3.Решение проблемы | Познакомить обучающ хся с названиями компонентов умножения. | Методы обучения и воспитания: По источнику получения знаний: беседа, объяснение, демонстрация, упражнения, наблюдение. По уровню включения в продуктивную деятельность: репродуктивные, объяснительное-иллюстративные. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы развития познавательного интереса. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности: беседа | -Обратите внимание на слайд. Что вы на нем видите? 7+7+7= -Да, это числовое выражение. Как это действие называется? .Да, это сложение. А какие компоненты мы здесь можете назвать? -Верно. Можем ли мы заменить это действие сложение на умножение? -Почему можем? -Верно. Числа одинаковые складываются. -Как называются числа при сложении? -Да, это слагаемые. -Кто уже решил этот пример? Какой будет ответ? -Верно, ответ 21. -А как мы называем этот результат сложения? -Верно, это значение суммы. Предлагаю заменить этот пример сложения умножением. Запишем его. Ответ мы уже знаем. -Ребята, мы с вами назвали все компоненты действия сложения. А как вы думаете, а у умножения тоже есть свои названия компонентов? -Я с вами согласна. И мы с вами должны узнать и запомнить, как они называются. -Посмотрите на слайд. Посмотрите, над нашим примером есть названия компонентов, но они перепутаны. Попробуем их восстановить. -Как будет называться первый компонент? -Верно. Число 7 – это первый множитель. А число 3? -Верно это второй множитель. А как будет называться это выражение? -Верно, это произведение. И результат произведения будет? -Верно, 21 – это значение произведения. -…., попробуй назвать все компоненты умножения в данном примере. Полным ответом. Число 7-это…. . -Спасибо. Ты молодец. Кто еще хочет проговорить названия компонентов умножения нам? -Ребята, спасибо большое. -Кто не успел рассказать нам всем, расскажите шепотом названия компонентов умножения своему соседу по парте. -Внимание на меня. -Ребята, что мы с вами сейчас узнали? С чем познакомились? -Мы с вами узнали, как называются компоненты умножения. Как они называются? -Замечательно! | -действие сложение, пример, числовое выражение. -сложение. -первое слагаемое, второе слагаемое, третье слагаемое, сумма. -да -одинаковые числа складываются. -слагаемые -21 -значение суммы. -да, есть -первый множитель -торой множитель -произведение -значение произведения -отвечают, проговаривают -проговаривают в парах названия компонентов умножения | Ф,И,П | Презентация, учебник, тетрадь в клетку | Контроль учителя, взаимоконтроль | Личностные: обучающиеся проявляют активность в процессе урока, самостоятельность мышления, демонстрируют познавательный интерес к уроку математики. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (контроль), познавательные УУД (знаково-символические, анализ синтез, обобщение, причинно-следственные связи, отличие нового от уже известного), коммуникативные УУД (слушать и понимать речь других, сотрудничество с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). Предметные: заменяют сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых (если возможно), используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия умножение (первый множитель, второй множитель, произведение, значение произведения). |
5. Первичное закрепление | Организовать усвоение нового способа действия при решении типовых задач | Методы обучения и воспитания: По источнику получения знаний: беседа, объяснение, упражнения. По уровню включения в продуктивную деятельность: репродуктивные Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности: беседа | -Мы с вами приступаем к выполнению второго пункта плана. Что нам нужно сделать? -Верно, поупражняться заменять сложения умножением. -Для этого выполним упражнение из учебника. Откройте 54-ую страницу учебника по математике. -Прочитайте про себя задание к упражнению 1. -Что нам нужно сделать? -Верно. Предлагаю первый пример решить вместе, я у доски, вы в тетради. -Откройте тетради в клетку. Отступите от прошлой записи пять клеток вниз. Отступит 10 клеток вправо и запишите дату. Ниже запишите классную работу. После запишите номер упражнения. -Запишем с первой клетки первый пример 9 умножить на 2. -Сможем ли заменить это действие сложением одинаковых слагаемых? -Верно, запишем сумму через равно. 