kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вычитание из круглых трехзначных чисел

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по математике во 2 классе по учебнку Л.Г. Петерсон.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вычитание из круглых трехзначных чисел»

Урок математики во 2 классе.

УМК «Планета знаний»

Тема урока: «Вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд: 302 – 124; 200 – 37».

Тип урока. Урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного диалога.

Цели урока: формирование умений выполнять вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд, когда в записи уменьшаемого есть нули.

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия:

Предметные:

Построить способ вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд, когда в уменьшаемом есть нули.

личностные:

  • проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

  • понимает причины успеха в учебной деятельности

Метапредметные:

Регулятивные:

  • умение планировать действия в соответствии с учебной целью

  • умение использовать критерии, предложенные взрослыми, для оценивания учебных действий

  • умение самостоятельно осуществлять контроль учебных действий

Коммуникативные:

  • умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации

  • слушает и понимает речь других;

  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Познавательные:

  • умение осуществлять логическое действие «анализ», «сравнение»,«аналогия»;

Задачи урока: 1.Формировать умение формулировать и удерживать учебную задачу урока; на основе графических моделей составлять алгоритм вычитания трёхзначных чисел с переходом через десяток, пользоваться алгоритмом, уточняющим порядок действий, необходимых для безошибочных вычислений.

2.Развивать логические УУД ( сравнивать числа, анализировать варианты эталонов,

Применять аналогию….

3.Воспитывать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности;

культуру общения при деятельности в паре и культуру оформления работы

Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Базовые национальные ценности: познание; истина; научная картина мира; свобода личная; доверие к людям; справедливость; творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость; трудолюбие.



Ход урока:

  1. Организационный момент.

Высказывание.

Эпиграфом к уроку я выбрала слова известного французского писателя .

«Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти." (Оноре де Бальзак)

И вы, как всегда, отправляетесь в добрый путь за новыми знаниями.

-Поднимите руку, кто знает, как человек может чему-то по-настоящему научиться?

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Показать прозрачную игрушку.

– Посмотрите на игрушку. Что в ней необычного? (Все детали видны, можно увидеть, как работает…)

– А что будет, если убрать одно колёсико? (Игрушка сломается, не сможет работать, двигаться.)

– Вот так же и знания человека состоят из маленьких «деталей-колёсиков». И только когда эти «детали» собраны вместе и не упущена ни одна, они начинают «действовать», их можно применить в жизни. Каждый урок и каждое новое знание, которое вы на нём получаете, являются такими «деталями», частями ваших знаний.

– И сегодня я предлагаю добавить к вашим знаниям ещё одну «деталь». Чтобы присоединить её к тем знаниям, которые у вас уже есть.

-Над какой большой темой вы работаете на уроках математики? ( Сложение и вычитание трёхзначных чисел.)

-Каким образом вы можете что-то узнать? ( Сначала повторим необходимое, потом выполним задание для пробного действия. Если не получится, постараемся понять причину затруднения, поставим цель, выберем средства, ….) УУД планирование Р

– Верно, так всё и будет. Начинаем … (С повторения необходимого.)

III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

1) Тренинг мыслительных операций посредством работы с трёхзначными числами.

-Дан ряд чисел: 200, 218, 236, 254, 372 УУД сравнение

-Какое число этого ряда «лишнее»? Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? ( сравнить). Что значит сравнить? ( найти общее и различие)

- Что общего у всех чисел? ( Они натуральные, в записи каждого числа есть цифра 2)

Найдите лишнее число. Докажите. ( 200- круглое, а остальные нет; 372- содержит 3 сотни, а остальные -2)

-Какое число надо поставить вместо 372, чтобы получилась закономерность? ( числа увеличиваются на 18, поэтому за числом 254 идёт 272.)

Учитель заменяет число 372 на 272.

- Какое число следующее в ряду? ( 290= 272+18)

- На сколько 290 больше 200? (на 90 На сколько 200 меньше 290? ( Тоже на 90)

-Расскажите , что вы знаете о числе 200. ( 200- трёхзначное число, содержит 2 сотни, предыдущее число 199, последующее 201, сумма цифр -2)

– Выразите число 200 в различных счётных единицах.

