Информационная карта и сценарий внеклассного мероприятия "Родной обычай старины - Святки". Цель мероприятия: пробудить интерес у детей к народным традициям; способствовать становлению культурной идентичности, укреплению национального чувства; побуждать детей к участию в традиционных святочных праздниках
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тип мероприятия: закрепление полученных знаний, интегрированное занятие.
Цель мероприятия: пробудить интерес у детей к народным традициям; способствовать становлению культурной идентичности, укреплению национального чувства; побуждать детей к участию в традиционных святочных праздниках.
Задачи мероприятия
1. Ознакомить учащихся с историей, традициями и обрядами народного праздника «Святки».
2. Развивать познавательную и творческую активность детей, интерес к рукотворчеству.
3.Формировать представление о красоте труда, многообразии проявления декоративного искусства.
3.Воспитывать уважительное отношение к отечественным традициям, ценностям своего народа через осознание своей этнической и национальной принадлежности, содействовать сближению поколений.
Структура мероприятия
1.Встреча гостей;
2.Вступительная беседа о русском народном празднике «Святки»;
3.Исполнение учащимися русских народных песен, хороводов;
4.Выставка декоративно - прикладного творчества, рисунков на тему «Народный праздник – веселье, гадание, игры, забавы»;
5.Импровизированное гадание на воде с участием детей;
6.Чаепитие у самовара;
7.Подведение итогов, обсуждение, рекомендации.
Методы обучения: игровой, метод беседы и диалога, метод моделирования художественного творческого процесса.
готовность и способность обучающихся к восприятию русской культуры, сформированность мотивации к дальнейшему ее изучению, ценностно-смысловые установки и индивидуально-личностные позиции;
осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;
повышение мотивации к учебно –творческому процессу.
Предметные результаты:
• знать и понимать роль народной музыки в жизни человека, формы построения русских
народных песен и наигрышей , виды декоративно – прикладного искусства и
практическое применение их в повседневной жизни;
• уметь передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности;
• формировать эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска
средств ее осуществления;
• освоение способов решения проблем творческого характера;
Познавательные:
• формирование знаний о русском народном творчестве ;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• формирование умения находить прекрасное в народном творчестве.
Коммуникативные:
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе музыкально-
творческой деятельности.
Материально – техническая база: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальные инструменты.
Тематический праздник «Родной обычай старины – Святки».
Музыкальный репертуар, используемый на празднике:
Русская народная песня «Вдоль по улице метелица метет»;
Русская народная песня «По улице мостовой»;
Русская народная песня «Та –ра –ра»;
Песня «Гадание на Святки»;
Подблюдочные песни;
Русская народная песня «Валенки»;
Русская народная песня «Коробейники».
Подготовка к празднику:
Оформление кабинета в стиле русской избы: на окнах снежинки, макет печки, рисунки детей на тему «Зимний праздник –святки».
Стол, накрытый скатертью, с русской посудой и самоваром.
Вступление.
Зимой празднуется один из самых интересных народных праздников – Святки. Они длятся 12 дней. В это время исполняются самые заветные желания. Святки сопровождаются интересными обычаями и обрядами –святочные гулянья, колядования, гадания. Святки всегда являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний. Испокон веков наши предки в зимние вечера – под Новый Год, под Рождество пытали судьбу. Самый популярный способ – девичьи гадания. Особенно славились подблюдные песни. На стол ставилось блюдо с водой. В воду опускали колечки, накрывали блюдо полотенцем. Начинали петь подблюдные песни и под песни вынимали колечки. При этом рассказывалось, кого какая судьба ждет.
Сценарий проведения праздника.
Класс наряжен в виде русской избы с печью. В одном углу сидят маленькие девочки со старшей рукодельницей, вышивают.
На другой стороне стол со скатертью, на столе самовар, угощенье. Хозяйка избы сидит за пряжей в стороне. Взрослые девушки за дверью.
Хозяйка оставляет пряжу, подходит к окну.
Хозяйка: Есть ли в году время лучше, чем наша красавица – зима? Пусть она снежная да холодная, зато посмотрите, как она лес разукрасила. Каждая веточка снегом осыпана, каждая шишка будто в серебре.
1 девочка: Пусть река льдом скована, зато по ней теперь можно на коньках кататься.
2девочка: А как с горки полетишь – аж дух захватывает. Только бы не перевернуться!
Хозяйка возвращается на свое место.
Хозяйка: А еще зимой хороши долгие вечера. Кажется, будто кругом все волшебным сном заворожено – запорошено. Только звездочки ясные мерцают в небе, да клубится пар от дыхания.
(За дверью шум, смех, топот. Вбегают, смеясь, взрослые девушки, отряхивают с себя снег. Подбегают к печке, греют руки, садятся вокруг Хозяйки)
1девушка: Зимой нет лучшего занятия, чем прижаться к теплой
печке да слушать сказки про волшебные края да жар – птицу, а ты знай да прислушивайся, как трещат дрова в печи.
2девушка: Но самое веселое время зимой – это праздники. С самого дня зимнего солнцестояния водят ребята хороводы, катаются на разукрашенных лошадиных повозках, дарят друг другу гостинцы.