9Х9=9+9=18 -Какая сумма будет? -18, замечательно. -Значит, произведение 9 и 2 сколько равно? -Тоже 18, запишем. А теперь скажем как называется каждый компонент умножения. -9-это……? Первый множитель. -2-это…….? Второй множитель. -9 умножить на 2-это….? Произведение. -И 18-это…? Значение произведение. -Умнички. Именно в таком алгоритме мы будем решать данное упражнение. -Кто хочет к доске решить второй пример? -Не забываем проговаривать что мы пишем на доске, как решаем пример и называть компоненты умножения. Остальные решают у себя в тетради. -Кто хочет решить третий пример у доски? (повторение). -Остальные два примера решаем самостоятельно, а компоненты умножения проговариваем соседу по парте. -Кто назовет компоненты четвертного примера? -Кто назовет компоненты умножения в пятом пример? -Замечательно. Что мы сейчас с вами тренировались делать? -Верно, мы поупражнялись заменять сложение умножением и называть компоненты умножения. -Что нам еще осталось сделать на уроке? -Верно. Нам нужно решить текстовую задачу. -Закройте пожалуйста учебники и внимание на слайде. Здесь у нас с вами задача. -Прочитайте ей про себя. А кто-то один прочитает вслух.…. , прочитай пожалуйста. -О чем эта задача? -А в какой величине измеряется молоко? -Как она называется? Что обозначает. -Это вместимость. Верно. - Что нам известно по условию задачи? -А что нам неизвестно? -Можем ли мы сразу решить эту задачу? -Значит это какая задача? -Верно, это составная задача. -Что будем находить в начале? -Что найдем после? -А еще как можно решить? -Ваши мнения разделились, но вы правы. Задачу можно решить несколькими способами. Я предлагаю вам записать свой способ решения задачи в тетрадь и продемонстрировать его нам. Помним, что мы пишем пояснения и ответ должен быть полным. -На работу у вас две минуты. -Кто уже решил задачу и хочет продемонстрировать свое решение на оценку. (показываю через документ-камеру тетрадь ребенка). 1 способ: Ответ: в бидоне осталось 22 литра молока. 2 способ: 30-5=25 (л.) молока осталось после первой банки. 25-3=22 (л.) Ответ: в бидоне осталось 22 литра молока. 3 способ: 30-(5+3)=22 (л.) Ответ: в бидоне осталось 22 литра молока. -Замечательно, а кто решил другим способом, но ответ получился таким же? Покажите пожалуйста свое решение. -Ребята, спасибо. Сегодня мы с вами увидели, что одну задачу можно решить несколькими способами. Одни полегче, другие посложнее, но решение у всех одно. Молодцы! -Что мы с вами сейчас делали? -А выполнили ли с вами пункт плана? -Замечательно! | -поупражнять заменять сложение умножением. -вычислить произведение, заменяя умножение сложением одинаковых слагаемых. -да. -18 -18 -отвечают -выходят по желанию -называют, отвечают компоненты произведения. -заменять умножение сложением и называть компоненты произведения. -о том, что молоко разлили в банки. -в литрах -вместимость -сколько литров молока в бидоне и сколько перелили в банки. -сколько литров молока осталось в бидоне. -составная -найдем сколько молока вылили в обе банки, или сначала вычтем литры одной банки из бидона, а затем другие. Можем решить одним действием. -показывают решения детей через камеру. -решали задачу -да | Ф,И,П | Презентация, учебник, тетрадь в клетку. | Самоконтроль, контроль учителя, взаимоконтроль | Личностные: обучающиеся проявляют активность в процессе урока, проявляют самостоятельность мышления, демонстрируют познавательный интерес к уроку математики. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, контроль), познавательные УУД (знаково-символические, анализ синтез, обобщение), коммуникативные УУД (слушать и понимать речь других, сотрудничество с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). Предметные: умеют вычислять и решать текстовые задачи, заменяют сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых (если возможно), используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия умножение (первый множитель, второй множитель, произведение, значение произведения). |