По 1 учащемуся у доски, остальные – в тетрадях.

(200 = 2 с = 20 д.)

– Выразите 200 см в различных единицах измерения. (200 см = 2 м = 20 дм.)

2) Повторение способов вычитания двузначных чисел из круглого и вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд.

Открыть на доске: 90 – 26

192 – 128. УУД сравнение

– Молодцы! Посмотрите на следующее задание. Что записано на доске? (Выражения.)

– Что общего у обоих выражений? (Это разности.)

– Найдите значение первого выражения, используя запись в столбик.

1 учащийся у доски с объяснением, остальные – в тетрадях.


(Пишу единицы под единицами, десятки под десятками. Вычитаю единицы. Из 0 не могу вычесть 6, поэтому занимаю 1 десяток и дроблю его на 10 единиц: 10 – 6 = 4, пишу под единицами. Вычитаю десятки: 9 – 1 – 2 = 6, пишу под десятками. Ответ: 64.)


Какой способ вы повторили, решая этот пример? (Способ вычитания двузначного числа из круглого.)

Открыть на доске эталон:

А для нахождения значения второго выражения, какой эталон вам понадобится? (Эталон вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд.)

Открыть на доске эталоны:


– Какой из эталонов вы будете использовать? (Первый, так как в уменьшаемом не хватает единиц в разряде единиц.)

– Найдите значение второго выражения, используя запись в столбик.

1 у доски с объяснением, остальные – в тетрадях.

(Пишу единицы под единицами, … Вычитаю единицы. Из 2 не могу вычесть 8, поэтому занимаю 1 десяток и дроблю его на 10 единиц: 12 – 8 = 4, пишу под единицами. Вычитаю десятки: 9 – 1 – 2 = 6, пишу под десятками. Вычитаю сотни: 1 – 1 = 0. Ответ: 64.)

– В обоих примерах получились одинаковые ответы. Это случайность или есть закономерность? (Есть закономерность: уменьшаемое и вычитаемое во втором примере увеличены на одно и то же число – 102, поэтому результат не изменился.) УУД сравнение

– Молодцы! Мы закончили повторение необходимого. Какие способы были выбраны мной для повторения? (Способы вычитания двузначного числа из круглого и вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд.)

– Как вы думаете, почему именно эти способы я выбрала? (Скорее всего, они помогут нам в построении какого-то нового способа вычитания.) УУД аналогия

– Верно. И что должно быть дальше? (Нам надо будет выполнить задание для пробного действия.)

– Зачем? (Чтобы понять, чего мы не знаем.)

3) Задание для пробного действия.

Открыть на доске: 300 – 156.

– Посмотрите на доску. Я предлагаю вам попробовать из 300 вычесть 156, используя запись в столбик. Ведь вы умеете вычитать трёхзначные числа в столбик? (Умеем.)

– Что же в этом примере для вас ново? (Мы никогда ещё не вычитали трёхзначные числа, когда в уменьшаемом есть нули.) УУД анализ

– Попробуете? (Попробуем.)

– Пробуйте. Запишите решение примера на листе в клетку. За 30 сек.

– Проверим. Поднимите руку, кто не получил ответ.

– В чём ваша трудность? (Мы не можем решить пример 300 – 156.)

– Кто решил пример, назовите ответ. (144; 254; 244; 154; …)

Учитель фиксирует на доске все варианты ответов детей.

– Что видите? (Получили разные ответы.)

- Почему? (встретились с трудностью)

– Вы все встретились с трудностью. Что же вы будете делать? (Подумаем, почему эта трудность возникла.)

IV. Выявление места и причины затруднения.

– Давайте думать. Какое задание вы выполняли? (Мы решали пример 300 – 156.) УУД анализ

– Что в этом задании было для вас новым? (Мы не решали примеры на вычитание трёхзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули.)

–В чём причина затруднения? (Нет способа вычитания трёхзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули.)

