Задача №1. В корзине было в 2 раза меньше яблок, чем в ящике.
После того как из корзины переложили в ящик 10 яблок, в ящике их стало в 2 раз больше, чем в корзине. Сколько яблок было в корзине и сколько в ящике?
Учитель. Вопрос классу. Можно ли решить эту задачу без уравнения?
Учитель. Давайте теперь сформулируем тему урока и цель урока.(С помощью учителя ученики формулируют цель и тему урока).
Введение нового материала.
Учитель. Сегодня мы научимся решать задачи с помощью уравнений.
Итак давайте вместе с вами составим алгоритм решения задач с помощью линейных уравнений.
Что можно обозначить за переменную х в задаче? (Ученики с учителем составляют алгоритм).
Алгоритм:
-обозначают некоторое неизвестное число буквой;
-используя условие задачи, составляют уравнение;
-решают уравнение;
-используют полученный результат для истолкования в соответствии с условием задачи.
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Учитель. Давайте решим эту задачу.
К. -?яб., в 2 раза м. чем в ящ., взяли 10яб.
Ящ. -?яб. ,положили 10яб., стало в 5р.б.,чем в в ящ.
Решение.
Пусть в корзине было х яблок. Тогда в ящике было 2х яблок.
Тогда (х-10) яблок стало в корзине. Тогда (2х+10) яблок стало в ящике , в 5р. б., чем в корзине.
Составляем уравнение. 5(х-10) =2х+10,
5х-50=2х+10, 5х-2х=10+50, 3х=60, х=20.
Следовательно, в корзине было 20 яблок. 20*2=40(яблок) было в ящике.
Ответ: 40 яблок в ящике было, 20 яблок в корзине было.
Задача №2. Предназначенные для посадки 78 саженцев смородины решили распределить между тремя бригадами так, чтобы первой бригаде досталось саженцев в 2 раза меньше, чем первой. Сколько саженцев надо выделить первой бригаде?
Учитель. Как вы думаете ребята, что мы обозначим за х в этой задаче?
Решение.
Пусть хс. – Iбригаде выделили. Тогда 2х с. –II бригаде выдели
Тогда (х+12)с. –III бригаде выделили. Всего выделили-78с.
Составляем уравнение. х+2х+(х+12)=78,
х+2х+х+12=78, 4х=78-12, 4х=66, х=16,5.
Учитель. Может ли быть 16,5 саженца? Как вы думаете ребята ? Что это значит? Какой вывод?
По смыслу задачи х должно быть натуральным числом, а корень уравнения – дробное число.
Значит, распределить саженцы указанным способом нельзя.
Ответ: такое распределение саженцев невозможно
Самостоятельная работа (по карточкам).Тест.
Карточка №1. Составить уравнение по условию задачи.
В одной кассе кинотеатра продали на 86 билетов больше , чем другой. Сколько билетов продали в каждой кассе, если всего было продано 792 билета?