6. Самостоятельная работа +информирование о домашнем задании | Организовать самостоятельную деятельность обучающихся. Объяснить и записать домашнее задание. | Методы обучения и воспитания: По уровню включения в продуктивную деятельность:, самостоятельная работа. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований | -Сейчас я предлагаю вам закрепить новые знания и повторить то что вы уже знаете самостоятельно. -Я вам предлагаю выполнить задания по выбору. У меня есть три разных карточки. -Первая карточка с кругом. На ней вам нужно соединить действие сложение с одинаковым значением действия умножения и решить эти примеры. -Вторая карточка с квадратом немного посложнее. Вас нужно самостоятельно заменить действие умножения сложением и решить примеры. -А третья карточка с треугольником. На ней вам нужно решить примеры известными вам способами и сравнить их ответы. -В каждой карточке сверху над действием умножения нужно карандашом подписать названия компонентов. -Поднимите руку кто-бы бы хотел решать карточку первую? А кто втору? А кто третью? -Карточки у вас. Предлагаю приступать к решению. -Кто уже решил, поднимите руку, я подойду и посмотрю. -Закачиваем эту работу. Эти карточки вы вклеиваете в тетрадь и сдадите на следующем уроке вместе с домашним заданием. -Откройте дневники, предлагаю записать домашнее задание. Дома вам нужно будет дорешать вашу карточку если вы не успели этого сделать на уроке. И выполнить упражнения номер 5 и 6 в тетради. -Посмотрите в учебник. Что вы будете делать в номере 5? -Верно, решите задачу и оформите решение в тетради. И запишите ответ. -А в номере 6? -Решите примеры известными вам способами. -Запишите домашнее задание и закройте дневники. Отложите их на край парты. | -показывают карточки через документ-камеру. -выбирают карточки -решают задание по карточкам -записывают домашнее задание в дневник. | Ф,И | Карточки с разноуровневыми заданиями | Контроль учителя | Личностные: обучающиеся проявляют активность в процессе урока, проявляют самостоятельность мышления, демонстрируют познавательный интерес к уроку математики. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, планирование, целеполагание, контроль, оценка), познавательные УУД (знаково-символические, анализ коммуникативные УУД (сотрудничество с учителем и сверстниками). Предметные: выполняют письменные вычисления изученных видов в пределах 100, заменяют сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых (если возможно), используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия умножение (первый множитель, второй множитель, произведение, значение произведения). |
7. Рефлексия | Подвести итог урока и организовать рефлексию обучающихся | Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание. | -Ребята, наш урок подходит к концу. -Вспомните пожалуйста какая была тема нашего урока? -Да, мы с вами узнавали названия компонентов умножения. -Мы узнали это? -А что мы для этого делали? -Верно. А что еще мы с вами успели сделать? -Верно, потренировались заменять сложение умножением и решали задачи. А также выполняли упражнения в карточках. -Были ли у вас трудности на уроке? С чем? -Спасибо за ответы. Я думаю мы сможем эти трудности преодолеть на следующих уроках или вы всегда можете подойти и спросить вашего педагога или меня, и мы вам поможет разобраться с трудностями. -Ребята, а вот эти новые знания с урока где вам могут пригодиться в жизни? -Спасибо за ваши ответы! -Откройте пожалуйста ваши тетради и нарисуйте на полях рядом с записями нашего урока смайлик, который показывает ваше настроение в конце урока. -Кто хочет поделится своими смайликами и настроением? -Что вам понравилось на уроке? -Что бы вы хотели изменить в нашем уроке сегодня? -Ребята, спасибо за ваше мнение, мне было приятно и полезно его услышать. На этом наш урок походить к концу. Спасибо вам за него. Вы были активными, внимательными и веселыми. Урок окончен. До свидания! | -компоненты умножения -да -решали примеры, называли компоненты умножения -ответы детей -отвечают на вопросы -задают вопросы. | Ф,И | Презентация, тетрадь в клетку | Самоконтроль | Личностные: обучающиеся демонстрируют познавательный интерес к уроку математики. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, оценка), познавательные УУД (анализ, обобщение), коммуникативные УУД (слушать и понимать речь других, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). |