(проверка домашнего задания) В.И. Ответы на вопросы: - Кто был основателем ислама? - Как называлась священная книга мусульман? - Кто такие мусульмане? - Какие государства входили в Арабский халифат? (сообщение темы, постановка проблемного вопроса) В.И. Тема урока сегодня: «Важнейшее украшение человека – это знание». И в конце урока вы должны ответить на вопрос: почему знания являются важнейшим украшением человека? (сообщение плана новой темы) В.И. -Ребята, сейчас на уроке мы с вами продолжим работу по следующему плану: I) Образование II) Развитие науки 1) математика 2) астрономия 3) история 4) география 5) медицина 6) литература III) Значение культуры халифата. В.И. -Арабские поэты прославляли халифа. Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана. В странах Арабского большое внимание уделялось образованию. Поэтому арабы внесли большой вклад в развитие мировой культуры. - Сегодня я хочу вас познакомить с такими понятиям, как мечеть, сунна, медресе. - Большое внимания арабы уделяли знаниям. Поэтому ещё в 7 веке были созданы школы, которые назывались медресе…. - Дима, скажи что же такое медресе? (закрепление и обобщение математического материала) Н.П. Арабские математики внесли огромный вклад в развитие мировой культуры. Используя труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков: - арабские учёные создали алгебру; - создали арабские цифры. А мы с вами на уроке покажем, как научились пользоваться ими. Повторим пройденную тему: «Простые и составные числа». 1.Вспомните определения: (Слайд) - Какие числа называются простыми? - Какие числа называются составными? 2.Распределите числа по группам, пользуясь таблицей простых чисел. (Слайд) 3. Заполни таблицу. (Слайд) Откройте тетради, запишите число, тему. Прежде, чем приступите выполнять задание, давайте повторим признаки делимости на 2, 3 и 5. Самостоятельно выполняем задание. Взаимопроверка. Сверяем со слайдом. 4. Физминутка. (Слайд) Разложи на простые множители. Воспитанники делятся на две команды и у доски выполняют разложение на множители чисел. 5.Выбери простые числа. (Слайд) 6. Назови число, которое делиться на 2. (Слайд). Это задание на внимание. Н.П. –Арабские учёные также внесли огромный вклад в развитие и других наук. В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Ещё в то время астрономы смогли приблизительно вычислить окружность земли. Описали положения небесных тел и некоторым из них дали название. -Один из выдающихся учёных того времени Аль-Бируни. Он один из первых высказал идею о том, что Земля движется вокруг Солнца. В.И. -В это же время в халифате успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий учёный Ибн Сина. Особенно прославился Ибн Сина как врач. Ему принадлежит более ста научных трудов. - Арабские историки прославляли завоевания, излагали историю римских, византийских и иранских правителей. Особое место было отведено Мухаммеду – основателю ислама. - Географы не только изучали сообщения о других странах, но стремились побывать в них. Арабские путешественники и купцы описали страны халифата, Африки, восточной Европы, Индию и Китай. - Особых успехов достигла поэзия. Поэтов интересовали вечные вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о красоте мира и его печалях. - Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. Простой народ передавали смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали судий и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник «Тысяча и одна ночь» | Воспитанники отвечают, проверяя правильность ответов на слайдах. Воспитанники, отвечая на поставленный вопрос, называли государства Арабского халифата, показывая их на карте. Воспитанники читают план занятия. Воспитанники, с опорой на слайд, читают определения на слайде. Дима: Медресе – высшие мусульманские школы. Воспитанники отвечают на вопросы Воспитанники работают фронтально. Воспитанники рассказывают признаки делимости. Воспитанники делятся на две команды и выполняют задания на скорость. (проверяем правильность выполнения на слайде) Воспитанники работают фронтально, записывая ответы в тетрадь. |