Учитель: а какая же цель нашего урока, что мы должны сегодня на уроке делать?
Дети: изучить народные праздники и обряды русского народа, научиться петь праздничные песни.
Учитель: молодцы, все верно. Мне хочется, чтобы каждый из вас проявил свои творческие музыкальные способности сегодня на уроке.
Как много бед прошло над Русью,
А песня русская – жива!
Учитель: Наша страна богата своей историей, традициями и конечно культурой. «Сказка – складка, песня – быль», - говорит пословица. Русские народные песни бесконечно разнообразны. В них глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Жизнь человека немыслима без песни. Они охватывают жизнь народа целиком, в её прошлом и настоящем. Испокон веков наши предки устраивали народное гуляние, посиделки, водили хороводы. И до сих пор мы исполняем традиционные фольклорные песни. Ребята. давайте вспомним что такое фольклор?
Дети: устное народное творчество, которое передаются из уст в уста.
Учитель: На какие же жанры делятся народная песня?
Учитель: А теперь давайте вспомним песню которую разучили на прошлом уроке
Исполнение песни. (Ой, сад во дворе)
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим какие же праздники есть у русского народа.
Учитель В каждый из праздников совершались определённые обрядовые действия и пелись к этому празднику песни. Ребята, давайте мы с вами вспомним для начала какие же праздники мы знаем.
Дети: по старинному календарю 25 декабря, а по новому 7 января - Что означает слово «рождество»? (Рождение) - Кто из вас знает рождественскую историю?
Дети: Давным-давно в старинном городе Назарете (слайд « карта») жила девушка Мария. Она была обручена с плотником Иосифом. Однажды явился Марии ангел и возвестил её о том, что она должна будет родить сына Божьего и назвать его Иисус, потому что он спасёт людей от грехов их) (показ слайда «Ангел несёт Марии послание от Бога») . И в этот день родился Христос
Учитель: Какие же были обряды этого праздника.
Ученик: Календарные обряды должны были обеспечить урожайный год, который принесёт благополучие и радость в каждую семью. По дворцам ходили ряженые. Наряжались животными (козой, конем, медведем), стариками и старухами Ряженые ходили от избы к избе и пели под окнами или в домах колядки.
Учитель : Кто знает что такое колядка
Дети: Это старинная рождественская и новогодняя обрядовая песня. Колядки поют, заходя с поздравлением в каждый дом, желая здоровья, хорошего будущего урожая, богатства, лада и мира в семье. Колядующих одаривают подарками
Учитель А теперь я предлагаю послушать рождественскую колядку.
Учитель Какое настроение передала вам музыка?
Дети: Радостное, праздничное.
Учитель: Теперь приготовимся к разучивании этой песни
Перед разучиванием настроимся на хоровую работу.
Если стоя хочешь петь головою не вертеть ,
Спину выпрямим скорей, руки, плечи все свободно петь приятно и удобно.
Песня
Уж как шла коляда из нова города,
Мы искали коляду у Ивана во дворе.
На Иванов двор, на пяти столбах,
На пяти столбах, на семи верстах.
Уж ты батюшка Иван, шелковая борода,
Шелковая борода, позлащена голова.
Ты не режь, не ломай, отдавай весь каравай.
Учитель: И не в некотором это было царстве и не в некотором государстве, а было на Руси святой. Жила – была березонька. Спала она крепким сном всю долгую зимушку. А весна – красна, пришла, солнышком пригрела, теплым ветром обвеяла и проснулась наша красавица. Проснулась, оглянулась, листочками обернулась, сережками украсилась, к празднику приготовилась.
Учитель:А что это за праздник?
Дети: Троица
Учащиеся:Троица – очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками берёз, травой, цветами, устраивают народное гулянье. На поляне девушки плели венки из травы и цветов. Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм, а после нее устраивали народное веселье с хороводами, играми, песнями.
Учитель: А теперь мы с вами побудем на этом празднике и познакомимся с хороводной песней «Земелюшка чернозем»
Я начинаю, а вы продолжаете. Для начала мне нужно нарядить березньку, а затем вокруг березки встанем в хоровод.
Учитель. Наш урок подходит концу, и давайте вспомним что мы узнали для себя новое на уроке?
Дети: Мы сегодня говорили об обрядах русского народа, как люди с давних времен устраивали праздники, познакомились с песней колядка, водили хоровод.
Рефлексия: А сейчас я хочу узнать какую оценку за урок вы себе поставите!
У вас на столе лежат 3 цветные нотки.
Если вы считаете, что справились со всем на отлично- приклейте к доске красную нотку.
Если хорошо- зеленую нотку.
А если вам было трудно- желтую!
(Если приклеили желтую нотку, спросить что было сложно, непонятно…)
Д/З Нарисовать любой понравившийся праздник.
Спасибо, вам за активную работу, было очень приятно с вами работать. И конечно мы поблагодарим наших гостей. Урок окончен (звучит музыка)