Просмотр содержимого документа
«Задачи на совместную работу»
Тема урока: Задачи на совместную работу (2-й урок по теме)
Цели:
Образовательные: совершенствовать умения и навыки решения задач на совместную работу методом арифметического действия;
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, умение применять полученные знания на практике, умение выделять главное, верно использовать аналогию и сравнение; строить логическую цепочку при решении задач; формированию математической речи;
Воспитательные: стимулировать мотивацию и интерес к изучению математики, приучать к эстетическому оформлению записи в тетради, умение слушать и уважать мнение своих товарищей.
Планируемые результаты:
предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать навыки решения основных задач на совместную работу
личностные: умение работать в группах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения
метапредметные: уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности
Тип урока: закрепление ранее изученного материала с элементами изучения нового материала.
Посмотрите на слайд, отгадайте предложенные ребусы.
Задача, работа, как данные слова связаны с нашим уроком?
Да, сегодня мы продолжаем решать «задачи на совместную работу». Скажите что бы вы хотели получить от сегодняшнего урока. Сформулируйте цели урока.
Давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока.
3.Актуализация опорных знаний и умений
Чтобы хорошо решать задачи что нам обязательно нужно уметь? (Грамотно считать)
а ) Устный счет
В ерно ли что:
б) Алгоритм решения задач на совместную работу (ответы на вопросы – устно)
- Бассейн наполняется за 3 ч. Какая часть бассейна наполнится за 1 ч?
- Работу выполнили за 5 часов. Какую часть работы выполняли каждый час?
- За час труба наполняет 1/12 часть бассейна. За сколько часов она наполнит бассейн?
- Путник проходит в час 1/6 часть пути. За сколько часов он пройдет весь путь?
- За час первая труба наполняет 1/4 бассейна, а вторая – 1/3 бассейна. Какую часть бассейна наполнят обе трубы за 1 час совместной работы.
4. Индивидуальная работа
Задача 1. В рукописи 60 страниц. Одна машинистка перепечатает рукопись за 12 ч, а вторая – за 6ч. За сколько часов машинистки перепечатали бы рукопись при совместной работе? (4 часа)
Задача 2. Токарь может обточить 72 заготовки за 3 ч, а его ученику потребуется в два раза больше времени. За сколько часов они обточат 144 заготовки при совместной работе?
(4 часа)
Скажите относятся ли данные задачи к теме нашего урока? А чем они отличаются от тех задач, которые мы решали на прошлом уроке?
5. Составить задачу по картинке и решить ее.
Задача 1. Отец с сыном красят забор. Если бы забор красил только отец, то ему потребовалось бы 10 часов. А сыну на эту работу требуется 15 часов. За сколько часов они вместе выполнят всю работу, если будут работать вместе? - решить на доске (6 часов)
Задача 2. Кот Матроскин и Шарик решили заготовить дрова на зиму. Если Матроскин будет колоть дрова один, то ему потребуется 45 часов, а Шарику на эту же работу требуется 30 часов. За сколько часов они выполнят всю работу, если будут работать вместе? - решить самостоятельно, с последующей проверкой (18 часов)
6.Физкультминутка
Мы с вами хорошо поработали и теперь самое время немного расслабиться и отдохнуть.
7.Решение задач по готовому чертежу
а)Двое рабочих, работая вместе, выполняют некоторую работу за 6 часов. Один из них, работая самостоятельно, может выполнить эту работу за 15 часов. За сколько часов может выполнить эту работу второй рабочий, работая самостоятельно? – решить на доске
(10 часов)
б) В городе есть искусственный водоем. Три трубы могут наполнить его за 3 часа. Одна из труб может заполнить его за 6 часов, вторая – за 8 часов. За сколько времени наполнит водоем третья труба? - решить самостоятельно, с последующей проверкой (24 часа)
в)Через одну трубу бассейн наполняется за 7 часов, а через другую опустошается за 8 часов. За какое время бассейн будет наполнен, если открыть обе трубы? – решить на доске (56 часов)
8. Индивидуальное задание сильным ученикам.
Это случилось жарким летом ...
На побережье реки Оки отдыхали друзья Коля, Володя и Серёжа. Чтобы выжить на отдыхе, друзья решили поймать пару рыбин и сделать отличную уху. Закинули удочки и стали ждать клёва. Поймав первую рыбину, друзья как-то сразу поняли, что двух рыбин не хватит. Да и десяти тоже. Порода, видимо, была такая - мелкая, да... Решили, что надо поймать штук 30, или больше.
За полтора часа Сережа поймал 10 рыб, Вова - 8, а Коля - 7. На уху почти хватало, но нужны были ещё дрова для костра. Вова предложил, чтобы в лес за дровами шёл тот, у кого меньше ловится, а остальные будут рыбачить ещё 40 минут. Так рыбы больше получится. Сережа (чемпион!) радостно согласился. Но тут Коля некстати вспомнил, что он 34 минуты готовил чай с бутербродами, а Вова 26 минут искал дополнительную наживку для всех.... И этот факт надо учитывать. Это было честно, и все согласились.
Уха получилась отличная!
Вопросы:
1. Кто ходил за дровами в лес?
2. Сколько всего было поймано рыб на уху?
Решение:
Кто ходил за дровами в лес?
Ловить рыбу остаются те, кто ловит быстрее. Значит, надо посчитать скорость ловли каждого. Необходимо рассчитать производительность. Для её расчёта нужно знать чистое время рыбалки у каждого.
У Сережи: 90 минут (полтора часа).
У Вовы вычитаем время на поиски наживки: 90 - 26 = 64 минуты
У Коли вычитаем время на приготовление чая: 90 - 34 = 56 минут.
производительность Сережи:
производительность Вовы:
производительность Коли:
Итак, медленнее всех ловит Сережа. Значит, в лес за дровами ушел Сережа.
2. Сколько всего было поймано рыб на уху?
Вова и Коля ловили 40 минут. Это классическая совместная работа.
(часть рыбы) – общая производительность
Коля с Вовой вместе ловят со скоростью рыбки в минуту. Для определения объёма (количество рыб), надо время ловли (40 минут) умножить на производительность:
А = t · р = 40 · = 10
Тогда количество пойманных рыб на уху равно:
25 + 10 = 35 штук.
Уха получилась отличная!
Ответ: за дровами ушел Сережа; всего было поймано 35 рыб.
9. Решение задач
Задача 1. 3 трактора за 3 часа вспашут вместе 3 гектара земли. Сколько гектаров земли вспашут 6 таких же тракторов за 6 часов? (12 га)
Задача 2. 2 робота за 2 минуты изготовят 2 детали . Сколько деталей изготовят 4 таких же робота за 4 минуты? (8 деталей)
Задача 3. 4 автоматические линии выпускают за 4 часа 4 тонны печенья.
Сколько тонн печенья выпустят 16 таких линий за 16 часов? (64тонн)
10. Домашнее задание
Составить задачу на совместную работу с использованием русских сказок.
11.Рефлексия
Итак, давайте подведем итог нашего урока. Чем мы занимались на уроке? Что нового узнали?
Если в задаче встречаются слова «выполнили работу вместе» или слова «совместная работа», значит это задача на совместную работу.
При этом все равно, какую работу выполняют: ставят двор, заливают бассейн, вспахивают поле или идут навстречу друг другу.