3девушка: А давайте, и мы споем песню про красавицу – зимушку, да снежную метелицу, которая замела все дорожки. Да не просто споем, а хоровод заведем.
Исполняется песня «Вдоль по улице метелица метет».
Поют старшие девушки. Садятся на места.
Снова работают, вышивают.
Хозяйка дома:
А загадать ли вам, красны девицы, загадки мудреные?
1 девица: Ой, загадай, добрая хозяюшка!
1заг. Шла девица из Питера,
Несла кувшин бисера.
Она его рассыпала.
Никто его не соберет,
Ни царь, не царица,
Ни красная девица. (Небо и звезды).
2заг. Летит орлица
По синему небу.
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча).
3заг. Морщинистый Тит всю деревню веселит. (Гармонь).
4заг. В лесу выросло, из лесу вынесли,
В руках плачет, а кто слушает – скачет. (Дудка).
1девочка: И мы засиделись, тоже хотим поплясать, ручки –ножки поразмять.
Хозяйка: А работу выполнили? Ниточка за иголочкой тянется, вот вышивание и получается. Чему вас наша рукодельница Наталья свет Алексеевна выучила?
Пояснительная беседа рукодельницы, показ работ.
Хозяйка: И вправду говорят: делу время –потехе час. Запевайте песню веселую, будем святки прославлять, гостей зазывать.
Поет младшая группа девочек.
Русская народная песня «По улице мостовой».
1девочка: Ой, ребята, та –ра –ра!
На горе стоит гора.
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
Выходит девочка в русском костюме, исполняет песню «Та –ра-ра».
Садятся на места.
1девушка: Слушайте, подруженьки, а ведь скоро святки –пора таинственных гаданий.
2девушка: Вот мы тогда погадаем, какая кому судьба достанется.
3девушка: Бродит сумрак у окна,
Гаданьям святочным пора.
Мы сейчас судьбу узнаем…..
Все: Погадаем?
4девушка: погадаем!
Общий свет выключить. Зажигаются фонари. Все участники садятся вокруг стола.
Хозяйка: По гаданьям да по всяким там народным приметам у нас большой знаток бабушка Лукерья. Вам бы ее к нам зазвать. Да и повыспросить про гадания.
Одна из девочек подходит к окну, смотрит вдаль.
- А чего ее звать? Вот она сама в гости к нам идет!
2девушка: Говорят, ты мастерица сказки сказывать да судьбу угадывать.
Лукерья: Люди зря говорить не станут. Правда, умею и сказки сказывать и судьбу отгадывать. Пойдемте–ка ближе к печке. Там и говорить теплее и гадать веселее.
Садятся вокруг маленького стола. Взрослые девушки ближе, младшие – чуть дальше.
Хозяйка: К нам приехали святые вечера
На конях, на соболях,
На лисицах, горностаях!
Лукерья: Уж вы девоньки, подруженьки мои!
Вы тихонько посидите у меня.
Пособите мне отгадывать,
Судьбу вашу да запрашивать.
Много гаданий есть на свете. Вы какие хотели бы узнать?
3девушка: Я слыхала, что можно гадать по песенкам. Есть такие песни, которые тоже могут судьбу предсказать. А ну, девушки, запевайте.
Песня «Гадание» - исполняют старшие девочки.
Лукерья: Как славно вы поете. А теперь погадаем. Найдется у вас подходящее блюдо?
Девушки: Найдется, найдется! (несут на стол блюдо).
Лукерья: Наливаем туда водицы. (наливает).
А теперь каждая из вас опускает туда свое колечко. Под песни будем колечки вынимать, судьбу узнавать.
Накрывает блюдо платком.
Все начинают петь 1 –ю подблюдную песню.
Лукерья: (вынимает кольцо).
- Чье кольцо?
1девушка: Мое!
Лукерья: Будешь жить в новом доме!
Поют 2 –ю песню.
Лукерья: (вынимает кольцо).
- Чье кольцо?
2девушка: Мое!
Лукерья: Жди на праздник много гостей!
Поют 3 –ю песню.
Лукерья: Чье кольцо?
3девушка: мое!
Лукерья: Будешь жить в богатстве да радости!
Говорит младшая девочка:
А я слышала про смешное гадание. Нужно подойти к чужому дому да бросить в ворота валенком. (смеется).
Лукерья: Есть такое гадание. Если хозяева засмеются, будешь жить весело, а если заругаются, будет у тебя много забот.
Девочка: А я сейчас попробую.
Берет валенок, подбегает к двери, кидает через плечо за дверь. Раздается громкий крик «Ой!». Входит мальчик с валенком в руках, прикрывает рукой синяк под глазом.
Ваня: Чего это вы, девчонки, надумали валенками кидаться? Чуть до смерти не убили!
Девочка: Ваня, не сердись, я не в тебя целилась. Просто гадание такое.
Хозяйка: Не обижайся, Ванюша. Девочки тебе и песенки споют и хоровод заведут.
Песня «Валенки» - исполняет ученица 3 «А» класса.
Ваня: Хорошо поете, спасибо вам за песню. А можно я к вам ребят позову? Они совсем замерзли, а постучать стесняются!
Хозяйка: Конечно, зови!
Ваня идет к двери, зовет товарищей.
Заходят гурьбой мальчики, один из них исполняет на баяне народный наигрыш.