– Молодцы! Вы поняли причину затруднения. Что дальше? (Надо поставить перед собой цель, выбрать средства и спланировать свою дальнейшую работу.)

V. Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели и задач урока

– Какую цель вы поставите перед собой? (Построить способ вычитания трёхзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули.)

– Как бы вы назвали урок? (Вычитание трёхзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули.)

Открыть название темы на доске.

– Какой инструмент поможет вам разобраться в решении таких примеров? (Графические модели.)

– Какие известные вам способы могут помочь? (Способы вычитания двузначных чисел из круглого и вычитания трёхзначных с переходом через разряд в столбик.)

– Средства вы выбрали. Осталось продумать план. УУД планирование

Учитель по ходу фиксирует план на доске.

(Сначала мы решим пример с помощью графических моделей, потом запишем и решим этот же пример в столбик и уточним эталон вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд.)

VI. Реализация построенного проекта.

– Действуйте по плану. Что сделаете сначала? (Попытаемся решить пример с помощью графических моделей.)

Напишите графическую модель примера 300 – 156.

1 учащийся у доски ( кинестетик, аудиал), остальные – на партах:

– Как вычитают трёхзначные числа с помощью графических моделей? (Из сотен вычитают сотни, из десятков – десятки, из единиц – единицы.) УУД речевое высказывание, анализ, аналогия.

– Что здесь мешает так действовать? (В уменьшаемом нет единиц ни в разряде десятков, ни в разряде единиц.)

– Где их взять? (У сотни.)

– Молодец! Что нужно сделать с сотней? (Раздробить на 10 десятков.)

– А где взять единицы? (Надо из 10 десятков взять 1 десяток и раздробить его на 10 единиц.)

Замените одну сотню этой моделью. Макеты вырезать.

1 учащийся у доски, остальные – на партах:

– Как будете действовать дальше? (Вычитать по общему правилу: 2 с – 1 с = 1 с, кладу 1 большой треугольник; 9 д – 5 д = 4 д, кладу 4 маленьких треугольника; 10 е – 6 е = 4 е, кладу 4 точки. Ответ: 144.)

Стереть с доски или зачеркнуть все неверные ответы.

– Молодцы! Самое трудное позади. Что дальше по плану? (Записать и решить этот пример в столбик.)

– Запишите пример в столбик и объясните, как его решить, пользуясь графическими моделями.

1 у доски с объяснением, остальные – в тетради. (Аудиал)

(Пишу… Вычитаю единицы. Из 0 не могу вычесть 6, поэтому занимаю 1 сотню, дроблю её на 10 десятков, из которых занимаю 1 десяток, поэтому десятков остаётся 9. 1 десяток дроблю на 10 единиц: 10 – 6 = 4, пишу под единицами. Вычитаю десятки: 9 – 5 = 4, пишу под десятками. Вычитаю сотни: 3 – 1 – 1 = 1, пишу под сотнями. Ответ: 144.)

Осталось выполнить последний пункт плана. Какой? (Надо уточнить эталон вычитания трёхзначных чисел.)

Открыть на доске:


Работа в парах.

Что надо изменить в уменьшаемом? (В разряды десятков и единиц надо вписать нули.)

Вписать в уменьшаемое нули:


– Восстановите, как вычитали в столбик, и закончите уточнение эталона в парах.

Раздать заготовки для уточнения эталона.

– Выберите представителя от группы, который представит результат вашей работы.

Представитель от группы озвучивает результат. После согласования групп, эталон должен иметь такой вид:



– Сравните результат вашей работы с предложенным вариантом эталона. Что скажете? (Мы пришли к правильному выводу.)

– Молодцы! Вы нашли способ решения самого сложного вида примеров на вычитание. Что дальше? (Надо потренироваться в применении этого способа при решении примеров.)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1) – Откройте в учебнике 1 на стр. 64.

– Прочитайте задание.

1-пример учитель

Выполните решение 2 и 3 примеров.

По одному с места с объяснением.

