Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 3 классе.»
Урок: математика
Тема: ПОВТОРЕНИЕ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ ОДНОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК
Цели: повторить таблицу сложения и вычитания в пределах 20; вспомнить решение задач в два действия, а также построение отрезков заданной длины.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Положите шарики в нужную коробочку:
10
2
19
11
15
5
III. Повторение пройденного материала.
1. В начале урока с учащимися следует повторить состав чисел от 2 до 10. Этому способствуют задания № 1 и № 2, задание «Занимательная рамка» № 1 на с. 5.
2. Работу над табличными случаями сложения и вычитания с переходом через десяток можно начать с разбора задания № 3 на с. 5, а затем перейти к демонстрации этого вычислительного приема.
№ 3: Вычислите, объясняя каждый раз, сколько всего прибавили к числу или вычли из него:
8 + 2 + 4 = 6 + 4 + 3 = 12 – 2 – 5 = 18 – 8 – 1 =
При этом учитель использует наборное полотно с двумя рядами карманов, по 10 карманов в каждом ряду, иллюстрируя один пример на сложение и один – на вычитание. По ходу иллюстрации он под диктовку учащихся выполняет на доске запись вида:
9 + 4 = 13, 12 – 5 = 7.
Л Л
1 3 2 3
Затем дети с комментированием выполняют задание № 4 на с. 5, а после этого приступают к самостоятельному выполнению задания № 5.
Комментирование примеров из № 4:
8 + 6 = 8 + 2 + 4 = 10 + 4 = 14
2 4
Ученик. Представляю второе слагаемое 6 в виде суммы удобных слагаемых: таких, чтобы одно из них смогло дополнить 8 до 10. Это 2 и 4. Удобно сначала к 8 прибавить 2, получится 10. Потом прибавляем ещё 4. Получается ответ – 14.
3. Дальнейшее закрепление данного вычислительного приема происходит при выполнении учащимися задания № 6 и задания «Занимательная рамка» № 2 при последующей проверке.
4. При работе над геометрическим материалом задания № 7 учитель должен вспомнить с детьми соотношение между дециметром и сантиметром.
Учитель. Сколько см в 1 дм?
Дети. В 1 дм содержится 10 см.
После того как учащиеся вспомнили, что 1 дм = 10 см, они самостоятельно чертят отрезок заданной длины в тетради.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Решение задач.
На этом уроке учащиеся вспоминают также решение составных задач. Для этого задание № 8 учащиеся разбирают вместе с учителем.
Сначала дети отвечают на первый вопрос задачи – «Сколько кг моркови собрали со второй грядки?», записывают и решают простую задачу:
1-я грядка – 23 кг
2-я грядка – ? на 3 кг м.
23 – 3 = 20 (кг)
О т в е т: 20 кг моркови собрали со второй грядки.
А затем отвечают на второй вопрос задачи – «Сколько кг моркови собрали с двух грядок?» и решают составную задачу:
1-я грядка – 23 кг
2-я грядка – ?, на 3 кг м.
1) 23 – 3 = 20 (кг) – на 2-й грядке
2) 23 + 20 + 43 (кг)
О т в е т: 43 кг моркови всего.
При выполнении задания № 9 учитель просит поставить вопрос задачи так, чтобы она решалась двумя действиями.
Дети. Сколько всего машин занято на уборке урожая?
После постановки вопроса учащиеся решают эту задачу самостоятельно.
Картофелекопалок – 10 м.
Грузовых машин – ?, на 2 м. б.
1) 10 + 2 = 12 (м.) – грузовых
2) 10 + 12 = 22 (м.)
О т в е т: 22 машины всего.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что мы повторяли сегодня на уроке?
Дети. Сегодня на уроке мы повторили таблицы сложения и вычитания в пределах 20, чертили отрезки заданной длины, а также решали простые и составные задачи.