карточки с числами, для усвоения связи данных в обратных задачах;
иллюстрации рыб: лещ, окунь.
Ход урока
Организационный момент.
Сегодня на уроке математики мы отправимся в путешествие по одной очень известной сказке. Как называется эта сказка, вы узнаете, отгадав загадку, но сначала откройте тетради и запишите число.
Загадка:
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? («Три поросёнка»)
- Кто из вас помнит, как звали поросят в сказке?
- Поросята приготовили вам интересные задания, наше путешествие по сказке начинается.
Устный счёт:
Прочитайте числа: 7, 100, 36, 41, 28, 94, 82.
Назовите самое маленькое число. (7)
Назовите самое большое число. (100)
Какое число состоит из 3 десятков и 6 единиц? (36)
Какое число состоит из 10 десятков? (100)
Напишите числа в тетради в порядке возрастания.
7, 28, 36, 41, 82, 94, 100.
Подставив буквы к цифрам, вы сможете узнать, что кричат поросята. (СПАСИТЕ)
Мы отправляемся спасать трёх поросят. Для этого откройте учебник на странице 22 и найдите №4.
Посмотрите внимательно на 1 столбик с примерами:
13 – 7
14 – 7
15 – 7
Что вы заметили? Как вы думаете, какой пример будет следующий? (16 – 7)
Запишите только примеры 1 столбика, допишите ещё один пример и решите их.
(Аналогичная работа со 2 и 3 столбиками)
Изучение нового материала:
Учитель предлагает составить задачу по условию:
Ниф-Ниф – 7 ж. ? ж.
Нуф-Нуф – 4 ж.
Сколько жёлудей собрал Ниф-Ниф?
Сколько жёлудей собрал Нуф-Нуф?
Что надо узнать в задаче?
(На доске учитель записывает решение и ответ задачи, объясняя схему задачи)
Схема:7 4
?
Учитель предлагает составить задачу по условию:
Ниф-Ниф – 7 ж. 11 ж.
Нуф-Нуф – ? ж.
Сколько жёлудей собрал Ниф-Ниф?
Сколько жёлудей собрал Нуф-Нуф?
Что обозначает число 11?
Что надо узнать в задаче?
(На доске учитель записывает решение и ответ задачи, объясняя схему задачи)
Схема:7 ?
11
Учитель предлагает составить задачу по условию:
Ниф-Ниф – ? ж. 11 ж.
Нуф-Нуф – 4 ж.
Сколько жёлудей собрал Ниф-Ниф?
Сколько жёлудей собрал Нуф-Нуф?
Что обозначает число 11?
Что надо узнать в задаче?
(На доске учитель записывает решение и ответ задачи, объясняя схему задачи)
Схема:? 4
11
Далее сравниваются решения всех задач:
7 + 4 = 11(ж.)
11 – 7 = 4 (ж.)
11 – 4 = 7 (ж.)
(Повторить компоненты действий)
Затем устанавливается связь между ними. Учитель сообщает, что такие задачи называются обратными.
Физминутка.
Закрепление нового материала.
Работа по учебнику с. 22 №2
Задача:
Володя поймал 4 окуня и 3 леща. Сколько всего рыб он поймал?
4+3 = 7 (р.)
Ответ: 7 рыб.
Схема:4 3
?
Составьте обратную задачу:
Володя поймал 7 рыб. 4 окуня и несколько лещей. Сколько лещей поймал Володя?
7 – 4 = 3 (л.)
Ответ: 3 леща.
Схема:4 ?
7
Володя поймал 7 рыб. 3 леща и несколько окуней. Сколько окуней поймал Володя?
7 – 3 = 4 (ок.)
Ответ: 4 окуня.
Схема:? 3
7
Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Всё ли вам было понятно?
- Что вызвало затруднения?
- Как вы думаете, почему это произошло?
- Кто доволен своей работой на уроке? Поднимите руки.
Домашнее задание:
Учебник страница 22 №3, выучить правило за красной чертой.