(200 – 37. В уменьшаемом 0 единиц в разряде единиц и десятков, поэтому занимаю 1 сотню, дроблю её на 10 десятков. Один десяток занимаю, остаётся 9 десятков. 1 десяток дроблю на 10 единиц. Теперь можно выполнить вычитание: 1 с, 9 д – 3 д = 6 д, 10 е – 7 е = 3 е. Ответ 163.)

Затем учащиеся объясняют решение примера в столбик.

Далее аналогично.

2) – Продолжаем тренироваться. Посмотрите на 2 на стр. 64. Прочитайте задание.

– Решите 1 и 4 примеры без проверки.

По 1 у доски с объяснением, остальные – в учебнике.

– Какой вид работы поможет вам выяснить, насколько вам понятен способ вычитания трёхзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули? (Самостоятельная работа.)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

– Предлагаю вам самостоятельно решить 2 и 3 примеры (без проверки) из 2 на стр. 64. Готовы?

– Приступайте.

– Проверьте. УУД контроль

Открыть на доске эталон:


– У кого есть ошибки? В чём их причина? (Не уменьшили количество десятков на 1, не уменьшили количество сотен на 1, допустили ошибки в счёте, …)

– Какой план работы вы себе наметите? (При выполнении домашней работы постараться ещё раз осмыслить новый способ) с.71 № 5 ( 1 столбик)

– У кого всё получилось? Поставьте себе «+».

– Как вы считаете, где вам может пригодиться умение применять новый способ? (В решении уравнений, задач, при выполнении действий с именованными числами, …)

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

1) Выполнение действий с именованными числами.

– Вы убедитесь в необходимости нового знания при выполнении 7 (б) на стр. 65.












1 у доски с объяснением, остальные – в тетради.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Молодцы! Вы много успели за урок. Пора подвести итог.

Сопоставьте цель, проблемы, план урока с полученным вами результатом.

Как мы добиваемся намеченной цели?

Какую цель на уроке вы перед собой ставили? (Построить способ вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд, когда в уменьшаемом есть нули.)

– Достигли цели? Докажите.

– Расскажите, в чём суть нового способа? (Мы занимаем 1 сотню, дробим её на 10 десятков, а из 10 десятков занимаем 1 десяток. Десятков остаётся 9. 1 десяток дробим на 10 единиц.)

Выполнили ли вы план урока?

– Какие трудности остались на конец урока? (…)

– Как вы планируете их преодолевать? (…, при выполнении домашнего задания.)

X . Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  • Оцените свою работу на уроке.

  • Покажите кружок – зеленый я все понял и могу

  • Синий – если ещё надо поработать

  • Красный- я не могу





(Пишу… Вычитаю единицы. Из 0 не могу вычесть 6, поэтому занимаю 1 сотню, дроблю её на 10 десятков, из которых занимаю 1 десяток, поэтому десятков остаётся 9. 1 десяток дроблю на 10 единиц: 10 – 6 = 4, пишу под единицами. Вычитаю десятки: 9 – 5 = 4, пишу под десятками. Вычитаю сотни: 3 – 1 – 1 = 1, пишу под сотнями. Ответ: 144.)


9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Вычитание из круглых трехзначных чисел

Автор: Миронова Ирина Дмитриевна

Дата: 18.11.2016

Номер свидетельства: 360142

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Урок "Сложение и вычитание трехзначных чисел" "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-slozhieniie-i-vychitaniie-triekhznachnykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "137870"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417444457"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "«Сложение и вычитание трёхзначных чисел» "
    ["seo_title"] => string(49) "slozhieniie-i-vychitaniie-triokhznachnykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "158938"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421833422"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "конспект урока на тему: Проверка действий сложения и вычитания"
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekturokanatiemuprovierkadieistviislozhieniiaivychitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "263786"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449592947"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Вычитание из круглых чисел "
    ["seo_title"] => string(32) "vychitaniie-iz-krughlykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "105074"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402814810"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект внеклассного мероприятия на тему "В мире чисел" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-na-tiemu-v-mirie-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "214160"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432223552"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1600 руб.
2660 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1440 руб.
2400 руб.
1500 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства